КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Санта Мат (Сурат-Шабд-Йога): общее представление об НРД.Сант мат — средневековое религиозное движение бхакти, появившееся в северной части Индийского субконтинента в XIII веке. Санты придерживались эгалитарных взглядов, выступая против качественных различий индийской кастовой системы и против проведения различий между индусами и мусульманами. В буквальном переводе сант мат означает «путь святых», «путь истины» или «правильный путь». Термин сант происходит от санскритского словасат имеющего несколько значений («истинный», «реальный», «честный», «правильный»). Корневое значение слова — «осознавший истину» или «постигший высшую реальность». Термин «сант» приобрёл общее значение «добродетельный человек», но в основном используется по отношению к поэтам-сантам средневековой Индии. История и основные особенности Взгляды сантов и их социально-религиозные отношения были основаны на принципах бхакти (любовной преданности Богу), в том виде, в каком те были описаны за тысячелетия до этого в «Бхагавад-гите». Движение Сант мат не было однородным. Различные его течения и учителя имели общие обычаи как друг с другом, так и с традициями, которым они противостояли. Санты скорее были группой разнообразных духовных личностей, чем определённой религиозной традицией, хотя все они признавали общность своих духовных корней. В движении Сант мат не было сектантских границ и ему были чужды брахманские концепции каст и богослужений. Поэты-санты сочиняли свою поэзию на местных языках, обращаясь к простому народу на хинди и маратхи. Они говорили о спасительной силе «Святого имени» и отвергали религиозные ритуалы как не имеющие значения. Санты проповедовали идею, что истиной религией было предание Богу «обитающему в сердце». В традиции Сант мата также говорилось о необходимости принятия живущего духовного учителя, которого называют уважительным титулом Сатгуру, или «совершенный учитель». Первое поколение североиндийских сантов, (к которому принадлежали Кабир и Рави Дас), появилось в регионе Варанаси в середине XV века. До них были две известные фигуры XIII и XIV века — Намдев и Рамананда. Последний, согласно традиции Сант мата, был вайшнавским аскетом, давшим духовное посвящение Кабиру, Равидасу и другим сантам. Другие варианты истории жизни Рамананды даются последователями его линии, монахами раманади, другими сантами, и позднее — сикхами. Общепринятым фактом из его жизни является то, что он принимал в ученики представителей всех каст, за что подвергался критике со стороны ортодоксальных индуистских брахманов. Ученики Рамананды стали первым поколением сантов. Парампара сантов продолжила своё существования на протяжении веков, хотя ряд поэтов-сантов основали свои религиозные школы. Сурат-шабд-йога— одна из разновидностей йоги. В переводе её название означает «йога света и звука». Второе название, применяемое внутри течения и на международном уровне, — Сант Мат (Путь мастеров). Сурат-шабд-йога — это особая психофизическая техника, избавляющая, по представлениям адептов, от круга перерождений (сансары) и ослабляющая закон кармы. Адепты верят в то, что этим видом практики пользовался ещё Сант Кабир Сахиб. Характерной особенностью сурат-шабд-йоги является обязательное наличие живущего гуру. Считается, что компетентный Мастер в момент посвящения, вместе с передачей посвящаемому особой мантры, пробуждает душу, навечно устанавливает её связь с Богом и ведёт её дальше до тех пор, пока она не достигнет своей цели - единения с Ним. Занятия йогой проводятся в группах сатсанга. Их работа делится на лекционно-теоретическую (беседы, лекции, семинары, просмотр вступлений мастеров и т. д.) и практическую (выполнение севы, медитация в светозвуковом потоке, занятия в творческих группах и т. д.). Для ускорения прогресса на духовном пути в Сант Мате есть два вспомогательных фактора: нравственный образ жизни и бескорыстное служение (сева). Первое включает вегетарианское питание, неупотребление опьяняющих напитков и наркотиков, следование принципам чистоты, искренности и универсальной любви в мыслях, словах и поступках. Одним из основных видов практики является медитация на внутренний свет и звук. Мастер Сант Кирпал Сингх в книге "Венец жизни" пишет: "Когда речь идёт о внутреннем Свете и Звуке, это надо понимать не образно, а буквально. Имеется в виду не внешнее освещение или какие-либо звуки этого мира, а внутренние, трансцендентные Свет и Звук. Эти трансцендентные Свет и Звук есть первые откровения Бога, через которые Он проецирует Себя в Своё Творение. В Своём безымянном состоянии Он - ни свет ни тьма, ни звук ни тишина. Но когда Он принимает форму и образ, из Него выходят Свет и Звук как Его изначальные атрибуты".
Учение "Сант Мат"
Последователи Сант Такара Сингха считают, что учение "Сант Мат" существует с тех пор, как человек появился в этом мире. На протяжении всей истории человечества Бог, или Высшая Сила, посылает каждому поколению Мастера, наделенного полномочиями и силами для того, чтобы передать людям духовные принципы и научить тому образу жизни, который предназначен Богом для человека и о котором написано во всех Священных Писаниях. Этот образ жизни предусматривает развитие таких добродетелей, как любовь ко всем живым существам, смирение, правдивость. Обучение Мастером ученика происходит не только путем передачи теоретических знаний, но, главным образом, путем практики — медитации на внутренний Свет и Звук и выполнения бескорыстного служения. Представления о человеке и законе кармы в учении "Сант Мат". Как учат Мастера, в том числе и Сант Такар Сингх, человек состоит из трех составляющих: тела, разума и души. Тело человека — это оболочка из грубой материи, внутри которой находится душа. Душа — это сознание, она состоит из той же самой субстанции, что и Бог, и обладает теми же силами и способностями, как Бог, то есть она вся — свет, любовь, сила, знание и мудрость. Благодаря душе человек в состоянии жить и действовать. Разум сам по себе не является сознанием, его можно представить как сосуд, в котором накапливаются все впечатления, которые собирают в течение дня органы чувств. Разум обладает свойствами реагировать на эти впечатления (эмоции), обдумывать их и принимать решения (интеллект) и самоутверждать себя (эго). Если тот или иной человек живет, в основном, только удовлетворяя потребности тела и разума, при этом используя силы и способности души, но не проявляя заботы о своей душе, то это приводит к её духовной деградации. В результате в человеке развиваются негативные привычки и качества. Медитация на внутренний Свет и Звук дает пищу душе, очищает разум от негативных проявлений и наполняет человека любовью, тем самым раскрывая в нем все добродетели и силы души. Жизнь человека управляется законом кармы. Мастера учат, что есть три вида кармы: во-первых, карма, которая в этой жизни не реализуется, а будет реализована в будущей жизни (карма-"склад"), во-вторых, карма-"судьба", которая определяет нашу нынешнюю жизнь, и, в-третьих, карма-"семя". Карма-"семя", посеянная человеком в прошлых жизнях, определяет течение нынешней жизни человека (карма-"судьба"). "Хорошая" карма, которая была посеяна в прошлых жизнях, в этой жизни принесет человеку хорошие плоды, а жестокая или тяжелая карма, то есть негативные поступки, которые были им совершены в прошлых жизнях, вернется к человеку в нынешней жизни в виде проблем, болезней и страданий. Роль "закона милости". С точки зрения последователей Сант Такара Сингха, существует также и другой закон, более высокий, нежели закон кармы — закон милости, прощения и милосердия. Он начинает действовать на человека, после того, как он получает посвящение от Мастера (введение в практику медитации, когда объясняется ее метод и проводится первая медитация). Посвящение, полученное от Совершенного Мастера, "сжигает" всю прошлую карму этого человека, накопленную им, возможно, в течение миллионов или миллиардов жизней, которая "хранится в складе" и в этой жизни (судьбе) не используется. Так как, по утверждению Сант Такара Сингха, закон кармы очень суров и не допускает никаких компромиссов, то все люди должны пожинать последствия своих собственных поступков, совершенных в прошлом. При этом они постоянно сеют новые семена кармы (это мысли, слова и поступки), которые откладываются в "складе" кармы и когда-то в следующих жизнях должны приносить плоды, то есть быть оплачены. Благодаря тому, что во время Посвящения "Сила Мастера" сжигает "склад" кармы (то есть эта карма теряет способность приносить плоды), душа человека может освободиться от закона кармы. При этом "Сила Мастера" помогает человеку переносить тяжелые последствия кармы. "Страдания тех дорогих людей, — учит Сант Такар Сингх, — которые посвящены и связаны с силой Бога, с милостивым всепрощающим Богом, сокращаются до 1% или даже до 0,1%. Им приходится страдать очень немного. В ином случае им пришлось бы страдать очень тяжело, невыносимо тяжело". Мастер, согласно учению "Сант Мат", может наделить посвященных всеми необходимыми способностями для духовного роста. Во время посвящения пробуждается душа человека и его "внутренний Мастер", или высшее "Я". Потенциально они есть в каждом человеке, но в обыкновенной жизни находятся в "спящем" состоянии.
|