КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись Древней РусиВ Древней Руси развивались следующие виды живописи: - монументальная - иконопись - миниатюра. Мозаика была популярна только до 12 века. Главный центр – Киев. Мозаики Киевской Софии– византийский канон расположения изображений в интерьере храма: Оранта, сер 11 в. Евхаристия, сер 11 в. Выполнялись византийскими мастерами в содружестве с русскимиучениками. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, Киев - Дмитрий Солунский,, 1111-1113 гг., ГТГ – работа константинопольских мастеров. Одна из особенностей древнерусской живописи - популярность военных образов (Д. Солунский, Г. Победоносец, князья Борис и Глеб).
Иконопись Самые ранние иконы из сохранившихся – 11 век. Очень близки византийским по манере живописи, но значительно больше по размерам. Апостол Петр и Павел, 236х147, 11 в., Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород – высокий, торжественный строй. Устюжское Благовещение, к. 12-нач. 13, новгородская школа, ГТГ. Ангел Златые власы, 12 в., темпера, ГРМ: В 12 веке на Руси создавались оплечные деисусные композиции на одной доске: Деисусный чин, нач 13 в., ГТГ Деисусный чин с архангелами, к. 12 в., ГТГ – редкая композиция со Спасом Эммануилом и 2 архангелами. Богоматерь Великая Панагия, ок.1114 г., ГТГ - (происходит из Ярославля) – демонстрирует характерную для икон 11-12 веков связь с монументальной живописью. Святой Георгий, нач. 12 в. темпера, Успенский собор Московского Кремля - самый популярный на Руси образ святого воина. Спас Нерукотворный, втор. пол. 12 в., ГТГ, (происходит из Новгорода) – классическая интерпретация образа Спасителя. Спас Нерукотворный, к.14-нач. 15 вв., музей им. А. Рублева, Москва – одухотворенная энергетика образа. Икона 13 века «Комниновские» интонаций иконописи 11-12 вв. уступают место национальному подходу к живописи. Святой Никола, 1294, из церкви Николы на Липне, Алекса Петров, Новгородский государственный объединенный М-заповедник – доминируют плоскостные начала и яркий локальный колорит. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, Новгород, 13 в., ГРМ – пример краснофонной иконы. Произвольные пропорции в изображении человека. С этого времени яркий цвет становится отличительной чертой многих русских икон. Владимир, Борис, Глеб, 15 в, темпера, новгородская школа, частное собрание. Борис и Глеб на конях, 1340-е гг., московская школа, темпера, ГТГ. Святые Борис и Глеб с житием, к. 14 в., ГТГ – пример житийной иконы с клеймами на полях. Феофан Грек Византийский художник – «исихаст»; стал работать на Руси с 70-х гг. 14 века. 2 периода в творчестве: · новгородский - экспрессивный стиль · московский – более мягкая манера живописи. Работы Ф. Грека: · фрески Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378 г.): - почти эскизная манера письма; - отсутствие многоцветия; - «движки»; - трагическое прочтение образа.
|