КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 11. Общественно-литературное движение в 1880-1890- х годов. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарина-МихайловскогоТеория и практика «малых дел». Кризис романного жанра и новая гносеологическая ориентация (на эмпирию факта). Проза П.Д. Боборыкина, Д.М. Мамина-Сибиряка. Поэзия К.К. Случевского, К.М. Фофанова, С.Я. Надсона. Развитие беллетристики (А.А. Луговой, Н.Н. Потапенко) В.Г. Короленко.Народническая идеология как основа мировоззрения Короленко. Общественно-политическая деятельность писателя. Короленко о силе и слабости народнического движения («Чудная») и двойственной природе революционного энтузиазма («Мороз»). Судьба народа и народные типы в произведениях Короленко («Сон Макара», «Убивец», «Соколинец», «Без языка»). Авторская концепция русского характера в рассказе «Река играет». Тема «униженных и оскорбленных» в повести «В дурном обществе», психологизм в обрисовке детских образов. «Философия жизни» Короленко: идея «стремления к свету» и борьбы за счастье в повестях «Слепой музыкант» и «С двух сторон», рассказе «Парадокс». Полемика с толстовской идеей непротивления злу и этикой социальной пассивности в произведениях «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды» и «Необходимость», жанр притчи и философской сказки у Короленко. «Неоромантические» тенденции в стиле: элементы идеализации персонажа, преобладание лирической интонации, «импрессионистичность» описаний, использование символической и аллегорической образности. Личное и общеисторическое, документальное и художественное в мемуарной книге «История моего современника». Публицистические циклы Короленко («В голодный год» и др.). Идейно-политическая позиция писателя в первые послереволюционные годы (письма А. В. Луначарскому). «Дороги детского счастья» в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского В.М. Гаршин. Трагическое восприятие писателем действительности. Герой – «человек проснувшейся совести»; потрясенность его души, острота передачи наступившего вдруг прозрения. Антивоенная тема в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». Гаршин и Верещагин о войне. Возможности искусства и нравственная ответственность художника в рассказе «Художник». Прославление подвига самоотверженности как «высшей красоты человеческого духа (В.Г. Короленко). Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps», «Сказка о жабе и розе». А.П. Чехов и В.Г. Короленко о таланте Гаршина. Лекция № 12. Новый тип прозаической образности и художественного идеала Место А.П. Чехова в русской литературе XIX века А.П. Чехов-рассказчик. Тематическое и жанровое разнообразие, элементы сатиры и психологического анализа. "Осколочный" период. Поэтика ранних рассказов писателя. Формы комического: «сценка», анекдот, гипербола, гротеск, ирония. Переосмысление темы «маленького человека» в творчестве Чехова ("Смерть чиновника", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон", "Толстый и тонкий"). Творчество А.П. Чехова второй половины 1880-х годов. Лирическое начало в произведениях писателя («Шуточка», «Поцелуй», «Именины», «Дуэль», «Степь»). Элементы психологизма в рассказах А.П. Чехова. Повести и рассказы 1880-1890-х годов. Изображение социальной и человеческой трагедии. Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») и других произведениях. «Романное» содержание чеховского рассказа («Ионыч» и др.)
|