КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фаянс неоклассицизмаНеоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка изделий и декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма. В это время Уэджвуд создаёт свои фаянсовые массы. Фаянс (франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) — разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом, и обжигается на более низких температурах, нежели фарфор. Фаянс неоклассицизма выступает в противоположность рококо. Для него характерна уравновешенность, линейность, плоскостность, стилизация. Веджвуд с юности занимался изучением свойств природных глин своей страны и экспериментировал. Его самым большим вкладом в британскую керамическую промышленность стала так называемая керамика цвета сливок, которая и поныне известна как "королевская посуда". Масса теплого кремового оттенка тоном и большей пластичностью. Первые изделие из этой массы было изготовлены в 1762году - это был сервиз для королевы. Так же из этой массы выполнен знаменитый «Сервиз с зелёной лягушкой». Сервиз с зеленой лягушкой был заказан Екатериной II в 1773 фирме Джозайи Веджвуда через русского консула в Англии Александра Бакстера. Работа над ансамблем была закончена летом 1774 г. Сервиз предназначался для придорожного дворца Екатерины II в местечке Кекерекексинен, что по-фински означает "лягушачье болото". Отсюда первоначальное название дворца - Кекерекексиненский и своеобразная забавная эмблема - зеленая лягушка в гербовом щитке, помещенная на каждый предмет заказанного сервиза. Сервиз был рассчитан на 50 персон, включал обеденную (680 предметов) и десертную (264 предмета) части и состоял из 944 предметов. Каждое изделие сервиза, в соответствии с заказом, было украшено видами английских старинных замков, аббатств, усадеб с парками, загородных особняков, городских и сельских пейзажей, природных ландшафтов. Всего насчитывалось1222 вида, ни один из которых не повторялся, создавая уникальную панораму Великобритании. Компаньон Дж. Веджвуда, Томас Бентли, составил для Екатерины II рукописный каталог с названиями всех видов. Номера видов, соответствующие каталогу Бентли, написаны темно-коричневой краской на обороте каждого изделия. Этот сервиз самый большой за всю историю компании. Новая керамическая композиция была названа фаянсом королевы. Во второй половине 18 века был популярен прорезной декор. Из фаянса изготавливали практически всё, в том числе столовые приборы (ложки, вилки, ножи, лопатки, черпачки, кружки, вазы и т.д.). Также изготавливали предметы из фарфора, но они были дорогие, и не каждый мог их себе позволить. Вазы без отделки имели четкую форму, гибкие линии и идеальные пропорции. Среди изобретений Веджвуда – рецепт знаменитой черной базальтовой массы, яшмовой, синей и мраморной массы. Базальтовая масса чёрная, матовая, расписывалась также как и обычный фаянс. Напоминала собой как античную бронзу, так и греческие чернолаковые сосуды. Изделия имели лаконичные формы и утилитарную функцию. Из этой массы выполнены Медальон с портретом Екатерины II, Петра I, бюсты Цицерона, Гомера и т.д. В то время большим спросом пользовались бюсты для библиотек. В зависимости от достатка приобретали мраморные, бронзовые, фаянсовые или гипсовые бюсты. Каждый хозяин городского или загородного дома должен был иметь свою личную библиотеку. Спрос на бюсты был ажиотажный. Скульпторы не видели ничего зазорного в том, чтобы сотрудничать с производителями слепков. Производители не видели ничего зазорного в том, чтобы копировать скульптуры без разрешения авторов. Позднее был издан закон, который защищал права авторов в течение 14 лет после создания произведения. Веджвуд создал «яшмовый» фаянс. Это необычайно твердая фаянсовая масса с сильно спекшимся черепком. Изделия из такой массы можно резать, шлифовать, полировать, как камень. Массу производили семи цветов: белого, черного, синего, серо-зеленого, темно-зеленого, розового и желтого. Изделия из него матовые т.к. их не покрывали глазурями. Как правило, эту посуду украшали белыми рисунками и рельефами в классическом стиле. Веджвуд назвал ее « яшмовой » или Джаспер - визитная карточка его фирмы. Одним из самых знаменитых шедевров Веджвуда стало воспроизведение в фаянсе так называемой Портлендской вазы или вазы Барберини. Мастер делал ее с подлинника – римской вазы созданной в первом веке до н.э. Эта ваза является копией знаменитой римской вазы из стекла мастера Эниона в технике камея. Ее купил в 1785 году приобрел герцог Портланд и предоставил Веджвуду для работы. Веджвуд работал над её созданием почти 4 года. Первая копия была сделана в 1790. Ваза была изготовлена из черной и белой яшмовой. Её высота 25,5 см; диаметр 19 см. На ней в небольшом рельефе изображены белые человеческие фигуры, а также различные предметы. Изображены две сцены:1-Пелей и Фетида; 2- сон Гекубы о том, что Троя будет разрушена. Копия-близнец ярче, изящнее и качественнее, потому что Джозайя Веджвуд улучшил технику производства. Многие историки считают, что создание этой вазы стало вершиной художественной карьеры и мастерства Джозайя Веджвуда. Сейчас она хранится в музее Веджвуда в Сток-он-Тренте. Впоследствии Портлендская ваза стала символом марки Веджвуд, ее изображение на логотипе и клейме изделий. Яшмовая масса позволяла воспроизводить античные камеи с белым рельефом на цветном фоне и изготавливать изящные плакетки для украшения неоклассических интерьеров (к примеру, "Танцующая нимфа" или "Жертвоприношение Флоре") Веджвуд 5 лет активно экспериментировал с химическим составом сырья для создания синей фаянсовой массы. Изделия из этой массы получили большую популярность. В интерьере использовались фаянсовые медальоны (в плоскости стены у камина, вставки в мебель). В ювелирных украшениях использовались камеи из фаянса. Английские коллекционеры предоставляли в распоряжение Веджвуда античные шедевры для снятия гипсовых слепков и воспроизведения их в керамике. В 1773 г. Веджвуд опубликовал каталог из 285 названий гемм, которые он мог бы предложить покупателям (позднее число образцов приблизилось к 2000). Принимались заказы на выполнение оригинальных портретных камей и инталий-печатей. Также была и мраморная масса. Изготавливались изделия имитирующие цветной камень. Популярны были вазы. Такие вазы выпускались гарнитурами из трёх, пяти или семи предметов. Гарнитуры предназначались для украшения каминных полок. Джозайя Веджвуд показал возможность получения разнообразных глиняных изделий через состав масс, разработал многие вопросы, касающиеся поливы или глазури разных цветов, воспроизвёл многие древние итальянские формы изделий и изобрёл особый род глиняных изделий, носящих его имя и сходных по составу, бесцветности, степени полупрозрачности и отсутствию глазури с фарфоровидными «бисквитными» изделиями. Главная заслуга Веджвуда состояла в том, что он на строго научной основе усовершенствовал состав глины и форму изделий, через что после него гончарное дело получило совершенно новое значение.
|