КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественное стекло модерна (на примере Лалика)Модерн- художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными чертами является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, а также расцвет прикладного искусства. Художники ар-нуво тесно связаны с символистами. Они вывели на сцену не только саму природу, но и то, что в природе до них презиралось или то, чего избегали. Бамбук, водоросли, лианы, кузнечики, бабочки, совы, скарабеи, лягушки, рыбы, стрекозы, лебеди, орлы, павлины, змеи – чрезвычайно много змей и многое другое. Один из выдающихся мастеров этого времени- Рене Лалик (1860 – 1945г.г.) – французский ювелир и мастер художественного стекла. Он прославился после парижской выставки 1900 года (как ювелир). Его яркие с причудливыми формами оригинальные ювелирные изделия вызывали невиданную популярность, особенно в артистических кругах Парижа. Многие знаменитости ценили и заказывали изделия у Рене. Первые изделия под частный заказ мастер отливает в единственном экземпляре, используя метод потери восковой модели, который существовал ещё в египетском стеклоделии. С 1908 года Рене Лалик начал сотрудничать с Фирмой Франсуа Коти, который заказал серию эксклюзивных стеклянных флаконов для своих ароматов. Согласно их концепции, исключительный «нектар» был достоин исключительного флакона. Произошёл переворот в истории создания флаконов и парфюмерии. Первые флаконы его были достаточно просты, а эстетический акцент создавался за счёт оригинальности пробки – в виде цветка, бабочки, обнажённой женской фигурки. Как и в ювелирном искусстве Лалик руководствовался правилом трёх F «femme, faune, flore» – "женщина, фауна, флора”. А в 1912 году прошла персональная выставка стеклянных изделий Лалика. Рене Лалик был реформатором в области художественного стекла. Он любил экспериментировать. Уже в 1900 году у него была собственная фабрика Комб-ла-Вилль, недалеко от Парижа. Во время Первой мировой войны(1914-1918) эта фабрика прекратила свою работу, но в 1918 он приобрёл более крупную фабрику в Винжен-сюр-Модере в Эльзасе. На новом заводе Лилик внедрил технологию прессования стекла в форму под давлением. Лалик занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла и т.д. Его «визитной карточкой» опалесцентное стекло (переливающееся) секрет которого по сей день не раскрыт. Также излюбленной техникой Рене была технология «пат-де-вер»: стекло измельченное в порошок помещали в гипсовую форму и ставили в печь , получался эффект кракле, затем на готовое изделие наносился ещё 1 слой прозрачного стекла. Получалось изделие визуально поверхность, которого казалась шершавой, а на ощупь была гладкой. Для изготовления своих работ Лалик любил использовать свинцовое стекло, т.к. оно было более блестящее(но и более тяжелое) и использовал метод литья под давлением в металлическую разъёмную форму, внутренняя поверхность которой была рельефной. Кроме этого использовал метод Аспир Суфле с помощью которого получались вещи высокого художественного качества. Само изделие изготавливалось методом литья в разъёмную металлическую форму с рельефом под давлением, затем изделие дорабатывалось на гранильном круге и обрабатывалось в технике сатинирования с помощью травления. С 1925 года на фабрике Лалика для сатинирования используется фирменный состав кислот. Сатинирование- это получение матовой поверхности стекла путем химического травления, поверхность стекла на ощупь как атласная. Предпочитал простые силуэты и поверхности, однако украшал их тонким рельефным, искусно подсвеченным декором. Вносил в свои произведения невиданный для этого вида искусств острый драматизм: помимо вьющихся женских волос и драпировок, цветов и павлинов излюбленными его мотивами были мерцающие змейки и насекомые, также вводил мифологические гротески..
|