Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Возрождение




Читайте также:
  1. Quot;Осень Средневековья", поздневизантийский гуманизм и Итальянское Возрождение
  2. Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.
  3. Арийская империя. Гибель и возрождение
  4. Возрождение
  5. Возрождение в Германии.Альбрехт Дюрер.
  6. Возрождение вымерших форм жизни
  7. Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII веке
  8. ВОЗРОЖДЕНИЕ НИЖНЕГО МАНХЭТТЕНА
  9. Возрождение религии в России

Эпохой Возрождения (на французском - Ренессанс) называют XIV-XVI вв. Этот термин первым употребил в 1550 г. итальянский художник Джорджио Вазари, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он назвал Возрождением творческую деятельность своих современников, которые, как ему представлялось, действительно возродили искусство после его упадка в период «средневековья и варварства».

Данные хронологические рамки, разумеется, условны. Историки находят элементы ренессансной культуры уже в XIII веке, называя его проторенессансом. Кроме того, необходимо иметь в виду, что эта хронология имеет отношение к Италии – стране классического Ренессанса. Но Возрождение было общеевропейским явлением, в других странах Европы – Нидерландах, Франции, Германии, Англии – оно началось позже, только в XVI в. и обладало своими особенностями. Его называют Северным Возрождением.

Сердцем Итальянского Возрождения стала Флоренция - город энергичных предпринимателей и купцов, искусных и хитрых политиков, мыслителей и художников.

Политическая раздробленность Италии способствовала частым войнам. Именно Флоренции суждено было возглавить борьбу против попыток герцогов Висконти и неаполитанского короля Владислава утвердить в объединении Италии единоличную власть. Эта борьба стоила многих денег. Флоренция дважды выстояла в этой борьбе.

Мелкие города-государства Генуя, Феррара, Лукка, Сиена и другие находились в сфере ее влияния. Каждый город дорожил своими вольностями и культурными традициями.

Во Флоренции тех лет было развито производство сукон, шелка, существовали мануфактуры по изготовлению одежды, ценились работы по металлу и декоративной резьбе. Торговые интересы Флоренции требовали обретения морских путей для более быстрого сбыта товаров. В 1406 г. она захватывает Пизу, а в 1421 г. – покупает морские порты Ливорно. Главный приток денег во Флоренцию шел по банковским каналам. В 1470 г. во Флоренции было 32 банка, которые объединяли в себе различные операции: ссуду денег под проценты, производство сукна и шелка, торговлю, перевозку застрахованных товаров, кредитование ремесленников. Покровителем банкиров считался св. Матфей. Торговля, мануфактурное производство, банковская деятельность в Италии способствовали зарождению нового класса – буржуазии и формированию нового мировоззрения. Эти процессы ранее и последовательнее всего проявились во флорентийской республике.



Политические махинации правителей Флоренции были так продуманны и блестящи, что это дало повод известному исследователю Ренессанса Я. Бурхарду говорить о государстве ренессансного типа как о своеобразном произведении искусства. Так, например, по отношению к политическим противникам широко применялись изгнания и налоговые обложения.

После возвращения из изгнания Козимо Медичи (1389 –1464 гг.) власть стала сосредоточиваться в его руках. Козимо Медичи 30 лет правил Флоренцией, не прибегая к террору, но ловко и изворотливо лавируя между олигархией и республиканской оппозицией. Он старался избегать войн, кровопролитий, заботился о торговле и политике.

Семейство Медичи начало богатеть уже в XIV в. В XV в. Медичи нажились на эксплуатации месторождений квасцов в Тольфе и Вольтерре, использовавшихся в текстильной промышленности. Козимо Медичи имел много филиалов своей компании, в каждую из которых он вкладывал не менее 50% капитала, чтобы обеспечить себя от банкротства. Став самым богатым человеком Европы, Козимо одалживал деньги папе, миланскому герцогу, венецианской сеньории, турецкому султану, королям Франции и Англии. Козимо владел землями, собранием драгоценностей, монет, медалей, камей, антиков, книг. Козимо не был скуп, считая, что деньги способствуют установлению более тесных связей между людьми.



Деньги Козимо Медичи всегда были в движении. Постепенно он становится меценатом, покровителем искусства. Он поддерживал строительство главного Флорентийского собора, его стараниями была создана знаменитая библиотека. Козимо не побоялся открыто встать на путь меценатства в то время, когда люди настороженно относились к роскоши и богатству. Личное тщеславие, жажда бессмертия, боязнь мук ада за ростовщичество и просто желание украсить родной город – все это было причиной меценатства Козимо Медичи. И хотя он меценатствовал с опаской, он подготовил почву для меценатства как социального явления. По его стопам пошли Франческо Сфорца, Лудовико Гонзага и многие другие.

Важным фактором, усложнявшим экономическую ситуацию в Италии, были различия в мерах веса, длины и валют, имевших хождение в Европе. В Италии каждый город имел свою финансовую систему и валюту. Переезд из одного итальянского государства в другое заканчивался длительными переговорами с менялами.

Появляются биржи, кредитование, коммерческое страхование. Двухстатейный бухгалтерский учет, изложенный Лукой Пачоли в 1494 г., и применение арабских цифр способствовали развитию мира бизнеса и финансов.

