КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизацияСтр 1 из 11Следующая ⇒ Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Блок: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
Для студентов 2 курса специальности
1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)
автор - доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств Томашева И. Г.
Минск 2011 ТЕМА ВВЕДЕНИЕ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Вопросы I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация. III. Архитектура Древнего Египта IV. Изобразительное искусство Древнего Египта I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры. Искусство – важнейший элемент человеческой культуры; одна из форм общественного сознания. Как и другие формы общественного сознания (наука, религия, политика, право и т.д.) искусство не только осмысливает и отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие (преобразует ее). Функции искусства: · Познавательная · Информационная · Коммуникативная · Компенсационная · Эвристическая · Развлекательная · Гедонистическая Как целостная форма общественного сознания подразделяется на виды и жанры. Принадлежность произведения искусства к тому или иному виду искусства зависит от того, какими средствами выражается его содержание. Виды искусства: · Пространственные (статические), к которым относятся изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура), а также архитектура и декоративно-прикладное искусство · Временные (динамичные) – музыка, литература · Пространственно-временные (синтетические) – театр, кино и т.д. Жанр – это деление произведений искусства внутри вида по предметному признаку. В каждом виде искусств существуют свои жанры. Наиболее распространенными в изобразительных видах искусств являются жанры портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.
II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация 1. Сакральность. 2. Консервативность. Каноничное искусство (от слова «канон») – ориентированное не на новацию, а на воспроизведение освященного образца. 3. Установка на фиксацию вечного, а не изменчивого. 4. Синтез всех видов искусств, при ведущей роли архитектуры. 5. Монументальность и гигантизм.
Периодизация Древнее царство (к. 4 тыс – 2,5 тыс. до н. э.) - 1-6 династии. Складывание древнеегипетского государства (объединение Верхнего и Нижнего Египта). Столица Мемфис. Основные завоевания в области искусства: · определяется основные виды и жанры искусства; · устанавливается их иерархия; · складывается система канона. Искусство этого периода отличается: · лаконичностью в форме выражения; · строгостью и обобщенностью в передаче образа; · стилистической однородностью. Среднее царство (21 – 18 вв. до н. э.). 11-12 династии. Период политически и экономически весьма нестабильный, что было связано с возвышением номов. Столица – Фивы. Искусство характеризуется: · наличием двух стилистических линий: столичная школа и местные центры; · большей творческой свободой; · большей конкретностью в воплощении тем, соразмерностью их трактовки с миром человека. Новое царство (16 – 11 вв. до н. э.). 18-20 династии. Период наибольшего могущества египетской империи. Столицы – Фивы, Ахетатон. Подпериоды: · искусство первой половины Нового царства (16-15 вв. до н. э.); · искусство середины Нового царства (первая половина 14 в. до н. э.) – время правления Аменхотепа IV (Эхнатона) – амарнский период; · искусство второй половины Нового царства (втор пол 14 – нач. 11 в до н. э.). Искусство характеризуется: · имперскими амбициями · нарастающей декоративностью. III. Архитектура Древнего Египта Гробницы – эволюционный ряд: 1. Мастаба. Мастабы в Гизе, Древнее царство,30-28 века до н. э. Демонстрируют основные характеристики древнеегипетской архитектуры: · стремление к геометризму и линейности · к простоте форм · к симметрии · к большимповерхностямстен. Основные средства архитектуры – объем, масса, ритм. 2. Ступенчатая пирамида - Пирамида Джосера, Саккара,Древнее царство,3 династия, ок 28 века до н. э., архитектор Имхотеп – увеличение мастаба по вертикали. 3. Пирамида Снофру, Медум, Древнее царство, 4 династия, 28 век до н. э. 4. «Ломанная» пирамида Снофру, Дашур, Древнее царство, 4 династия, 28 век дон. э. – поиски оптимального угла наклона боковых граней. 5. «Красная» пирамида Снофру, Дашур, Древнее царство, 4 династия, 28 век дон. э. – первая в истории «правильная» пирамида. 6.Классические пирамиды - Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (Хуфу, Хафра и Менкаура),Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э.Пирамида Хеопса (архитектор Хемиун): по сообщению Геродота строили 100 тыс. человек 20 лет. Длина стороны – 233 метра, высота – 146 метров. 7.Пирамиды Среднего царства: · уменьшаются в размерах; · возводятся на основе каменного каркаса. 8.Скальные гробницы – появляются в Среднем царстве. Портик скальной гробницы Сренпута 2,Бени-Хасан,Среднее царство,12 династия, 20 век до н. э. Развиваются в Новом царстве.
Храмы Древнее царство Первые храмы возводились возлепирамид. Схема пирамидального ансамбля Джосера, Саккара, Древнее царство, 3 династия, 28 век до н. э., Имхотеп. Общая площадь – 1500 м². Композиция храмового комплекса 4 династии - Реконструкция храмового ансамбля Хефрена, Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э. · Нижний заупокойный храм. Гипостиль Хефрена, Гизэ,Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э. Древнейший пример развитой стоечно-балочной системы, где роль опор выполняли пилоны. · Дромос · Верхний заупокойный храм: - гипостиль - перистиль - секос. Солнечные храмы - посвященные богу солнца Ра. Начали возводиться при фараонах 5 династии. Реконструкция храма Ниусерра, Абусир, Древнее царство, 5 династия, 25 век до н. э. – традиционная система храмовых пространств, но центр верхнего храма обозначен обелиском. Среднее царство Появляется тип полускального храма - храм Ментухотепа 1, Дейр эль Бахри, Среднее царство, 11 династия, 21 век до н. э. – сочетаются традиции храмовой архитектуры Древнего царства и современной архитектуры номархов. Лабиринт Аменемхета 3, Фаюм, Среднее царство, 12 династия, 19-18 века до н. э. – общая площадь 72 тыс. м², что предваряет масштабные постройки Нового царства. Новое царство Расцвет храмового строительства. Развиваются три основных типа храма: Наземный храм. Структура: - перистиль, - гипостиль, - секос. Композиция фасада: - 2 пилона - статуи фараона - 2 обелиска - 2 ряда сфинксов. Храм Амона в Карнаке, Новое царство, 2 тыс.–1 век до н. э., основные части построены архитекторами Инени, Аменхотепом, сыном Хапу и Аменхотепом Младшим. Храм Амона в Луксоре, Новое царство, основные части построены в 15 – 13 веках до н. э. архитекторами Аменхотепом Младшим и Бекенхонсу. Полускальный храм - Храм Хатшепсут, Дейр эль Бахри,Новое царство,18 династия, 15 век до н. э., архитектор Сенмут – обращение к архитектурным формам храма Ментухотепа 1. Скальный храм – структура аналогична наземному храму. Храм Рамсеса 2, Абу-Симбел, Новое царство, 19 династия, 13 век до н. э.
|