КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Декоративно-прикладное искусство средних веков1. Раннее средневековье(500-1000 гг.) · Основная область развития – декоративно-прикладное искусство. Вотивные короны (Рецисвинт) 7 в., золото, драг камни, Париж, музей Клюни и Мадрид. Корона Оттона 1, Германия, 961 г. - приоритет массы над изяществом - любовь к ярким цветовым сочетаниям. · Изображение человека – редкость. Преобладает орнамент: плетенный или абстрактный звериный.
Несколько центров искусства: - Италия – остготы, лонгбарды – ощутимы отзвуки античных художественных традиций. - Англия и Скандинавия – кельты, англосаксы – стихия варварского народного искусства. После христианизации главная сфера художественного творчества – миниатюра. - Галлия и северо-западная Германия – франки - классическое раннесредневековое искусство, в котором органично переплелись варварское и античное художественное мировоззрение. - Испания – вестготы. Искусство остготов и лангобардов в Италии Гробница Теодориха, 526-530, Равенна – заимствование античной формы и ее упрощение. Лонгбарды предпочитали возводить базилики с криптами – характерные формы зодчества раннего средневековья.
Искусство франков · Меровинги · Каролингское возрождение(посл. четв. 8 – перв. пол 9 в.) Капелла в Аахене, 795-805, Эйд из Меца – по подобию церкви Сан-Витале в Равенне (6 век): - центрическое сооружение - куполообразный свод на барабане - хоры - аркада на колоннах. Конная статуэтка Карла Великого, перв. пол. 9 в., литье из бронзы – идеал мужества и непоколебимой мощи. Врата монастыря в Лорше, 8-9 вв – сочетание классических и варварских архитектурных элементов.
2. Искусство Западной Европы эпохи романики Термин «романский стиль» появился в начале 19 века. Периодизация · раннероманский период (сер. 10 - сер. 11 вв.); · зрелый романский период (сер. 11 - сер. 12 вв.). В Германии и Италии романское искусство развивается на всем протяжении 13 века. Храм – ведущий тип – базилика. Самые крупные романские базилики имели сложную структуру. План Третьей церкви, Клюни, 1088-1107, Франция - 5 нефов, - 2 трансепта, - нартекс с 2 башнями, - деамбулаторий с капеллами-абсидиолами - башня над средокрестием. Вся внутренняя структура храма полностью отражена в его внешнем облике - Собор в Вормсе, 1171-1234, Германия – храмы напоминает крепости. Основа художественного образа – стена, толщина и прочность которой были главными критериями красоты. - крипты Главный признак романской архитектуры – использование каменных сводов. Самый распространенный свод – цилиндрический, который укреплялся подпружными арками и контрфорсами. Архитектура Франции 1.Бургундская школа Центр – Клюни. Третья церковь, Клюни, 1088-1107 Церковь в Паре-ле-Мониаль, нач. 12 в. Особенности архитектуры: - центральный неф значительно выше боковых - чрезвычайно развитый трансепт - башни (на фасаде и средокрестии) - широкий нартекс - отсутствие эмпор - перекрытие центрального нефа коробовым сводом Церковь Нотр-Дам в паре-ле-Мониаль, нач. 12 в. Собор Сен Лазар в Отене, перв. пол. 12 в.: · поддерживают и укрепляют свод подпружные арки · стены среднего нефа делятся на три яруса. 2.Школа Оверни: - зальные церкви - 3 нефа - эмпоры. Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране, сер 12 в. Церковь Сен-Нектер, ок. 1080 г. ЦерковьСен Мишель д’Эгиль, близ Пюи, 12 в. – живописно расположена на вершине островерхого пика. 3.Школа Пуату - зальные церкви - без эмпор -богатый декор западного фасада. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, 11-12 вв. 4.Школа Периге - влияние Византии → купола. Церковь Сен Фрон в Перигё, 1120-1179 Собор Сен Пьер в Ангулеме, ок. 1128
Архитектура Германии 1. Раннероманский период – Оттоновскоевозрождение – время правления саксонскойдинастии (919-1024) Ведущая архитектурная школа - саксонская Церковь св. Михаила в Гильдесгейме, 1010-1033 Церковь св. Кириака, Гернрод - двухсторонняя ориентация - 4 башни на фасадах - чередование опор в интерьере - деревянные перекрытия центрального нефа - эмпоры - крайняя скупость наружного декора. 2.Зрелая романика Ведущая архитектурная школа – рейнская. Имперские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе) – на основе саксонских традиций, но - трансепт выделен слабее - нет эмпор - крестовые своды - «связанная система» - архитектурный декор: слепые ниши и карликовые галереи. Кельнская школа– церкви с «трехлепестковым» планом. Церковь Апостолов в Кельне, 12-13 вв. – сочный архитектурный декор. Архитектура Англии: · в основе – традиции французской архитектуры · четкой границы между романским и готическим стилем не просматривается. Храмы отличались: - большими размерами - равной протяженностью нефов и хора - отсутствием апсид - разнообразными комбинациями башенных объемов - обильный декор фасадов. Собор в Или, 1083-1190 В английской архитектуре рано появились конструктивные элементы готики – Собор в Дареме (Дерхеме), 1096-1133 - стрельчатый свод на нервюрах.
Архитектура Италии · сильнее выражены светские тенденции · преемственность с античными традициями · ансамблевое построение: церковь, баптистерий и колокольня Соборная площадь Пизы, 1063-1350. · использование атриумов Собор Сант Амброджо в Милане, западный фасад, 12 в. Основные школы: 1.Ломбардия – классические формы романики. Собор Сант Амброджо в Милане, 12 в. - прямая связь с раннехристианскими базиликами - крестовые своды - плоский фасад со щипцовым завершением Собор Сан Микеле в Павии, 12 в. Собор Сан Дзено в Вероне, 12 в. – крыльцо-балдахин
2.Юг и Сицилия – влияние Византии Собор Сан Джованни дельи Эримити,Палермо, 12 в. – купольная базилика. Собор св. Марка, Венеция, 11-17 вв.: - крестовокупольный храм в форме греческого креста - 5 куполов. 3.Тоскана – проторенессансные тенденции. 2 основных центра: · Пиза Соборная площадь в Пизе – архитектурный ансамбль, объединенный единым мотивом ярусных аркад: - Собор в Пизе, 11-12 вв., архитекторы Бускето и Райнальдо - Баптистерий, 12в., Диотисальви - Пизанская кампанила,12-14 вв., Вильгельм и Боннано. · Флоренция – архитектура «инкрустационного» стиля Собор Сан Миньято аль Монте, кон. 11- нач. 13 вв. – двухярусный фасад, облицованный разноцветным мрамором. Скульптура эпохи романики Расцвет романской скульптуры – втор. пол. 11 – 12 века. Наибольшего развития достиг рельеф. Основное место сосредоточения – капители колонн (капители церкви Сен-Поль, Иссуар, овернская школа, сер 12 в.) и фасады зданий. Франция – центр скульптурного декора на фасаде - портал. Основной материал – камень. · Бургундия - тимпан С. Сен Лазар, Отен,мастерЖильбер (Гислебертус), 1130-1140 – изображение Страшного суда. Ева, собор в Отене, мастерЖильбер (Гислебертус), после 1125 – редкий пример лирической трактовки образа. · Лангедок – более эмоциональная и драматическая трактовка образов. Портал церкви Сен Пьер, Муассак,перв. пол. 12 в. – сцена Апокалипсиса. Апостол Петр, портал Ц. Сен Пьер, Муассак, 1130-1135 – неистовый динамизм изображения. · Прованс – влияние античных традиций. Фасад церкви Сен Жиль дю Гар, Прованс, сер. – посл. треть 12 в.
|