Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Фарфор, его появление и влияние на искусство Европы




Открытие фарфора принадлежит Китаю. По одним данным, первые упоминания о фарфоре относятся к 6-7 тысячелетию, по другим — значительно позже. Первую весть о фарфоре привез в Европу Марко Поло, по возвращении из Китая в своей «Книге о разнообразии мира» написал о необычных тарелках из порцеллана (ит. рorcellana — морские раковины, так называемые раковины Венеры). Своим блеском и белизной этот неведомый материал- порцеллан напоминал европейцам внутреннюю поверхность раковины и это слово вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» — «сын неба». В эпоху династии Чжоу (XI в. до н. э.) утвердился культ Неба. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Правитель стал считаться сыном Неба. В Европу фарфор проник в 13 веке. Когда в Китае началась династия Юань и оживлённая торговля Европы с азиатскими странами. Так оба имени - “ фарфор ” и “порцеллан”. Они существуя параллельно, дожили до XVIII века. Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было строго засекречено, выдавшему секрет его изготовления грозила смертная казнь. Фарфор из Китая имел плотно спекшийся черепок, не пропускающий воду. Тесто для него делали из смеси каолина, кварца и полевого шпата. Для придания фарфоровому тесту пластичности китайцы подвергали его вылеживанию и усиленно перемешивали. Иногда тесто выдерживали несколько десятков лет. Сосуды изготавливали на гончарном круге, но чаще прессовали в формах или лепили руками. Подсушенные изделия предварительно обжигали при температуре до 800°С, а после покрытия глазурью подвергали длительному обжигу при более высокой температуре. Глазури были прозрачные, приготовленные на основе полевого шпата, роспись в основном подглазурная, но иногда выполняли и надглазурную роспись, для чего, видимо, требовался еще один легкий обжиг. Чистый белый фарфор был не оень распространён в Китае, из него сделаны блюда, чаши, пиалы. В росписи сосудов наиболее популярен растительный орнамент. На фрагментах больших ваз имеется подглазурная роспись кобальтом различной интенсивности. Такая роспись практиковалась в Китае в течение многих веков.
Европа была влюблена в китайские изделия из фарфора. Также известны вазы и кувшины, расписанные в стиле цычжоу (по названию города, где делали подобные изделия, с серовато-белой поверхностью и подглазурной росписью в виде растительного орнамента и узоров из линий и пятен черной или коричневой краской.
Поскольку европейцев чрезвычайно интересовал фарфор, они пытались всевозможными способами разгадать «китайский секрет» и наладить фарфоровое дело у себя в Европе.

Во второй половине 17 века во Франции решили, что открыли секрет китайского фарфора. На мануфактуре Севр изобрели массу, так называемый мягкий фарфор. В состав массы входили: кварцевый песок, квасцы, сода, морская соль, селитра и гипс. Смесь обжигали в печи, после этого полученный состав размалывали в порошок, добавляли к нему мел и зелёное мыло, которое служило связующим веществом и придавало массе пластичность. Предметы из этой массы изготавливались с использованием форм. Состав легкоплавкий, черепок просвечивающий мелко - зернистый. После обжига изделия имели красивый белый цвет, на которых хорошо смотрится роспись. Большим минусом мягкого фарфора было то, что глазурь легко царапалась и соскабливалась ногтём. Первые фабрики, которые производили изделия из мягкого фарфоры были открыты в Руане(1673г) и Сен Клу (1678г). В 1745 году в городе Венсенне была основана «Королевская мануфактура французского фарфора», а в 1756году её перенесли в Севр. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур. Первые изделия копируются в форме и в декоре с китайского, но постепенно складывается собственный стиль. Характерными чертами мануфактуры Севр стали: «кружевной» край, позолота, роспись фарфора выполнялась на ярко синем, зеленом, бирюзовом и белом фоне «в резервах». Форма резерва- круг, овал, квадрифолий, форма раковины и т.д. Резерв может быть ничем не заполнен. Мотивы росписей в резерве представляли собой натуралистические изображения гирлянд, цветов, птиц (куропатки, попугаи) и пейзажей, животных(овечки), что соответствовало стилю рококо. Также резерв мог заполняться орнаментальными формами: мотив плетёнки (имитация трельяжной сетки), «глаз куропатки» или «червчатый». Ж.Элло изобрел уникальную краску – «королевскую синюю», по которой всегда можно узнать севрские изделия. Особенно славился «розовый помпадур», когда росписи делались золотом по розовому фону, иногда использовались китайские мотивы. В это время появляются чашки для шоколада, чая, кофе с блюдечками, сахарницы, парные вазы для каминного гарнитура (синий или зел + золото), также делают столешницы, подносы, сервизы и т.д. На крышечках очень реалистичные миниатюрные фигурки или цветы. Во второй половине 18 века характер Севрского фарфора меняется. Формы изделий становятся проще. Наряду с полюбившимися цветочными мотивами, мастера стали широко использовать античные орнаменты, формы и сюжеты. Также делают бельё. Бельё - обожженное глазурованное, но нерасписанное изделие. В Италии в период рококо для декора используют настоящие ракушки, а внутреннюю поверхность золотят.

Первый европейский фарфор был произведён лишь в 18 веке. В 1709 году двумя немецкими керамитами Беттгером и Чирнгаузем был изобретён настоящий твёрдый фарфор. Здесь глину разных сортов смешивали с различными измельченными минералами (полевым шлагом, кварцем и т.д.). Обжигая изделие при температуре 1200 — 1280 С получали очень твердую («каменную») массу, которая при формовке давала почти непористую поверхность. Европа мгновенно влюбилась в эти фарфоровые вещи. Немецкая земля оказалась богата хорошим сырьем. Фарфоровая индустрия развивалась. Вскоре Беттгер и Чирнгауз организовали своё фарфоровое производство в городе Мейсен (1710г), который наряду с Севром, стал крупнейшим керамическим центром.

В первом периоде были изделия со строгими формами из каменной массы и фарфора и отличались красновато-коричневым цветом материала. Затем было подражание китайскому фарфору. Расцвет мануфактуры Мейсен(1733-1756) связан с работой скульптора Иоганна Иоахима Кендлера, который был руководителем модельной мастерской с 1731 по 1775г. При нём доминирующее место декоративной росписи на гладких поверхностях заняли скульптура и барельеф. Кендлер не только делал скульптурки ,но и разрабатывал формы сосудов и образцы росписи. Наиболее знаменитыми изделиями являются роскошные многопредметные сервизы, сюрту де табль (украшение в центре стола ). Для стиля, который заложил Кендлер характерны грациозность и пластичность, роспись никогда не заходит на рельеф (до 19 в). В моду входят статуэтки (аллегории, домашние питомцы).

Мануфактура Людвигсбург - самая большая в Германии. Она специализировалась на статуэтках. Особенности: чешуйчатая фактура, прорезной декор, напоминающая еловую шишку, или имитация корзинного плетения. А также для людвигсбургского фарфора характерна роспись и форма с использованием растительных элементов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты