Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Влияние античного искусства на искусство Европы




Античностью (лат. – «древний») принято считать особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого культурно-исторического явления совпадают со временем существования самих античных государств с 11 - 9 вв. до нашей эры и до 5 века нашей эры (со времени становления античного общества в Греции до гибели Римской империи). Античная культура возникла в условиях рабовладения, когда мировоззрение человека укладывалось в мифологическое мышление. Искусство и культура того времени – это огромнейшее наследие, состоящее из памятников скульптуры, архитектуры, литературы, живописи, художественных ремесел и т.д..

Античность, ее культура и искусство - это неиссякаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к созиданию прекрасного.

В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры, поэтому неслучайно к античности стал возникать не только эстетический, но и научный интерес. Проводились раскопки и создавались первые научные труды об античной культуре, особенно искусстве . Термин «античность» был принят лишь в начале 18 века. В середине 18 в. в связи с движением Неоклассицизма слово « античный » (франц. antique – см. антик) прочно вошло во французский язык. Оно обозначало особый исторический тип искусства . Позднее в нем стали выделять раннее (архаическое), классическое и позднее (эллинистическое) искусство . Вследствие влияния античной культуры на все последующие, проявления Греко-римской древности особенно в области искусства принято считать классическими (от лат. classicus - первоклассный, образцовый). Несмотря на то, что к концу V в. н.э. античная цивилизация себя исчерпала, греко-римская культура не канула в небытие. История античности занимает особое место, сохраняющееся на протяжении многих веков, в европейской и мировой культуре.

Первой эпохой испытавшей влияние античности стало Возрождение, или Ренессанс. Эта эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков (кон.13-последняя четверть16 , иногда нач. 17 века). Основная черта эпохи возрождения — появление интереса к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Гуманизм как принцип культуры эпохи Возрождения развивает антропоцентрическое направление во всех видах искусства . Литераторов, художников, скульпторов этой эпохи привлекают сюжеты античной мифологии, истории и литературы, философы и ученые чтут за образцы достижения научной мысли античности. Неслучайно люди Ренессанса – художники, философы и ученые в одном лице (например, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти, Альберт Дюрер и др.). Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры, взращенная античным наследием. искусство Ренессанса не просто заимствовало архитектурные формы античности , но применяло их в новых композициях. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры : симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн и пилястр. Архитектура снова становится ордерной. Андреа Палладио (1508-1580)– один из архитекторов Позднего Возрождения, основной идей в творчестве которого стала античность. В это время ещё не разделяют Рим, Грецию, Крит и Этрусскую античность. На основе тщательного изучения памятников древнеримской эпохи он создал свой неповторимый стиль. Он стал изучать античные постройки одним из первых (раскопки Геркулана и Помпей). Обмерял Пантеон, а также изучал ордер. Впервые стал изображать чертежи в масштабе. Палладио проявил себя, прежде всего, как строитель загородных вилл в окрестностях Венеции и Виченцы. Композиция каждого ансамбля строго симметрична. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). Широко использовал в своих постройках античный ордер, творчески предавая ему немного иные формы, использует «крупный» ордер - колонны крупные, большие базы, не украшенные, функция поддержки- все пропорционально. Здания создают ощущение мощи, весомости, значимости. Все ясно,строго и уравновешено. Организация плоскости стены и архитектурные детали отличаются у него особенной пластической выразительностью. Всего он простроил 34 виллы, сохранились 17. Выявил 7 наиболее прекрасных пропорций 1,2)- форма круга и квадрата,3)- идеальная пропорция соотношение стороны квадрата и радиуса окружности.4)- соотношение 3 к 4,5)- 3 к 2,6)-5 к 3,7)- 2 к 1. Среди прославленных сооружений Палладио – вилла «Ротонда» Капра близ Виченцы (1551—67, окончена в 1580—91 гг. архитектором В. Скамоцци),- самая значительная из его сооружений. В плане квадрат, 6ти колонный портик, широкая лестница, ведущая к портику. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами. Золотое сечение- Целое относится к большему так, как большее к малому. Также знамениты :венецианская церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565—80), театр Олимпико в Виченце (Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами (окончен архитектором В. Скамоцци), Лоджия дель Капитано(1571) и т.д.

Далее античность повлияла на появление такого стиля как неоклассицизм. Неоклассицизм – это эстетическое направление, появившееся во Франции в середине 18 . Этому стилю которому было присуще обращение к античности, но оно отличалось от классицизма 17нач-18века. В искусстве с утверждением Неоклассицизма возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Происходит полный возврат к симметрии. Анфиладная планировка. Пространство упорядоченно. В архитектуру возвращается ордер, чаще используют пилястры и полуколонны, нежели колонны (в пропорциях и формах близкий к античности). Архитектурные формы подчеркнуто правильные. Строгий порядок, ясность и организованность. Архитектуре этого времени в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Любовь к античности (ле гу грек) проявлялась во всем. В моде подражание греческой одежде. Необычайную популярность получает фаянс. Мастером фаянса был Веджвуд. С юности занимался изучением свойств природных глин своей страны и экспериментировал. Его вкладом в мировую культуру стало открытие 5 фаянсовых масс (1-цвета сливок,2- базальтовая,3-синяя,4-яшмовая,5-мраморная). Базальтовая масса напоминала собой как античную бронзу, так и греческие чернофигурные сосуды. Изделия имели лаконичные формы и утилитарную функцию. В то время большим спросом пользовались бюсты для библиотек. В зависимости от достатка приобретали мраморные, бронзовые, фаянсовые или гипсовые бюсты. Каждый хозяин городского или загородного дома должен был иметь свою личную библиотеку. Спрос на бюсты был ажиотажный. Скульпторы не видели ничего зазорного в том, чтобы сотрудничать с производителями слепков. Производители не видели ничего зазорного в том, чтобы копировать скульптуры без разрешения авторов. Изделия из яшмовой массы можно резать, шлифовать, полировать, как камень. Массу производили семи цветов: белого, черного, синего, серо-зеленого, темно-зеленого, розового и желтого. Изделия из него матовые т.к. их не покрывали глазурями. Как правило, эту посуду украшали белыми рисунками и рельефами в классическом стиле. Веджвуд назвал ее « яшмовой » или Джаспер - визитная карточка его фирмы. Одним из самых знаменитых шедевров Веджвуда стало воспроизведение в фаянсе так называемой Портлендской вазы или вазы Барберини. Мастер делал ее с подлинника – римской вазы созданной в 1 веке до н.э. Эта ваза является копией знаменитой римской вазы из стекла мастера Эниона в технике камея. Впоследствии Портлендская ваза стала символом марки Веджвуд, ее изображение на логотипе и клейме изделий. Яшмовая масса позволяла воспроизводить античные камеи с белым рельефом на цветном фоне и изготавливать изящные плакетки для украшения неоклассических интерьеров (к примеру, "Танцующая нимфа" или "Жертвоприношение Флоре"). Долгое время Веджвуд экспериментировал с химическим составом сырья для создания синей фаянсовой массы. Изделия из этой массы получили большую популярность. В интерьере использовались фаянсовые медальоны (в плоскости стены у камина, вставки в мебель). В ювелирных украшениях использовались камеи из фаянса. Английские коллекционеры предоставляли в распоряжение Веджвуда античные шедевры для снятия гипсовых слепков и воспроизведения их в керамике.

Античность как культурное наследие Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу и искусство , на философские и юридические взгляды всех народов .

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты