Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Особенности византийского искусства




Читайте также:
  1. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  2. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  3. III.4.1) Общие особенности вменения ответственности.
  4. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  5. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
  6. А) Типы и конструктивные особенности баз.
  7. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  8. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  9. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  10. Анализ произведения Мильтона "Самсон борец". Проблематика. Образ Самсона. Художественные особенности.

1. Внерациональный подход к миру

Приоритет мистического, иррационального, потустороннего, духовного начала.

Ведущий вид изобразительного искусства - живопись. Из скульптуры развивается практически только рельеф.

2. Иррациональноеотношениек цвету и к свету.

Цвет и свет воспринимались как духовные категории.

Ведущая техника монументальной живописи – мозаика, декоративно-прикладного искусства – перегородчатаяэмаль.

3. Консерватизм художественного мышления.

2. Архитектура Византии

С 4 в. ведущим типом христианского храма были:

· базилики- Сант Аполлинаре ин Классе, 532-549, Равенна

· центрическиесооружения – как правило, с куполом – церковь Сан-Витале, 540-547 гг., Равенна.

Купол опирался не на стены (как у римлян), а на столбы. Чтобы возвести купол на столбах, использовались:

- тромпы

- паруса.

В 6 в. наметилась тенденция к соединению в одной постройке продольного и центрическогопространства, что привело к рождению сначала купольнойбазилики, а затем – крестово-купольногохрама.

Церковь св. Ирины, 532 г., Константинополь - трехнефная базилика с 2 куполами.

Собор св. Софии, Исидор из Милета и Анфимий из Трал, 532-537 гг.,Константинополь

– трехнефная базилика с 1 главным куполом и 6 полукуполами;

- иррациональная архитектура «свисающего» характера;

- доминирует не пластическое, но пространственное и живописное начало.

Особое завоевание византийской архитектуры – развитие идеи многоглавия.

Ц. св. Иоанна, Эфес, 6 в., реконструкция – крестово-купольный храм с 6 куполами.

Ар-ра средневизантийского периода(втор. пол 9 в.- 1204)

· Ведущий тип храма – крестово-купольный.

· Особенно популярными становится такая разновидность крестово-купольного храма как «храмна 4 колоннах» -

Церковь Богоматеримонастыря Хосиос Лукас, Фокида, 11 век.

11-12 вв. - пик строительства монастырей.

Каталикон – главный храм монастыря. Каталикон м-ря Хосиас Лукас, Фокида, 11 в. - 5-нефный храм с2 куполами.

Отличительная черта архитектуры 11-12 вв. – усиление роли экстерьера.

Экстерьер каталикона монастыря Хосиас Лукас, 11 в., Фокида.

Северная и южная церкви монастыря Липса, Константинополь, 10 в., реконструкция – рельефная кладка из плинфы со вставками цветных керамических плиток.



ПалеологовскоеВозрождение

Возрастает стремление к декоративности.

Церковь св. Апостолов, 1312-1315 гг.,Фессалоники - в экстерьере появляются декоративные колонки с миниатюрными капителями.

Аналогичные приемы используются в светском строительстве - императорский дворец (Текфур-серай), Константинополь.

3. Изобразительное искусство Византии

 

В Византии развивались три вида Ж:

· книжная миниатюра

Появилась в 4-5 вв. Украшала пергаментные кодексы.

· Монументальная живопись

Представлена 2 техниками: фреска и мозаика.

· Иконопись

Главное отличие византийского изобразительного искусства - господство не реалистической (натуралистической), а условной, символической манеры изображения, отвечавшей христианскому мировоззрению.

Формировался новый художественный язык постепенно.

Добрый Пастырь, мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, мозаика, 5 в. - в сюжете и его интерпретации превалируют античные традиции.

В последующем византийская живопись откажется от:

· трехмерности

· перспективных сокращений,

· светотени,

· глубокого пространства.

Станут доминировать фронтальные изображения.



Юстиниан и Феодора со свитой, мозаика из храма св. Виталия в Равенне, сер. 6 в.

– победа фронтальности, симметрии, статики.

- золотой фон

- символика предметов

- нимбы

- обратная перспектива

- самоуглубленность, аскетизм образов.

Иконы

Предтечи икон – фаюмские портреты. Портрет юноши из Фаюма, дерево, энкаустика,2 в., Пушкинка – фронтальность изображения.

Первые иконы также создавались в технике энкаустики. И только после иконоборческого периода энкаустику окончательно вытеснила темпера.

Самые ранние из дошедших до нас икон - 6 в. Большинство происходит из монастыря св. Екатерины на горе Синай.

В иконописи 6-7 вв. выделяются 2 основные линии:

1. Натуралистическое направление – сильное влияние эллинистической живописи.

Апостол Петр, энкаустика, 6 в., монастырь св. Екатерины на Синае – и в стиле, и в иконографии образа еще больше натурального, нежели идеального.

Богоматерь с младенцем, энкаустика, 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства - иконографический тип (извод) – Богоматерь-Одигитрия.

2. Аскетическое направление – более суровая и резкая интерпретация образов. Особенно характерно для восточных провинций империи.

Сергий и Вакх, 6 в., энкаустика, Киевский музей западного и восточного искусства.

Коптские иконы - Епископ Авраам, 6 в., Государственные музеи Далема, Берлин. Откровенно упрощенный и жесткий стиль.