До XIII в. использовались только солнечные и песочные часы, показывающие время очень приблизительно. В эпоху Ренессанса часы стали частью важных общественных зданий. Следует отметить знаменитые часы на Пражской ратуше, часовую башню в Венеции (1496 г.), часы при Хэмптонском дворе (1540 г.). К XV в. появились настольные часы в богатых домах, около 1500 г. – наручные часы. Каждое техническое достижение способствовало обострению чувства времени и делило его на все меньшие и меньшие единицы. Временные пределы становятся более четкими: возникает ясное понимание принадлежности слоев и предметов своему периоду. С введением часа, получаса, минуты возникают представления об экономии времени (время – деньги!), что так понятно современному человеку.



Современники Возрождения, творцы его блистательной культуры, сознавали необыкновенность своей эпохи, видели в ней «воскрешение духа античности», «возвращение блеска древности». Бокаччо говорил о том, что Джотто «возвратил к свету» искусство живописи, а Лоренцо Валла писал об «оживлении» скульптуры и архитектуры после долгого застоя. Вольтер в XVIII в. скажет, что именно Возрождение открыло окно в подлинно человеческий мир, и гуманизм восторжествовал над варварством и религией.

Однако Ренессанс имеет и другое лицо, удачно названое А.Ф. Лосевым «обратной стороной титанизма». Возрождение прославилось своим коварством, вероломством, развратом, невероятной жестокостью. Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Папа римский Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирали на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня голым прогуливался по улицам. Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империей, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Широкое распространение получила парнографическая литература и живопись. Предводители наемных отрядов (кондотьеры) захватывали себе города и становились родоначальниками итальянских династий. В Милане с конца XIV в. воцаряется род Висконти, прославившийся жестокостями и насилиями. После смерти последнего Висконти герцогом Миланским стал кондотьер Франческо Сфорца, сильно укрепивший положение Милана. Его сын – Мариа Сфорца, закапывал живыми свои жертвы, выставлял на публичный позор соблазненных им женщин, его обвиняли в отравлении матери. Его брат Лодовико Моро, отличавшийся особенно блестящим латинским стилем и знанием классиков, лишил власти и отравил своего племянника. Напомним, что при дворе Лодовико Моро много лет жил Леонардо до Винчи. Известны своими чудовищными преступлениями семейства Борджиа, Медичи. При этом Цезарь Борджиа стал для философа Макиавелли образцом идеального государя. При Цезаре Борджиа некоторое время в качестве военного инженера работал великий Леонардо. Ренессансный человек имел обыкновение панибратски и цинично относиться к религиозным святыням. Моделями для художников, работающих над образом Мадонны, часто были женщины легкого поведения.

В культуре Возрождения легко уживались высокая филологическая и философская образованность, серьезные научные интересы и страсть к астрологии, увлечение колдовством и магией. Папа Павел III согласовал с астрологами свои официальные собрания. Глава Платоновской академии Марсилио Фичино, настоятель кафедрального собора во Флоренции, неоднократно привлекавшийся инквизицией за свои астрологические занятия, составлял гороскопы детям Лоренцо Медичи и предсказал маленькому Джованни Медичи, что он станет папой Львом Х (как это и случилось). Всеохватный интерес к алхимии, астрологии и магии был не столько результатам невежества, сколько индивидуалистической жаждой овладеть таинственными силами природы. В эпоху Ренессанса гадали на трупах, составляли любовные напитки, вызывали демонов, зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами, делали снадобья из зубов и глаз мертвых.

Ренессанс как переходная эпоха крайне сложен и противоречив. Она характеризуется разрушением средневековых религиозных традиций, утратой авторитетов, раскрепощением творческих сил человека. Освобожденная из-под гнета энергия, воля к самоутверждению в мире «била через край», не зная границ, что позволило раскрыть все возможности человека, как созидательные, так и разрушительные.

В эту эпоху сформировалось гуманистическое мировоззрение. Его суть прекрасно выражена в «Речи о достоинстве человека», написанной Джованни Пико делла Мирандолой, которую называют манифестом гуманизма. Человек определяется как венец божественного творения, у него нет ни определенного места в мире, ни определенных, раз и навсегда данных, занятий. Он – то, чем захочет стать. Творец заложил в человека семена неограниченных возможностей, дальнейшая жизнь зависит от его выбора и воли. Человек протестует против природного рабства, заявляя о своём стремлении к творчеству и бессмертию. Человек преобразует природу, одухотворяя её. Одновременно он преобразует и созидает самого себя.

Марсилио Фичино (1433-1499 гг.), возглавивший Платоновскую Академию благородных умов во Флоренции, говорит, что человек - чудо природы. В нем происходит единение тела и духа, природного и божественного. Человек может опуститься до плотского животного существования, но, обладая бессмертной душой, он может достигать необычайных высот в науках и искусствах.

Гуманизм- мировоззрение, утверждающее, что человек есть центр и высшая цель мироздания, признающее ценность личности, право человека на свободное развитие.

Возрождение открыло, что человек тоже творец, как и его Создатель. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Способность к творчеству уравнивает человека с Богом и даже в какой-то мере делает его соперником Творца.

Идеалом становится универсальная личность, реализующая себя в разных областях творчества. Такими людьми были Леонардо да Винчи (военный инженер, художник, музыкант, анатом, изобретатель, поэт), Дюрер и многие другие.

Формируется новая этика, основанная на представлении о единстве души и тела, равноправии духовного и телесного. Гуманист Лоренцо Валла (1407-1457 гг.) главным законом, направляющим человеческую жизнь, считает наслаждение. Оно включает в себя и чувственные, и духовные радости, в равной мере естественные. Тело может быть источником не только греха, но и радости, и удовольствия. Валла стремится опровергнуть аскетическую этику средневековья (он сам был монахом и секретарем папы римского): Творец наделил человека разнообразными чувствами и разумом, чтобы тот радовался жизни, приобщаясь к божественному благу и становясь участником универсальной космической жизни. Этика Валлы провозглашает индивидуализм как основополагающий принцип поведения. Выстраивая иерархию ценностей, на первое место он поставил личное благо.

Культура Возрождения наиболее ярко выразила себя в искусстве. Дж. Вазари определил суть художественного метода Возрождения так: природа – это «образец», а мастера античности – «школа». Иными словами, художники эпохи учились у античных художников умению передать в произведении искусства естественную красоту мира. Они стремятся возродить античность после долгого забвения в средние века.

Архитектор Б.Альберти пишет «Десять книг о зодчестве» в подражание «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия. Данте Алигьери создает свою «Божественную комедию», памятуя Гомера и Вергилия. Микельанджело страстно копирует античную скульптуру. Художники изучали рельефы саркофагов на кладбище Кампосанто в Пизе. В те времена начинаются археологические раскопки, открывшие античные руины и скульптуры. Скульптурный двор в Бельведере в Ватикане, созданный архитектором Браманте для папы Юлия V, позволил показать посетителям ряд выдающихся находок, таких как «Лаокоон» и «Аполлон Бельведерский». Находка «Лаокоона» в римском винном погребе в январе 1506 г. вызвала волну восторга, ведь это была работа, представляющая события из «Энеиды» Вергилия.

С памятниками античной живописи энтузиасты античности были знакомы значительно хуже (живопись Помпей была открыта только в ХVIII в.). Правда, в 1480 г. были найдены остатки расписных комнат Золотого Дома Нерона в Риме.

В 1436 г. папа Евгений IV, близкий гуманистам, воспользовавшись советами Альберти, подписал буллу о запрещении разрушать античные здания, используя их в качестве каменоломен (на римском форуме, лежавшем в руинах, тогда торговали свиньями). Возник реставрационный интерес к Риму: Альберти в начале 1430-х гг. создает «Описание города Рима» и составляет первую топографическую карту города, сделанную с применением научных способов картографирования.

Художники осознали, что самой прекрасной формой в природе является человеческое тело. Извлеченные из развалин античного Рима статуи, на которые раньше не обращали внимания, а то и просто предавали проклятию за их наготу, стали образцами для подражания. Изображение человеческой фигуры в скульптуре и живописи становится все более реалистичным, материальным. Если античность делила рост человека на 6 или 7 частей, то Альберти делит его на 600, а Дюрер – на 1800 частей. Художники прилежно изучают анатомию.

Стремление возродить античную красоту, тем не менее, не означало ее простого копирования или повторения. Мировоззрение Возрождения было христианским, а не языческим. Правда, это было новое христианское сознание, средневековое представление о греховности и низменности всего земного уходило в прошлое, в умах мыслящих европейцев утверждалась мысль о том, что Божественная Премудрость и Красота распространяется не только на духовный мир, но и на материальный. Прекрасный человек искусства Возрождения – не бесстрастное гармоничное тело, красоту которого, как считалось в эпоху греческой классики, может лишь исказить движение чувств и мыслей. Он соединяет в себе духовную и телесную красоту. Новое христианское сознание выразилось в образах Мадонны, похожей на земную женщину, или святого Себастьяна, тело которого прекрасно, несмотря на вонзенные в него стрелы. Венеры были и эротичны, и одухотворены, на них подсознательно переносились черты девы Марии. Женственные ангелы у итальянских художников были настолько похожи на эротов, что их часто путали.

Исследователи искусства Возрождения говорят о его неустойчивости, скоротечности, даже трагизме. Стремление выразить высшую божественную красоту в земных формах оказалось неосуществимой мечтой. Знаток итальянского искусства П. Муратов писал о Сандро Боттичелли: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы. Его Мадонны утратили небо, а Венеры землю. В одних Боттичелли отрекся от христианского мира, в других - от языческого». Русский философ Н.А.Бердяев считал: «Люди Возрождения были раздвоенными христианами, в них бурлили два столкнувшихся потока крови». «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось». Бердяев имел в виду, что создав прекрасные художественные творения, эта культура не сумела «пересоздать» саму жизнь, сделать ее человечнее.

Становление гуманистического мировоззрения привело к осознанию человеком своего места в историческом времени и пространстве. Отсюда – пристальное внимание художников к проблемам перспективы и светотени. Под словом «перспектива» сначала имелась в виду наука о зрительном восприятии, оптика. Позднее – способ изображения трехмерного пространства на плоскости. Впервые в истории была разработана система глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы. Доверяя чувственному восприятию, особенно зрению, художник помещает в центр картины – точку схода перспективных линий – глаз зрителя. Художники, ювелиры, архитекторы любили забавляться оптическими обманами и фокусами, визуальными реконструкциями, устраивали эксперименты с зеркалами, считая последние инструментом белой магии.

В эпоху Возрождения получает широкое развитие садово–парковое искусство, воплощающее идею линейной перспективы с помощью длинных аллей и вытянутых прудов, мерцающих просветов и всевозможных галерей, влекущих взгляд в затухающую даль, ведь именно в бесконечности покоится точка, где сходятся перспективные линии.

Средневековый город имел замкнутую структуру: городские ворота, улицы и площади запирали на ночь или перегораживали цепями. В эпоху Возрождения возникли иные идеи планировки города – с длинными, прямыми, открытыми улицами и широкими и просторными площадями. Границы города размываются – город обрастает кольцом загородных усадеб и вилл. Согласно Альберти, жизнь за городом – гармоничное дополнение городской.

Искусство итальянского Возрождения крайне неоднородно. Политическая раздробленность и подчинение различных областей иноземным правителям обусловили разнообразие культурных влияний. В Сицилии было сильным влияние арабского и византийского искусства, а в центральной и северной Италии – французской и нидерландской готики. Кроме того, искусство стремительно менялось, пройдя в своем развитии ряд этапов.

XIII в. – период дученто (двухсотые годы) – называют проторенессансом. В городах Тосканы появляется новый архитектурный стиль, не похожий на готику. Николо Пизано, работавший в г. Пизе, опирался на античные и раннехристианские образцы. Наивысшего подъема искусство проторенессанса достигло в творчестве Джотто ди Бандоне. Библейские персонажи его фресок, которыми расписана капелла дель Арена в Падуе, простонародно-грубоватые, взяты непосредственно из жизни. Линию Джотто продолжил мастер раннего Возрождения (1401 – ок. 1428 гг.), у которого свет и тени очень важны, картина впервые делается сценой, построенной с определенной точки зрения.

В XIV в. – период триченто (трехсотые годы) – наблюдается как бы обратное движение к готическому стилю. Особенно заметно это проявилось у художников г.Сиены.

«Столицей» итальянской культуры кватроченто (XV в. – четырехсотые годы) становится Флоренция. В творчестве Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Гирландайо самым причудливым образом смешивались сюжеты Библии, рыцарских легенд, античных мифов. Искусствоведы говорят о свойственной кватроченто детской радости, мечтательности, сказочности, которая искупала несовершенство формы и композиции.

Высокий Ренессанс – искусство первой четверти XVI в. (чинквеченто, пятисотые годы) - называют « эпохой титанов», имея в виду трех гениальных мастеров Ренессанса - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микельанджело Буанарроти (1475-1564 гг.).

Среди живописцев позднего Возрождения следует отметить Паоло Веронезе (1528 -1588 гг.), Якопо Тинторетто (1518-1594 гг.), Микеланджело да Караваджо (1573-1610 гг.), а также наиболее ярких представителей маньеризма Якопо Понтормо (1494 –1557 гг.) и Анджело Бронзино (1503-1572 гг.).

В эпоху Возрождения искусство хлынуло рекой в жизнь. Не было ремесла, которое не поднялось бы на степень искусства. Художники, даже достигшие славы и известности, пробовали себя в разных материалах и областях деятельности: они брались за украшение дворов, ювелирное дело, орнаменты. Так, например, Учелло и Боттичелли расписывали свадебные сундуки, Гольбейн занимался росписью эмалей для часов, кинжалов, украшений и золотых кружек. Возрождение сделало искусством все - любовь, просвещение, торговлю, даже политику и войну.

Представлять Ренессанс только изобразительным искусством было бы слишком узко. По своему происхождению он был во многом литературным движением. Появилась большая прослойка филологически образованных людей, посвятивших свою жизнь собиранию, изучению и комментированию литературных источников античного мира. Эти люди, называвшие себя «гуманистами», много ездили, путешествовали, разыскивая по всем странам античную литературу. Древние списки античных рукописей они находили и в Византии и в старых монастырских библиотеках Италии, Франции, Германии, Англии. «Гуманисты» организовывали кружки, читали лекции в университетах, были учителями в богатых семьях, советниками государей и синьорий. Они отличались живостью мысли, смелым критическим духом, веселой общительностью. Гуманисты много спорят друг с другом, ссорятся и вновь мирятся. Гуманизм как идейное течение проникал во дворцы патрициев и тиранов, в папскую канцелярию, в купеческие круги, просачивался даже на саму кафедру Святого Петра (Мартин V, Николай V, Пий II были покровителями гуманистов).

Термин «humanista» появился в XV в. и указывал на род занятий человека – преподавание гуманитарных дисциплин – возрождение на античной основе гуманитарных знаний (studia humanitatis): этики, риторики, филологии, истории, поэтики, педагогики. Выражение Цицерона «Studia humanitatis» означало совокупность тех штудий, которые направлены на усовершенствование, воспитание человеческой личности. Понятие humanitas с образованностью тесно связано, но стоит несоизмеримо выше, несет в себе не цеховой, профессиональный, а глубоко содержательный, идейный, мировоззренческий смысл.

Первым гуманистом часто называют знаменитого поэта, певца любви Франческо Петрарку (1304 – 1374 гг.). 6 апреля 1327 г. в церкви св. Клары в Авиньоне поэт встретил молодую женщину, не ответившую взаимностью на любовь поэта, но известную ныне всему миру под именем Лауры. Любовь к Лауре вызывает в Петрарке любовь к творчеству. Поэт призывает человека обратиться к самому себе, чтобы в глубинах своего духа найти божество. Чувственная любовь отождествляется Петраркой с возвышенными небесными порывами. Петрарка признавал в жизни такие радости, которых не могла признать церковная аскетическая доктрина, но он находил, что эти радости не порочны. Любовь Петрарки к философии можно расценить как переходный момент к Новому времени, как первую значительную попытку создать твердую почву для свободной науки и для самостоятельного мышления: «Нет высшей свободы, чем свобода суждения. Я требую ее для себя, чтобы не отказывать ее другим». Петрарка был уверен, что для спасения души нужны не знания, а добродетели. Истинное знание смиряет, оно не отягощено надменностью.

8 апреля 1341 г. состоялся знаменитый триумф Петрарки на Капитолии. Ему был вручен диплом магистра, профессора поэтических искусств и истории.

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) называют последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени.

Величественным итогом размышлений Данте, его поэтического мастерства, глубинным озарением стала известная всему миру «Комедия», названная позднее «Божественной» благодарными потомками. Сюжет поэмы изображает путь человеческой души от греха к праведности, от заблуждений к истине богопознания. «Комедия», написанная в средневековом литературном жанре «видения», начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. Возлюбленная поэта Беатриче, обитающая в раю, посылает к нему римского поэта Вергилия. Поэма и представляет собой странствия Данте и Вергилия по загробному миру (ад, чистилище, рай). Таков внешний план работы. Ключом к ее более глубокому пониманию может служить учение Данте о символе, изложенное в трактате «Пир». Сложная архитектоника «Комедии» связана со средневековой идеей бога как творца вселенной, вершины всякой ценностной иерархии. Дантово пространство развертывается как трехступенчатое восхождение от материального к сверхчувственному. Путь к высшей истине изображен как восхождение от тьмы материи через среду Чистилища к бесконечности духовного света. Строение «Божественной комедии» принято сравнивать со «световым вертикализмом» архитектуры готического собора.

Идея центрического пространства очень нравилась архитекторам XV в. Путь через Ад, Чистилище и Рай стал ассоциироваться с образами духовно-интеллектуального движения, с мотивами восхождения по лестнице Любви. Поэму Данте иллюстрировал Боттичелли, под ее влиянием созданы знаменитые фрески Пизанского Кампосанто.

Джованни Боккаччо (1313 – 1375 гг.) более всего известен как автор сборника авантюрных, плутовских новелл «Декамерон». Здесь любовь, симпатии, страсти, человеческие пороки и слабости изображены так полнокровно, живо и откровенно, что в старости за два года до смерти автор отрекся от своего произведения, устыдившись его.

Ренессансная культура была во многом культурой придворно-светской, которая не коснулась народной жизни. Ориентированная на развлечения, она процветала при дворах Медичи, д,Эсте, Гонзаго и Сфорца. Появляется большое количество пособий по придворным манерам, в которых писалось, что совершенный придворный владеет латынью и греческим, читает поэтов, ораторов, историков, пишет стихами и прозой, рисует, играет на разных инструментах. Он изящен и небрежен. Женщина при дворе должна владеть живописью, уметь танцевать, музицировать, тактично поддерживать беседу и уметь выслушивать замечания, отчасти фривольные. В придворной культуре заметно продолжение рыцарских мотивов: то же стремление к славе, культивирование спорта (езда верхом, метание копья, игра в мяч) как занятия для избранных и т.д. При феррарском дворе утром проходили турниры, состязания, охота. Вечером давались маскарады и балы. Пиршествам не было конца. Держали экзотических зверей, карликов, шутов. В пренебрежении оставалась лишь одна сторона жизни – личная гигиена: в роскошных палаццо жили в окружении произведений искусства и невиданных сокровищ невероятно грязные люди.

В XVI веке культура Возрождения приобрела общеевропейский характер. В научной литературе существует понятие “Северное Возрождение"; его употребляют по аналогии с итальянским Возрождением для характеристики развития культуры в странах, расположенных севернее Италии (прежде всего в Германии, Нидерландах, Франции). Сам термин “Северное Возрождение" достаточно условен, так как нет оснований говорить о возрождении в этих странах античных традиций: памятников и воспоминаний античной эпохи там было немного. Поэтому у большинства представителей культуры Северного Возрождения можно обнаружить следы не до конца изжитой готики.

Страны Северного Возрождения, и, в первую очередь, Германия как один из центров Реформации, стали ареной напряженных социальных конфликтов, религиозных войн. Конец XV-XVI столетия были временем громадных потрясений в Европе: в Германии Реформация переросла в Крестьянскую войну, в Нидерландах осуществилась буржуазная революция, во Франции происходили кровавые столкновения гугенотов и католиков. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации.

Но вместе с тем в европейских странах распространялась гуманистическая образованность. Светский гуманизм, непосредственно вдохновляющийся идущими от Петрарки итальянскими традициями, сыграл в Германии, Франции и других странах огромную роль в утверждении идеала совершенной человеческой личности, новой философии природы, проникнутой чертами пантеистического одухотворения природы. Ренессансный идеал “универсального человека” воплотился в творчестве многих деятелей культуры Северного Возрождения. Наиболее известен пример Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и гравера, а также теоретика искусства, математика, знатока военного дела, картографа и поэта.

Но северный гуманизм имел свои специфические особенности. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке предреформационных тенденций. В отличие от итальянских, гуманисты Северного Возрождения усердно занимались вопросами богословия, в которое вносили критическое свободомыслие, новые методы интерпретации текста Священного писания, обвиняли церковь в отходе от догматов истинной веры. Однако подобно итальянским гуманистам они подвергали критике католическую церковь, обличали пороки духовенства. Северный гуманизм имел по преимуществу ученый характер, был замкнут в узком кругу интеллектуалов. Хотя произведения греческих и римских авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей широких масс.

Крупнейшим ученым - гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536). Голландец по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, Эразм провел большую часть жизни в странствиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с гуманистами Италии, Англии, Франции. Особенно значительным было его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности; его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении “первоисточников” христианского вероучения.

Тем не менее, в годы реформационного движения Эразм не присоединился к немецким реформаторам и даже вступил в полемику с Лютером, против которого в трактате "О свободе воли" он защищал духовную независимость человеческой личности. Однако самое заметное произведение Эразма Роттердамского - “Похвала глупости", в котором он дал глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество. Пороки общества представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости, обозреваемые в форме “похвального слова", которое госпожа Глупость произносит себе и своим поклонникам.

Эффективным проводником гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью, одухотворенно-красивыми.

Такая скурпулезность, любовь к уюту, вещам нашла свое отражение и в бытовой картине; этот жанр также зародился в Нидерландах. Из портретного жанра вырос не только бытовой (сцены из жизни), но и пейзажный жанр. Крупнейшим мастером бытового жанра и пейзажа был нидерландский художник Питер Брейгель (ок.1525/30-1569). Немецкие живописцы не любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить человека, все вещи как они есть. Глубоко индивидуальными, очень похожими на оригиналы являются портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).

В отличие от гармонического и оптимистического итальянского искусство Северного Возрождения пронизано драматическими мотивами, необычайной экспрессивностью, унаследованной от готики. Хотя постепенно возрастает роль светских сюжетов и жанров, в условиях, предшествующих Реформации, искусство оставалось по преимуществу религиозным. Но жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее русло европейского Возрождения.

Переходная культура Возрождения, завершающая средневековье, создала важные предпосылки для культуры Нового времени.

Северное Возрождение было тесно связано с Реформацией. Реформация- религиозное, обще­ственно-политическое и культурное движения, охватившее Европу в XVI - XVII вв.

Ведущей идеей Реформации было исправление ка­толического вероучения, культа и организации в духе первоначаль­ных евангельских идеалов. Это было стремление обновить христианскую традицию через непосредственное обращение к ее первоисточнику – Библии. Она осудила вопиющие злоупотребления католического духо­венства, богословский формализм и ханжество повседневной религиозности. Религиозные мотивы в Реформации переплетались с нерелигиозными - шла борьба с централизованной католической церковью за расширение прав государства и нации, за права светских сословий.

Реформация началась в Германии в 1517 г. Монах-францисканец и магистр Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) выступил с 95 тезисами, обличавшими торговлю индульгенциями и содержавшими размышления о подлинной природе таинства покаяния. Лютер выдвинул принцип «оправдания верой»: человек спасает свою душу для вечной жизни исключительно личной верой в спасительную жертву Христа, без посредничества духовенства и церковных обрядов. Лютер не уставал повторять, что свои идеи он берет из Библии и только из Библии. Для того, чтобы каждый человек мог сам разобраться в сущности христианского вероучения, он перевел Библию на немецкий язык. Папа римский отлучил Лютера от католической церкви, а император Карл V издал указ о его аресте. Однако у Лютера нашлись многочисленные сторонники среди немецкого бюргерства, князей, крестьянства. Значительную роль в распространении реформации сыграла Крестьянская война (1524 - 1526) под руководством Томаса Мюнцера, направленная против крепостной зависимости, за установление справедливых порядков на земле.

В 1526 году Шпееровский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого князя выбирать религию для себя и своих поданных. Однако второй Шпееровский рейхстаг в 1529 году отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 импера­торских городов составили так называемую Протестацию - протест против большинства рейхстага. С этим событием и связано проис­хождение термина «протестантизм». Заключенный в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир между католиком императором Карлом V и протестантскими князьями остановил религиозную войну в Германии и подтвердил завоевания протестантизма. Протестанты ограждались от преследований, декларировалось право перемещения по мотивам веры согласно принципу «чья страна, того и религия»: подданные должны были следовать вере правителя. Таким образом, была реализована идея свободы совести. Князья-протестанты, освобождаясь от папской власти, проводили конфискацию епископских и монастырских владений, расположенные на их землях, подчиняли себе местное духовенство. Из религиозного культа было исключено почитание икон и мощей, вместо мессы читалась проповедь, а из семи таинств католической церкви сохранили только таинство причастия и таинство крещения. После победы лютеранства в Германии оно распространилось во многих странах северной Европы – Швеции, Дании и др.

Реформации в Швейцарии, лидерами которой были Ульрих Цвингли (1484-1531) в Цюрихе, затем Жан Кальвин (1509-1564) в Женеве стала еще более радикальной. Основой теологии Кальвина было учение о предопределении. Бог, по его мнению, в первом акте творения мира предопределил сущность мировых законов, т.е. установил определенный ход вещей и тем самым исключил вмешательство в течение событий. Божественное предопределение проявляется и в судьбах людей: одним предназначено быть избранными для спасения души, а другим - отвергнутыми. Впоследствии учение о предопределении в трудах учеников Кальвина было преобразовано в учение о «мирском призвании»: человек в любое время и на любом месте находится на службе у Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары - время, здоровье, таланты, собственность. Каждый человек должен осмысливать всю свою жизнь как исполнение долга перед Богом, энергичность и результаты усилий являются косвенным свидетельством того, что данный человек избран к спасению.

Учение о «мирском призвании» явилось стимулом предпринимательской деятельности.

Кальвин поддержал демократическую организацию религиозной общины, предложенную еще Цвингли, и отказ от внешних атрибутов культа (алтаря, распятия), которые сохранялись в лютеранстве. Для пропаганды кальвинизма была создана протестантская духовная академия. Много сторонников Кальвина было в странах, где победили буржуазные революции - в Голландии, Англии, Франции.

В Англии в 1534 г. парламент объ­явил независимость церкви от папы и объявил главой церкви коро­ля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их иму­щество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом сохранились католическая догматика и обрядность. Дальнейшее развитие реформации увенчалось принятием Символа веры (1571 г.), сочетающего в себе положения католического вероучения и принципы протестантизма, который явился основой англи­канства.

Таким образом, протестантизм с самого начала разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий. Позже, в XVII - XIX в.в., возникло мно­жество новых деноминаций и сект – методисты, меннониты, баптисты, квакеры, адвентисты и т.д. Этот процесс продолжается и в наши дни. Многообразные направления протестантизма содержат ряд общих основополагающих принципов.

Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личном отношении человека и Бога. А это означает отрицание роли церковной иерархии - священников и епископов, монашеских орденов и монастырей - в деле спасения. Из этого положения вытекаетучение о всеобщем свя­щенстве. Каждый крещенный христианин получает право на общение с Богом, право проповедовать и совершать бого­служение без посредников. Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них принципиально иной ста­тус, чем в православной и католической церкви. Пастырская деятельность трактуется как служба, на которую уполномочивает данного человека община. Бе­зусловно, должность пастора требует специальной подготовки в толковании Священного Писания, в совершении обрядов и т. д. Но только эта специальная профессиональная квалификация и отли­чает пастора от всех других прихожан. Они не могут исповедо­вать и отпускать грехи, в своей деятельности они подотчетны общине. В протестантизмеотменен целибат.

Протестантизм отверг авто­ритет решений Вселенских соборов, документов пап и иных иерархов церкви, - то, что называется Свя­щенным Преданием, и утвердилабсолютный автори­тет Священного Писании. Из Библии, которую верующий читает и разумеет самостоятельно, он обретает познание Бога, важнейшие религиозно-нравственные установки, которыми ру­ководствуется в своей жизни.

Важнейшим для протестантизма являетсяположение об оправ­дании одной лишь верой в искупительную Жертву Иисуса Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т д.) считаются несущественными. Это положение основано на представлении о коренной испорченности природы человека в результате первородного греха. Вследствие грехопадения человек утратил способ­ность самостоятельно совершать добро. Человек не может спастись своими заслу­гами, так называемыми «добрыми делами». Спасение - это дар божественной благодати.

Молитва о спасении должна быть подтверждена до­бросовестным выполнением своих мирских обязанностей, что свидетельствует о крепости веры и желании обрести спасение. Как справедливо показал М. Вебер, для протес­тантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позицийрелигиозного призвания. Таким образом, все сферы жизнедеятельности (труд, учеба, семейная жизнь) получают религиозное значение и рассматриваются как многообразные формы служения Богу.

Из учения о принципиальной испорченности природы челове­ка и оправдании его одной лишь вытекает важное положение протестантскоговеро­учения о предопределении. Каж­дый человек еще до своего рождения уже предопределен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы, имеются лишь косвенные свидетельства - сила веры и осуществление призвания. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме.

Протестантизм, отвергнув спасающую роль церкви, значительноупростил и удешевил культовую деятель­ность. Богослужение сведено главным образом к молитве, пропове­ди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение. Отвергнуты молитвы за умерших, покло­нение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон. Храмы, молитвенные до­ма освобождены от пышного убранства, от ал­тарей, икон, статуй, колоколов.

Каждое из протестантских вероисповеданий имеет свои особенности и самостоятельные организаци­онные структуры. Рассмотрим некоторые наиболее крупные на­правления протестантизма.

Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей (около 75 миллионов человек) разновидностей протестантизма являетсялюте­ранство или евангелическая церковь. В лютеранстве, наряду с Библией, имеются свои вероучительные книги: «Аугсбургское вероисповедание» (1530), составленное уче­ником и последователем Лютера Ф. Меланхтоном, «Книга согласия» М. Лютера, ку­да вошли «Большой Катехизис» и «Малый Катехизис», «Шмальнильдинские статьи», а также «Формула согласия». В этих документах излагают­ся основные претензии лютеран к католической церкви и те новые положения, которые Лютер внес в вероучение. Главным из них явля­ется догмат об оправдании только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранство признает таинство крещения и причащения. Конфирмация, брак, рукоположение (ординация) и соборование рассматриваются как простые обряды. По отношению к исповеди не выработано единой пози­ции. В лютеранстве сохранены священнослужители и епископат. Они являются организаторами религиозной жизни, толкователями Священно­го Писания, проповедниками Слова Божия, нравственными наставниками. Духовенство отличается от мирян соответствующим облачением. Лютеранство влиятельно в Германии, Швеции, Дании, Норве­гии, Финляндии, США. На территории России существуют лишь от­дельные лютеранские общины. С 1947 г. существует Всемирный люте­ранский союз.

Англиканство сохранило ряд черт католичества. Сим­вол веры англиканства - «39 статей» - провозглашает главой церкви правящего монарха. Положения о спасении личной верой сочетается с положением о спасающей ро­ли церкви. Сохраняется церковная иерархия и обряд рукоположения в священнослужители (ординация), но отклоняется пред­ставление о священнике как посреднике между человеком и Богом. О Священном Писании говорится как о перво­начальном источнике вероучения.

В культовой практике также присутствует сочетание католи­ческой и протестантской обрядности. Богослужение в англиканских церквях в значительной мере напоминает католическую мессу своей пышностью и торжественностью. Священнослужители имеют особые облачения. Однако из семи таинств признаются только два: крещение и причащение, причем смысл их понимается символически. Одной из характерных черт англиканства является его епис­копальное устройство, что означает наличие церковной иерархии, претендующей, как и в католичестве, на преемственность власти от апостолов. В англиканской церкви существует два Архи­епископства и ряд епархий. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекоменда­ции правительственной комиссии. Архиепископ Кентерберийский считается духовным руководителем англикан Великобритании. По­мимо Англии существуют епископальная церковь Шотландии, Про­тестантская епископальная церковь в США, а также ряд церквей в Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии и других странах, вхо­дивших в состав Британской империи. Всех их объединяет Англи­канский союз церквей, который избирает консультативный орган - Ламбетские конференции.

На базе кальвинизма сформирова­лисьреформатскаяи пресвитерианская церкви. В отличие от люте­ранства или англиканства, в реформатстве и пресвитерианстве нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения считается Биб­лия. Авторитетными для проповедников являются написанные Ж. Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536-1559), «Церковные установления», «Женевский катехизис» (1545), а так­же «Шотландское вероисповедание» (1560) и «Вестминстерское исповедание веры» (1547).

В свете учения о предопределении, разработанного Ж.Кальвином, наиболее ярко проявился смысл «мирского призвания» и «мирского аскетизма». С точки зрения кальвинизма, человек в любое время и на любом месте находится на службе у Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары - время, здоровье, таланты, собственность. Каждый человек должен осмысливать всю свою жизнь как исполнение долга перед Богом, энергичность и результаты усилий являются косвенным свидетельством того, что данный человек избран к спасению.

В кальвинизме значительно упрощена культовая деятельность и церковная организация. Главные элементы богослужения: чтение проповеди, пение псалмов и гимнов, чтение Библии. Основные обряды, крещение и причащение, утратили значение таинств и истолковываются, каксимволы близости Иисусу Христу и сплоченности верующих.Внутреннее убранство реформатских и пресвитерианских церквей очень простое строгое. На переднем плане стоит большой крест, а на небольшом подиуме - кафедра, с которой проповедует пастор. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитерии, а также региональными, провинциальными и национальными синодами, или ассамблеями. Конгрегационалисты считают местную общину (конгрегацию) самостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры. Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875) и Международного конгрегационалистского совета (1891). В мире насчитывают около 50 млн. просвитериан и 3 млн. конгрегационалистов. Союз евангелическо-реформатских церквей России, объединяющий с 1991г. реформатов, пресвитериан и конгрегационалистов, возглавляется Синодом и Епископальной консисторией.

Контрольные вопросы:

1. Каковы хронологические границы Возрождения?

2. Каков смысл термина «Возрождение»?

3. В чем выразилась двойственность ренессансного индивидуализма?

4. Раскройте преемственность античной и ренессансной культур.

5. В чем заключается мировоззренческий смысл открытия прямой перспективы художниками Возрождения?

6. Назовите художников Возрождения. Какие их работы Вам известны?

7. Раскройте смысл понятия «гуманизм».

8. Назовите имена итальянских гуманистов.

9. Почему культура Возрождения возникла и пережила свой расцвет в Италии?

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.04 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты