Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Драматический конфликт, приемы психологического изображения




Ключевые понятия: конфликт в драме, соотношение внешнего и внутреннего действия в драме Островского, особенности «эпического» театра, способы психологического изображения

План занятия:

1. Смысл заглавия пьесы.

2. Характер Ларисы Огудаловой

А) авторские ремарки, их художественная функция;

Б) портретная, речевая характеристики героини;

В) приемы психологического изображения: первое появление героини, символика имени, сцена пения, диалоги, монологи, лирический пейзаж, бытовые детали, реминисценции;

Г) осмысление роли Кнурова, Вожеватова и Паратова в судьбе Ларисы, их внутренние побуждения;

Д) мотив «благодеяния» в драме. Карандышев и Лариса: характер взаимоотношений.

3. Сцена званого обеда – кульминация в развитии действия. Противоречивость поступков Карандышева. Значение его монолога о «смешном человеке» в развитии конфликта.

4. Роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в неумолимо приближающейся трагической развязке событий.

5. Смысл финала, роль финального монолога Ларисы в развитии драматической коллизии.

6. Подумайте над вопросом: В чем заключается актуальность пьес А.Н. Островского?

 

Одной из форм работы на практическом занятии может стать сопоставительный анализ пьесы и к/ф Э. Рязанова «Жестокий романс»

 

ЛИТЕРАТУРА

Текст:

Островский А.Н. Бесприданница (любое издание).

Исследования:

1. Аникст А.А, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.

2. Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1999. – С. 151-160.

3. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. – М., 1986. С. 14-67.

4. Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. – Л., 1973.

5. Анализ драматического произведения. – Л., 1988 (статьи А.И Журавлевой, Я.С. Билинкиса, М.В. Отрадина).

6. Скатов Н.Н. Создатель народного театра // Далекое и близкое. – М., 1987.

7. Русская драма эпохи А.Н. Островского. – М., 1984.

8. Кржижановский С.Л. «Страны, которых нет»: статьи о литературе и театре. Записные тетради. – М., 1994.

9. Костелянец И.О. Мир поэзии драматической. – Л., 1992.

10. Лакшин В.Я. Театр Островского. – М., 1986.

11. Рязанов Э. Грустное лицо комедии. – М., 1986.

12. Словарь к пьесам А.Н. Островского. М.,1993.

13. Хромова И.А. Традиции народного театра в творчестве А.Н. Островского. Иваново, 1993.

14. Вишневская И.Л. Талант и поклонники: (А.Н. Островский и его пьесы). М., 1999.

15. Журавлева А.И., Макеев М.С. Островский. М., 1998.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

как «роман испытания» (М.М. Бахтин)

Ключевые понятия:роман, композиция, двойники, полифонический роман, эпилог

План занятия

1. Роман Ф.М. Достоевского и понятие «полифонического романа». В чем М.М. Бахтин видит особенность романов Достоевского? В чем их отличие от традиционного, монологического романа? В чем отличие героя Достоевского от героя романа монологического? (показать на конкретных примерах). Функция «чужого слова» в романе.

2. История создания романа. Соединение в «Преступлении и наказании» двух самостоятельных замыслов (роман «Пьяненькие» и «психологический отчет одного преступления»). Социально-историческая основа романа. Исторические «прототипы» идеи Раскольникова.

3. Исходная идея романа. Проследите пути ее вызревания в сознании Раскольникова. Какие события в жизни Раскольникова подтолкнули его к мысли об убийстве?

4.
Связь композиции романа «Преступление и наказание» и особенностей его пространственно-временной организации с исходной идеей. Функция числа, цвета и имени в романе. Функция снов героя как внесюжетного элемента композиции романа.

5.
Образы Раскольникова и Сони Мармеладовой как реализация идеи Наполеона и идеи Христа. Связь евангельского эпизода «Воскрешения Лазаря» с сюжетом романа.

6. «Двойники» Раскольникова.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты