Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция № 1. Общественно-литературное движение конца XIX века.




Реформационная политика царя Александра II. Оживление литературной жизни, расцвет романного жанра (романы Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого), активизация старых («Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения») и открытие новых журналов («Русский вест­ник», «Русская беседа», «Русское слово»). Концепции славянофильства в идеях «почвенничества». Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Демократизация художественного сознания. Концепция личности в русской литературе 1860-1870-х годов.

Развитие народнического движения, «хождение в народ». Судьба русского крестьянства в полемике между «Современником» и «Русским словом».

«Года глухие» (А. Блок). Идеология 1880-х годов. Либерализм и «византизм» в трудах К. Леонтьева «Восток, Россия и славянство», «Наши «новые христиане Ф.М. Достоевский и граф Лев Толстой».

Религиозно-философская мысль 1880-1890-х годов. Учение Л. Н. Толстого. Проповедь христианской любви и непризнание революционного насилия. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

Жанровые тенденции в русской прозе 1880-1890-х годов. Творчество

В. Г. Короленко , Н.Г. Гарина-Михайловского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.П. Вагнера, В.М. Гаршина.

Творчество А.П. Чехова.

 

Лекция № 2. А.Н. Островский – создатель национального эпического театра.

Своеобразие "театра Островского". Комедия «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»). Изображение конфликта сквозь призму нравственных отношений и нормы. Образ Самсона Силыча Большова – «купеческого Лира». Пьесы "москвитянинского" периода («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). "Народная комедия". Типы героев. Апология патриархального мира. Любим Торцов («Бедность не порок») — «вы­сокий герой» купеческой драмы Островского.

"Гроза". «Пьеса-итог» и «пьеса-начало». Характер конфликта. Мир Калинова в художественном пространстве трагедии, его жизненный уклад; образы калиновцев. Исторический и общечеловеческий смысл трагедии Катерины. "Домострой" Катерины и «Домострой» Кабанихи. Феномен идеальной героини. Символический образ грозы. Своеобразие жанра. Критика о "Грозе».

Углубление психологизма в пьесах 1870-1880-х годов. Художественные особенности комедии Островского («Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Комедия "Лес". Символика заглавия. Деньги как высшая мера ценностей. "Театр в театре". Функция образа Несчастливцева. Поиск роли Человека: перспектива пути и исход. "Дорога через лес". Своеобразие психологической драмы Островского ("Бесприданница", "Таланты и поклонники" и др.). Женский характер. Функция "амплуа" в системе психологической драмы. "Новые" хозяева жизни. Символика в драме.

Поэтика «весенней сказки» «Снегурочка».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты