КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Германия. · Скульптура сосредотачивалась во внутренних помещениях храмов.· Скульптура сосредотачивалась во внутренних помещениях храмов. · Основной материал – бронза, дерево. · Главные завоевания – в области изображения отдельной фигуры. Распятие из Кельна, 970 г., Кельн, собор – образ умирающего человека, выраженный в суровых, спокойных формах.
Монументальная живопись Сохранилась во фрагментах. Основные принципыкомпозиции: · предпочтение отдавалось библейским сюжетам исторического плана, расположение которых подчинялось продольному плану базилики – росписи церкви Сен Савен сюр Гартен, Пуату, нач. 12 в.; · главный акцент поставлен на росписи центральной апсиды, где чаще всего изображали Христа на троне – Христос на троне, фреска апсиды церкви Сант-Анджело-ин-Формис, 1072-1087 · на западной стене храма – Страшный суд. Франция: · «школа светлых фонов» - фрескицеркви Сен Савен сюр Гартен, Пуату, нач. 12 в. - светлый фон с темной полосой, обозначающей землю; - охристые цвета. · «школа синих фонов» - фрески капеллы в Берзе-ла-Виль, нач. 12 в. - синий фон, - богатый и яркий колорит. Испания Лучше всего сохранилась живопись Каталонии (12 в.) - фрески церкви Сан Клементе в Тауле,ок. 1123 г., Барселона, музей каталонского ис-ва; фрески церкви Санта Марияв Тауле, ок. 1123 г., Барселона, музей каталонского ис-ва. Особый тип станковой живописи Испании – фронталес. Фронталес, к. 11-нач. 12 вв., Барселона, музей каталонского искусства. 3. Искусство Западной Европы эпохи готики
Архитектура Готическая конструкция – это: · крестовый свод · стрельчатая арка · каркасная система возведения здания – схема кладки каркаса - 4 опоры - щековые арки - оживы - нервюры (гурты) – лиерны, тьерсероны, контрлиерны. Боковой распор гасили за счет конрфорсов и аркбутанов – вид собора Нотр-Дам с боку, Париж, 12 в. Особенности готических храмов: · стены перестают играть ведущую роль; повсеместно заменяются проемами; фреска уступает место витражу; · пространство становится более динамичным, в интерьере – устремленным вверх, в экстерьере - открытым во вне; · роль западного фасада значительно возрастает; · в интерьере отказываются от эмпор и крипт. Франция Колыбель нового стиля – королевская провинция Иль де Франс. Первый памятник – базилика Сен-Дени; перестройка началась в 1137 г. аббатом Сугерием: - план –тенденция к единству внутреннего пространства - западный фасад: - три портала; - окно-«роза» - две башни. Периодизация французской готики: · ранняя готика – посл. треть 12-перв. четв. 13 вв. · зрелая готика – 20-е гг. 13 в. – к. 13 в. · поздняя готика – 14-15 вв. (см. «интернациональную готику») Ранняя готика Собор Нотр-Дам, Париж, втор. пол 12 – 14 вв. – развитие принципов собора Сен-Дени: - план – 5-нефный храм с двойным обходом хора; «связанная система»; - западный фасад – три яруса с «галереей королей» и окном-«розой»; - интерьер – крестовый свод, но пока еще относительно пологой формы. Собор в Лане, втор. пол. 12-нач. 13 в. - более архаический памятник: - план– 3-нефная базилика с развитым трансептом - западный фасад – готическая схема с некоторыми реминисценциями романики. Переход к зрелой готике – собор в Шартре, к. 12 – перв. пол. 13 вв. Зрелая готика Собор в Реймсе, 1212-1311 - план - 3-нефная базилика, с не развитым трансептом; отказ от романской «связанной системы»; - западный фасад – доминирует вертикаль; - поперечный разрез – отсутствуют эмпоры. Собор в Амьене, проект Роберта де Люзарша, 1220-1269 - план - западный фасад – окно-«роза» переместилась в третий ярус; - интерьер – мозаичный пол в виде «лабиринта». Собор в Бове, 1225-1272 – определился предел возможностей готической конструкции.
Англия Особенности английской готики: · элементы готики появились в посл. четв. 12 в. · монастырский характер архитектуры: - большая протяженность храмов, - многосоставная конструкция, - растянутые в ширину фасады, - два трансепта, - башня над средокрестием, - сложные конструкции сводов, - повышенная декоративность. Периодизация английской готики: · «ланцетовидный стиль» - 1170-1300 Собор в Солсбери, 1220-1270. · «украшенный стиль» - 70-е гг. 13 в – посл. четв. 14 в. Собор в Личфилде, 13-14 вв. Собор в Эксетере, 14 в. Солсбери, зал капитула, 1280 - зонтичный свод. · «перпендикулярный стиль» - 1350-сер. 16 в. Капелла Королевского колледжа в Кембридже,1466-1515 Клуатр собора в Глочестере, 1351-1377. Германия Периодизация немецкой готики: · ранняя (13 в.); · зрелая (14 в.); · поздняя (с к. 14-до нач. 16 вв.). Особенности немецкой готики: · элементы готики первоначально (перв. пол. 13 в.) проявляли себя только в области декора - собор в Лимбурге на Лане, нач. 13 в.; · долго сохранялись романские традиции: - доминантой архитектурного ансамбля оставались башни. Собор в Фрейбурге, 1200-1513 – однобашенный фасад. - сохранялись обычные для более ранней немецкой архитектуры 3 апсиды вместо венца капелл. Церковь св. Елизаветы, Марбург,1235-1283 - суровый наружный облик храмов. Главный памятник немецкой готики – собор в Кельне, план 1248, достраивали до 19 в. – влияние французской готики: · план · западный фасад – изощренный архитектурный декор в традициях поздней готики. Скульптура эпохи готики Франция Ранняя готика Традиционным центром скульптурного декора оставался портал. Центральный портал собора Сен-Дени, перв. пол. 12 в.-тимпан со сценой Страшного суда : - фризовая композиция; - в трактовке сюжета заметно ослабление драматического начала. Правый портал западного фасада Шартрского собора, сер. 12 в. –– введение в иконографию монументальной скульптуры темы прославления Богоматери. Тимпан левого портала западного фасада собора Нотр-Дам, Париж,1210-1220 – сцена «Коронование Богоматери Христом» Центральный («королевский») портал западного фасада Шартрского собора, сер. 12 в. – статуи-колонны (женские и мужские фигуры с явно подчеркнутой вертикалью форм) – первый шаг к рождению монументальной статуи. Скульптура южного фасада Шартрского собора, 1220-1230 – образы святыхМартина Турского, Иеронима, Григория Великого: - более свободная постановка фигур, трактовка движения; - индивидуализация образов; - намечена композиционная и психологическая связь между персонажами. Скульптура северного портала Шартрского собора, после 1204 г – статуарная группа «Встреча Марии и Елизаветы» - диалог двух женщин, переданный одухотворенной игрой складок одежды. Жертвоприношение Авраама, скульптура Шартрского собора, 12 в. – психологическая правда человеческих чувств. Зрелая готика - скульптура · продолжает завоевывать окружающее пространство, · исследовать психологические глубины человеческих душ, · пытается вырваться из рамок средневековых условностей и стремится к внешней красоте образов. Благословляющий Христос, скульптура западного фасада Амьенского собора, втор. четв. 13 в. – образ «Прекрасного Бога». Встреча Марии и Елизаветы, скульптура собора в Реймсе, 1225-1240: - апогей развития готических драпировок («мокрые складки») - тонкое психологическое единение фигур. Поздняя готика – со втор. пол 13 в. В скульптуре утверждается подвижный и галантный стиль (см. «интернациональную готику»). Ангел, сцена «Благовещение», скульптура западного фасада собора в Реймсе, ок. 1260 Иосиф-плотник, сцена «Принесение во храм», скульптура западного фасада собора в Реймсе, ок. 1260 г. - образ идеального рыцаря, сложившийся в придворной среде в середине 13 в. Золоченая мадонна, скульптура южного фасада собора в Амьене.сер. 13 в. – характерный образец грациозных позднеготических мадонн (с манерным S-образным изгибом тела).
Германия Скульптурасобора в Страсбурге, 1230 Успение, рельеф тимпана южного фасада Церковь иСинагога, статуи южного фасада – контраст душевных состояний персонажей передается скульптором через пластическую выразительность позы и жеста. Особенности немецкой скульптуры: · повышенная экспрессивность, резкость выражения; · зачастую жесткое пластическое решение; · острота передачи характера Елизавета, скульптура собора св. Петра и св. Георгия, Бамберг, 1230-1240. Девы мудрые, скульптура «Райского портала» собора в Магдебурге, ок. 1245. Неразумные девы, скульптура «Райского портала» собора в Магдебурге, ок. 1245. · портретность образов Статуи донаторов, собор в Наумбурге, сер. 13 в.:
|