КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Столпник АлимпийМакарий Египетский Пантократор Троица · Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле (в соавторстве с А. Рублевым и Прохором из Городца) (1405 г.). Икона «Преображение», из Благовещенского С, 1405 г. · Иконы - «Донская Богоматерь», ок. 1392 г., ГТГ (с оборотной стороны «Успение Богоматери»).
Андрей Рублев(ок. 1360-1430). Ведущий мастер московскойиконописнойшколы 15 в. Работы А. Рублева: · Иконостас Благовещенском собора Московского Кремля (1405) – совместно с Ф. Греком и П. из Городца. · Фрески Успенского собора во Владимире (1408) – совместно с Даниилом Черным. · Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой (20-е гг. 15 в.). Икона «Троица» · Иконостас Савино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1420-1430-е гг). · ряд миниатюр Манеру Рублева отличает: - глубокая человечность образов - возвышенная одухотворенность - открытость, доверчивость эмоционального рассказа - красота поэтического, смягченного созерцания. Ангел, миниатюра из «Евангелия Хитрово», ок. 1400 г., пергамент, Российская гос. биб-ка, Москва – преобладание певучих круговых очертаний. Спас, из Звенигородского чина, нач. 15 в., ГТГ. – возвышенный и мудрый образ Спасителя, открытый миру своей добротой, кротостью, ласковостью и доверчивостью. «Троица», 1420-е гг, ГТГ – проповедь душевного согласия и единения людей соединяется с готовностью принесения великих жертв во имя идеала.
К концу 14 века христианское искусство выработало 2 основных иконографических типа «Троицы»: · «Троица Ветхозаветная» · «Троица Новозаветная» - -первый вариант - Отечество,нач. 15 в., новгородская шк, ГТГ - второй вариант – собственно «Троица Новозаветная». Дионисий – (1430-е - умер после 1502). Работы Дионисия: · иконы – Распятие, 1500 г. · фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, ок. г. Кириллова (ок. 1500 г.) Манеру Дионисия отличает: - праздничность и нарядность - тонкий рисунок - изысканный светлый колорит. Роспись алтарной апсиды собора в Ферапонтовом монастыре.
Формы русского иконостаса Тип высокого иконосаса сложился на Руси в конце 14-начале 15 веков. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1405 Чины иконостаса (сверху вниз): · Праотеческий - в центре – «Троица» или изображение Саваофа · Пророческий – в центре извод Богоматери (чаще всего, «Знамение»). · Праздничный · Деисусный - в центре – «Спас на престоле» или «Спас в силах» · Местный чин. - царские врата – вход в жертвенник и диаконник - «Евхаристия» - икона Богоматери (чаще «Одигитрия») - икона Иисуса Христа (чаще «Вседержитель») или самая почитаемая икона в данном храме.
Иконостас церкви Ильи Пророка, Ярославль, 1647-50 – резные и позолоенные тябла. Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского м-ря, Истра, 1658-1666 – уникальные керамические иконостасы, выполненные белорусскими мастерами под влиянием объемной (флемской) резьбы по дереву.
Иконы 17 века Под влиянием светского западноевропейского мировоззрения русская икона утрачивает классическую ясность выражения и ту высокую одухотворенность, которую она имела в пору своего расцвета. Стоглавый собор (1551 г.) - устанавливает 2 вида иконописных изображений: - «письмо бытейное» - «письмо притчами»
«Строгановская» И Чудо Федора Тирона о змее, Никифор Савин, темпера, нач. 17 в., ГРМ: - излишняя повествовательность сюжета - миниатюрная тонкость письма
Отличительная черта русской иконописи 16-17 веков – появление новых многофигурных (хоровых) композиций. О тебе радуется, сер 16 в, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник – многословность повествования. Симон Ушаков Возглавлял Иконописную палату в Оружейной мастерской. Произведения (росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы. Спас Нерукотворный, 1658 г., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Троица, 1671, ГРМ – причудливо соединяет перспективную трактовку заднего плана с «рублевской» композицией Троицы. ТЕМА
|