КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации к выполнению заданий
Основная цель – раскрыть своеобразие Ф.М. Достоевского как художника, «принесшего с собою новые формы художественного видения и потому сумевшего открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни» (М.М. Бахтин). Особое внимание уделяется полифоническому роману, предметом художественного изображения в котором стали «мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера бытия этого сознания». 1. Идейно-художественную природу романов Ф.М. Достоевского раскрывает М.М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского». При подготовке к практическому занятию сделайте конспект 1, 2, 3 и 5 глав книги М.М. Бахтина, ответив на вопросы: · что такое полифонический роман? (гл. 1 «Полифонический роман Достоевского и его освещение в критической литературе»). На примере романа «Преступление и наказание» раскройте понятие «полифонизма» как множественности самостоятельных и неслиянных голосов. · · Слово героя звучит рядом с авторским словом и сочетается с полноценными же голосами других героев. Покажите это на примерах из текста «Преступления и наказания». Раскройте понятие «двуголосого слова». Найдите в романе «Преступление и наказание» подтверждения тому, что «лишь вступая в отношения с «правдой» другого, герой осознает «свою правду»». В качестве образца такого рода «микродиалога» рассмотрите монолог Раскольникова (ч. 1, гл. 4). · Особое внимание обратите на главу «Идея у Достоевского». Подумайте, в чем заключается исходная идея романа «Преступление и наказание». Приведите примеры рождения идеи «в напряженном диалоге с отсутствующим собеседником» (основные положения идеи изложены Раскольниковым при встрече с Порфирием Петровичем (ч.3, гл.5), но ее отзвуки мы встречаем и в более ранних сценах романа (раздумья Раскольникова о том, что люди больше всего на свете боятся «нового шага» (ч.1, гл.1), о «подлеце-человеке» (ч.1, гл.2), описание раздумий Раскольникова о психологии преступника (ч.1, гл.6) и некоторые другие). · 2. Возникновение замысла романа исследователи относят к середине 60-х гг. Первоначально основу его сюжета составляла история «пьяненьких». Но вскоре в сознании писателя на первый план выдвинулась история преступления, совершенного «одним из членов нового поколения». В связи с этим обратите внимание на «идею повести», как она сформулирована Достоевским в письме Каткову, и предполагаемый сюжет – «психологический отчет одного преступления». Необходимый материал содержится в книгах: Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т.5 (комментарий к роману составлен К.Н. Полонской); Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Наука, 1970 (в этом издании опубликованы черновые материалы к роману, а история его создания обстоятельно изложена в статье Л.Д. Опульской). Обратите внимание на социально-историческую основу произведения. Эта проблема постоянно привлекала исследователей. Обратившись к тексту романа (ч.1, гл.VI; ч.III, гл.V), установите, что именно идеи того времени – идеи социал-дарвинизма и идеи сильной личности (М. Штирнер и Наполеон III) способствовали выработке Раскольниковым его «странной теории». Прежде всего, сосредоточьтесь на выяснении причин преступления Раскольникова. «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления…» (В. Шкловский). Выяснению основной «тайны» романа посвящено много работ. Необходимо ознакомиться с наиболее важными критическими и литературоведческими трудами. Подумайте, почему роман «Преступление и наказание» называют «идеологическим романом». Какая именно идея лежит в его основе? Какой вопрос проверяется? В процессе конкретного анализа сюжета романа выделите этапы духовных исканий и переживаний Раскольникова до и после преступления, перерастание трагедии социальной, обусловленной протестом героя против общественной несправедливости, в трагедию нравственную, связанную с отчуждением Раскольникова от самой жизни. Рекомендуем остановиться на следующих эпизодах и сценах романа: первое посещение Раскольниковым квартиры Мармеладовых и его размышления о «подлеце-человеке» (ч. 1, гл. 2); письмо матери; встреча с девочкой на бульваре (ч. 1, гл. 4); символический сон Раскольникова и его размышления (ч.1, гл.5); Раскольников в полицейском участке, охватившее его чувство безразличия (ч. 2, гл. 1); Раскольников прячет улики: второй сон Раскольникова: избиение хозяйки (ч. 2, гл. 2); Раскольников в «Хрустальном дворце» (ч. 2, гл. 6); второе посещение Мармеладовых (ч. 2, гл. 7); воспоминание Раскольникова о своей первой любви, «бреде весеннем» (ч. 3, гл. 3); первое посещение Раскольниковым Порфирия Петровича (ч. 3, гл. 5); встреча с мещанином; третий символический сон Раскольникова: смеющаяся старушонка (ч. 3, гл. 6); первое посещение Раскольниковым Сони (ч. 4, гл. 4); допрос Раскольникова Порфирием Петровичем (ч. 4, гл. 5); встреча со «вчерашним человеком из-под земли» (ч. 4, гл. 6); второе посещение Раскольниковым Сони (ч. 5, гл. 4); третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. 6, гл. 2); объяснение со Свидригайловым (ч. 6, гл. 3-5); объяснение с Дуней (ч. 6, гл. 2); явка Раскольникова с повинною (ч. 6, гл. 8); Раскольников на каторге; видение «моровой язвы» – эпилог романа (гл. 2). Как именно композиция романа и его пространственно-временная организация связаны с исходной идеей? С какой целью Достоевский «сгущает» краски? Обратите внимание на функцию числа, цвета и имени в романе (приведите примеры).Определите, в чем заключается функция образа Сони. Почему именно ее «выбирает» Раскольников? Почему носителем высшей правды Достоевский делает «блудницу»? Обратите внимание на сюжето- и смыслообразующую роль в романе евангельской легенды о воскрешении Лазаря. Проанализируйте сцену чтения Евангелия (ч. 4, гл. 4). Пользуясь комментарием к тексту романа С.В. Белова, сопоставьте евангельский эпизод с историей самого Раскольникова, обращая внимание на ряд значимых деталей: число «четыре», камень, гроб. Найдите в тексте романа еще три упоминания легенды о воскрешении Лазаря и проанализируйте их (первая беседа Раскольникова с Порфирием Петровичем, первое посещение Раскольниковым Сони, финал романа). Раскрывая предложенную тему, необходимо показать функцию «двойничества» в романе: «двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов как два варианта реализации идеи вседозволенности. Проанализируйте теории Лужина (ч. 2, гл. 5) и Свидригайлова (ч. 4, гл. 1). Покажите, как именно они соотносятся с теорией Раскольникова.
ЛИТЕРАТУРА Текст: Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» (любое издание). Исследования:
1. Альми И.Л. О романтическом “пласте” в романе “Преступление и наказание”// Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 66-75. 2. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 89-95. 3. Анненский И.Ф. Искусство мысли. Достоевский в художественной идеологии // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1971 (конспект). 5. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1985. 6. Достоевский: дополнения к комментарию /под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2005. 7. Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. М., 1994. № 10. С. 90-111. 8. Касаткина Т.А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” // Вопросы литературы. М., 2003. № 1. С. 176-208. 9. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. 10. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971. 11. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 285-291. 12. Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» //Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 88-95. 13. Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 28-40. 14. Тихомирв Б.Н. Из наблюдений над романом «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996 Т. 13. С. 232-246. 15. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188. 16. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.,Л., 1964. 17. Чичерин А.В. Достоевский. Искусство прозы // Достоевский – художник и мыслитель. М., 1972.
|