КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика декоративно-прикладного искусства бароккоБарокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Понятие «барокко» (итал. bагоссо - странный, причудливый) - жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, цвета, фактур материала, совмещение реальности и фантазии. Ощущение бесконечности пространства, причудливости и непосредственности. Синтез искусств - слияние иллюзорного и реального. Барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем звучании. В области декоративно-прикладного искусства «барокко», наиболее занимательной является мебель, отличающаяся массивностью форм и шикарными орнаментами. В практику мебельщиков широко входит фанерование иинтарсия (инкрустация деревом по дереву). Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь покрывали позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Мебель для сиденияутратила прямые формы, в частности, изменились ножки. Они стали изогнутыми, что придало мебели легкость. Саму мебель обивали дорогими тканями (бархат, шелк, гобелен), декорировали позолотой и бахромой. В эпоху бароккопоявляются первыемебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны напоминают несколько соединенных друг с другом кресел. Столыэпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики. Форма их могла быть любой(чаше круг и прямоуг.). Особенно замечательны ножки барочных столов – богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу. Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. Очень популярны были и консоли на двух ножках. Консольные столики ставили у стены. Они носили чисто декоративный характер. Над консолью устанавливали зеркало. Кабинеты и секретеры украшались резьбой и изысканной отделкой. Еще одна новинка в мебельном деле – комод с выдвижными ящиками. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы. Точеные ножки крепко держали массивную мебель. Необходимым предметом любой спальни стал и туалетный столик со стоящим на нем большим зеркалом. Также известными в декоративно-прикладном искусстве стали изделия из богемского хрусталя. Техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то называлась Богемией. Материал для стекла добывали из золы местных деревьев, отчего второе его название – лесное стекло. Изготовленное стекло было толстостенным и прозрачным, поэтому его гранили его ювелиры, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмазными гранями изделия. Благодаря необыкновенному блеску изделия назвали хрусталем. Из богемского хрусталя изготавливали люстры, резные зеркала, а также бокалы и кубки, которые переливались на свету всеми цветами радуги. Стены интерьеров в эпоху барокко украшали ковры, шпалеры, гобелены. Их своеобразие заключалось в соединении изобразительных композиций с обилием фигур и пышных бордюров из букетов, фруктов и птиц (вердюры - это тип гобелена с бордюром из листьев, плодов и цветов). Шпалеры создавались по картинам и картонам знаменитых художников того времени (Д. Веласкес, П. П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Вермер). Самые знаменитые шпалеры были созданы по картонам Рубенса. Со временем усложнялись изобразительные композиции, усложнился и бордюр, дополнившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, картушами, гирляндами из плодов. Сюжетами гобеленов были битвы, охота, сакральные, светские, галантные, др. греческие мифы. Ввоз популярного фарфора из Китая застопоривается, а вскоре прекращается вовсе. Продолжали возить фарфор из Японии, но количество поставок не отвечало спросу. Начиная с XVII в. в производстве фаянса выдающуюся роль играют, прежде всего, Голландия, Германия и Франция. В Голландии центром производства фаянса стал город Дельфт. Местные мастера не зная состава пытались имитировать восточные изделия, используя местную глину. Кроме основных изделий синего и белого цвета с тонкой текучей росписью, производили фаянс с полихромными росписями. Ряд фаянсовых мастерских, возникших в Дельфте, добились посредством своих высококачественных фаянсов таких успехов, что могли конкурировать с ввозимым из Японии фарфором. Позднее Дельфтскому фаянсу стали подражать в мастерских Лондона, Ливерпуля и т.д.
|