Христос и св. Мина, 6 в., Лувр, Париж – отсутствие полутонов и любовь к яркому цвету.

Иконопись средневизантийского периода

В византийской иконе появляется та повышеннаяодухотворенность, которая и станет ее отличительной чертой.

Святой Пантелеймон, энкаустика, 10-11 вв., ГМИИ им. Пушкина, Москва - не изображение реальности, а фиксирование духовного и бесплотного, проступающего сквозь телесную оболочку



Владимирская Богоматерь, 11- нач. 12 вв., темпера, ГТГ, Москва

- иконографический тип «Умиление» (по греч. ЕлеусаМилующая)

- усиление интимности, возрастающей человечности

- передача глубинного страдания, выраженного через сдержанную печаль.

Структура иконы

- ковчег (средник)

- лузга

- поля.

К 11 в. окончательно сложилась система расположения живописных композиций в интерьере храма.

· В алтарной нише – изображение Богоматери (Оранта или с младенцем Христом на руках).

Богоматерь из алтарной части Каталикона монастыря Хосиос Лукас в Фокиде,11в.- суровый архаический стиль.

· На парусах главного купола – изображения четырех евангелистов.

· В простенках барабана – апостолов

· В куполе – образ Христа-Вседержителя (Пантократора).

Христос - Пантократор из Ц. Успения Богоматери монастыря Дафнии близ Афин, к. 11 в. – иконографический тип, соединяющий в себе черты Иисуса и Бога Отца.

Иконы также находились в храмах. Многие из них размещались на алтарнойпреграде (темплоне) – прообраз будущего высокого иконостаса на Руси.

Алтарная преграда, церковь монастыря Хосиос Лукас, Греция, ≈ 1020 г.

Часто иконы для алтарной преграды писали на одной вытянутой доске (эпистилий). Эпистилий с «Деисусом», 12 в., монастырь св. Екатерины, Синай.

Постепенно количество икон на эпистилии увеличивалось, и вскоре появился второй ряд икон под «Деисусом» - иконы со сценами двунадесятыхпраздников (события из христологического и богородичного циклов):

· Рождество Богоматери

Родители Марии - Иоаким и Анна.

· Введение во храм Пресвятой Богородицы

Главные действующие лица – Иоаким, Анна, Мария, первосвященник Захария.

· Благовещение Марии

Главные действующие лица – Мария и архангел Гавриил.

Существует несколько иконографических вариантов «Благовещения»:

- «Благовещение с пряжей

- «Благовещение у источника»

· РождествоХристово

Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус.

· Сретение

Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна.

· Крещение (Богоявление)

Главные действующие лица - Иисус, Иоанн Креститель (Предтеча).

Крещение Христа, мозаика церкви монастыря Дафнии близ Афин, 1110 г.

· Преображение

Главные действующие лица – Иисус, апостолы Петр, Иаков, Иоанн, пророки Илья и Моисей.

 

Воскрешение Лазаря – сюжет из христологического цикла, но не двунадесятый праздник.

Главные действующие лица – Иисус, Марфа, Мария, Лазарь.

· Вход Господень в Иерусалим

Главные действующие лица – Иисус, апостолы, народ иерусалимский.

Распятие – сюжет из христологическиого цикла, но не являющийся двунадесятым праздником.

Главные действующие лица – Иисус, Мария, Иоанн.

· Вознесение

Главные действующие лица – Иисус Христос, Богоматерь, апостолы.

· Сошествие св. духа на апостолов (Пятидесятница

Главные действующие лица – апостолы.

· Успение Богородицы

Главные действующие лица – Богоматерь, Иисус Христос, апостолы.

· Крестовоздвижение

Главные действующие лица – св. Елена, патриарх Макарий.

Живопись эпохи Палеологов

Наивысшие достижения – первая половина 14 в.

Искусство остается религиозным, но при этом нормативность канона немного смягчается. В живопись проникают светскиетенденции.

Троица, темпера, к. 14 в., Эрмитаж.

Брак в Кане Галилейской, мозаика, ок 1310, церковь монастыря Христа Спасителя (Кахрие-Джами), Константинополь

Мозаики и фрески церкви Спасителя (Кахрие-Джами) монастыря Хора в Константинополе – самый знаменитый памятник монументальной живописи эпохи Палеологов:

Феодор Метохит перед Христом, 1312-1320

Мария и Иосиф перед проконсулом Квирином, мозаика в нартексе, 1312-1320 гг. – в трактовке сюжета появляется большая конкретизация времени и места.

Путешествие в Вифлеем, мозаика нартекса, 1312-1320 гг.

- проявляется больший интерес к движению

- святые трактуются как обычные люди

- событие священной истории подается как повседневнаясцена.

Иконопись

Благовещение, темпера, первая пол. 14 в. ГМИИ им. А.С. Пушкина – количество действующих лиц в иконографических сюжетах увеличивается.

Сошествие во ад, темпера, 15 в., Эрмитаж.

Двенадцать апостолов, темпера, нач. 14 в., ГМИИ им. А. С. Пушкина

- доминируют трехчетвертные повороты

- появляются пробела.

40-е гг. 14 в. – в Византии усиливается влияние «исихастов»:

· в живописи усиливается интерес к изображению света

· особую популярность завоевывает сюжет «Преображение».

Преображение, миниатюра 14 в., рукопись императора Иоанна Кантакузина, Парижская Национальная биб-ка.

ТЕМА


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.022 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты