КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мораль и неорганическое бытие__________Неорганическое бытие максимально удалено от нравственной жизни. Обходиться с человеком как с вещью — значит проявлять крайнюю степень безнравственности. Во взаимодействии вещей и протекании физических процессов нравственность представлена лишь как чрезвычайно абстрактная и отдаленная возможность. Но если бы такая возможность отсутствовала совсем, возникновение нравственности являлось бы ничем не детерминированным преобразованием материи. Очевидно, в неорганическом бытии присутствуют силы, согласованное действие которых образует, через несколько промежуточных звеньев, основу последующей моральной регуляции. Важнейшими из таких сил являются притяжение и инерция. Благодаря притяжению происходит объединение отдельных тел друг с другом и образование сложных систем, благодаря инерции тела остаются самими собой, сохраняют некую устойчивую структуру. Тяготение и инерция действуют в противоположных направлениях. В том физическом явлении, которое называется «гравитационным коллапсом» или «черной дырой», границы между отдельными телами снимаются, и эти тела становятся как бы одним телом столь невероятной плотности, что даже световое излучение не может преодолеть сил тяготения. В зависимости от массы тела притяжение действует в активной или пассивной форме. Более массивные тела притягивают к себе меньшие по массе; те, соответственно, притягиваются к большим. Инерционные силы, открытые впервые Г. Галилеем, в своем предельном выражении, т.е. в абстракции от сил притяжения, представляют собой тенденцию к сохранению наличного состояния, будь то состояние движения или покоя (который всегда относителен). Если тяготение представляет собой взаимодействие и непосредственно выражается в нем, то инерция — это сила, которая направлена против взаимодействия и выражается опосредованно в сопротивлении, отталкивании, вязкости, прочности, затухании колебаний и т.п. Неорганический мир — это противоречивое сочетание притяжения и инерции, неоднородности и однородности, непрерывности и дискретности. Он имеет системную организацию, т.е. являет собой бесконечную совокупность относительно открытых и относительно замкнутых систем. Открытость системы — в ее способности включать в свой состав другие системы как элементы или включаться в более сложные системы в качестве элемента. Закрытость системы обусловлена тем, что ее наличные элементы связаны между собою более прочно, чем с элементами других систем. Возможно, инерционность является частным случаем относительной закрытости системы или, наоборот, закрытость системы есть следствие сил инерции. Быть для неорганической системы значит: 1) вступать во взаимодействие с другими системами, 2) сохранять качественную определенность. Процесс перехода от небытия к бытию называется, как известно, возникновением, обратный процесс — уничтожением. Вследствие системной организации бытия в нем присутствуют существенные и несущественные связи, происходят положительные и отрицательные изменения. Положительно такое изменение, когда определенная система включается в другую, более объемную систему, не утрачивая при этом своей относительной закрытости, т.е. продолжая пребывать тем, чем она была до включения. Отрицательное изменение — это разрушение какой-то системы: либо ее распад на не связанные друг с другом, более простые элементы, либо поглощение другою системой, ведущее опять-таки к уничтожению прежних внутренних связей. Различие существенных и несущественных связей полагается пространственно-временными границами системы. Быть существенным — значит иметь определенное значение для системы, в конечном счете, влиять на ее существование или несуществование. Самое существенное негативное значение для системы имеют те изменения, которые нарушают равновесие действующих сил. Силы, которые поддерживают внутренние связи системы, не выдерживают напора внешних воздействий, и система разрушается. Однако степень совершенства системы определяется не только ее прочностью, но некоторым сочетанием прочности и подвижности. Наряду с инерцией в неорганическом бытии действует притяжение, наряду с относительной замкнутостью системы существует ее относительная открытость. Более совершенна та система, которая способна не только сохранять устойчивость, но и включаться в более обширные системы. Плазма и твердое состояние вещества образуют как бы два полюса, между которыми — посередине или близко от середины — находится оптимальное сочетание устойчивости и подвижности. Для сравнения неорганических систем по степени совершенства в естествознании используются понятия хаоса и порядка. Мерой хаотичности состояния системы в термодинамике выступает энтропия. Согласно второму началу термодинамики, в закрытых системах энтропия возрастает. Иными словами, в них происходит структурное упрощение, нарастание однородности элементов и случайности связей между ними. В пределе система достигает абсолютного равновесия. Порядок, как противоположность хаосу, выражается в том, что элементы системы действуют согласованно друг с другом, например, каждый из них изменяет характер движения одновременно со всеми остальными. Различие между хаосом и порядком является объективным, но относительным. При определенных условиях на уровне неорганического бытия из хаоса возникает порядок,т.е. наблюдается переход из менее совершенного состояния в более совершенное. Возможности такого перехода изучаются синергетикой — наукой о самоорганизующихся системах, возникшей в XX в. на стыке различных отраслей (И. Пригожин и другие представители Брюссельской школы, СП. Курдюмов и его последователи в Москве и др.). В синергетических исследованиях была обнаружена и описана способность к самоорганизации в некоторых неорганических системах. Примером самоорганизующихся процессов являются химические реакции автокатализа. В таких процессах будущее состояние системы воздействует на ее настоящее состояние, как бы притягивает его к себе. Отдельные элементы внезапно начинают действовать как согласованный ансамбль, приобретают загадочную способность реагировать друг на друга, причем на весьма значительных расстояниях. Скопление частиц в таком состоянии становится системой в собственном смысле. Наиболее общую основу нравственности составляет способность к самоорганизации, к превращению хаоса в порядок.Коренным отличием этой способности в моральной жизни выступает то, что противодействие энтропии приобретает осознанный и целенаправленный характер. Роль силы притяжения играет идея высшего блага, вернее, то, что составляет ее предмет, а состояние равновесия приобретает форму душевной устойчивости и покоя: апатии или атараксии, удерживающих от падения на более низкий уровень бытия. Мораль есть своеобразный компромисс между притяжением и инерцией. С одной стороны, она делает человека открытым миру, вовлекает его в водоворот жизненных связей и событий(иногда почти «турбулентного» характера); с другой — закрывает и обособляет его, побуждает остаться «наедине с собой» и в самом себе.
|