КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О поведении в Церкви мужчин и женщин (11,1-16)Принцип христ. свободы, к-рым неразумно руководствовались коринф. христиане, приводил ко многим неустройствами и нарушениям благочиния на христ. собраниях. В решении таких практических вопросов ап. Павел обращает внимание на необходимость руководствоваться Преданием Церкви. Вначале он похваляет коринфян за верное хранение Предания: "Хвалю вас, братие, что вы все мое помните и держите предания, как я передал вам" (11,2). Но не все держались заветов ап. Павла и не все следовали Преданию. Поэтому апостол указывает на ряд вопросов внешнего поведения в Церкви нек-рых коринф. христиан, в к-рых они подражали язычникам: отращивали длинные волосы (мужчины), а женщины ходили с непокрытой головой в знак свободы нравов. Такое подражание моде было совсем неполезно христ. общине, т.к. соблазняло многих. Апостол дает твердое основание для решения этого, казалось бы, маловажного вопроса, исходя из общего принципа иерархической подчиненности в Церкви: "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (11,3). Христос, как глава тела Церкви, есть глава не только мужа, но и жены, но жены через мужа. Как в физ. теле одни органы связаны с главой более непосредственно, другие менее, так и в теле Церкви: священство прямо относится ко Христу, другие имеют нужду в священстве. Так и в союзе семейном: муж прямее относится ко Христу, чем жена; последняя относится к Нему нек-рым образом через мужа. Следовательно, и внешне должны быть знаки отличия: одному власти, другой - подчиненности (по порядку творения и как виновнице грехопадения). В обычай хорошего нрава вошло жене покрывать голову в знак власти над ней мужа, и "для Ангелов" (11,10), а мужу быть непокрытым, в знак того, что он есть "образ и слава Божия" (11,7). Если же эти нормы нарушаются, то оба погрешают против благочиния и преступают заповедь Божию. Впрочем, иерархичность отношений между мужем и женой не противоречит равенству их в человеч. правах и достоинстве перед Богом. Во Христе Иисусе "нет ни мужеского пола, ни женского" (Гал. 3,28) самого по себе, и "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе" (11,11). Следовательно, сочетавшись "в Господе", т. е. в таинстве брака, оба супруга и должны вместе приближаться к Богу. Апостол сравнивает покров головы жены с волосами: как волосы у жены есть слава ее, данная от Бога, так она должна приложить и от своего произволения для славы Божией, - держаться хорошего обычая покрывать голову (10,13-16). Обличение беспорядков на "Трапезах Господних" (11,17-4) Обличив коринф. христиан за вкушение идоложертвенного и нек-рые беспорядки внешнего поведения мужчин и женщин, апостол переходит теперь к искоренению более важного беспорядка в христ. церк. собрании, а именно: поведению на "вечерях Господних", т.н. "вечерях любви" - агапах, (от - любовь, братская трапеза), к-рые совершались после евхаристии. Это были не простые трапезы, но "Господни", как бы продолжение Тайной вечери, подобно тому, как евр. пасх. трапеза продолжалась и после вкушения пасх. Агнца. Все принесенное на эти "вечери любви" принадлежало уже не принесшему, а было "Господним", поэтому христиане не должны были спешить есть каждый свое приношение, так что один упивался, а другой оставался голодным. Такое неблагочестивое поведение на этих трапезах означало пренебрежение к дому Господню, а также к бедным. Непосредственно установление евхаристии ап. Павел излагает в след. словах: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в к-рую предан, был, взял хлеб, возблагодарив, преломил и сказал: - приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: сия чаша есть НЗ в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (11, 23-25). Слова таинства апостол привел для того, чтобы показать, что беспорядки на трапезе Господней есть пренебрежение самим таинством и грех против Тела и Крови Господней: "кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (11,27). Для достойного принятия Причастия необходима глубокая исповедь: "Да испытывает же себя человек" (11,28), да "судит сам себя" (11,31), а потом "пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (11,28). "Как тогда пронзавшие Господа пронзили не для того, чтобы пить, но чтобы пролить Кровь Его, так поступает и тот, кто приобщается недостойно" (свт. Иоанн Злат). "Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (11,29). То, что дано "во оставление грехов", может стать умножением их, если не будет человек "рассуждать о Теле Господнем", т.е. не будет принимать во внимание величие Дара Христова. "Осуждение" от Бога за грех небрежения таинством ведет к частым болезням, и даже смерти (11,30). Но лучше быть наказанным от Господа, "чтобы не быть осужденными с миром" (11,32), потому что временные наказания и страдания освобождают от грехов и вечных мук и наказания вместе с миром.
|