Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Духовное обновление Европы




Читайте также:
  1. I. Духовное развитие
  2. В52. Совет Европы: общая характеристика.
  3. Ведущие страны Западной Европы.
  4. Влияние античного искусства на искусство Европы
  5. Вопрос 1. Петровские преобразования - начало модернизации и сближения России и Европы.
  6. Восточные славяне в II-VIII вв. Этническая карта Европы в эпоху Великого переселения народов. Миграционные движения славян. Расселение восточнославянских племен.
  7. Вторжение Германии в страны Западной Европы
  8. Вывод советских войск из Афганистана и из стран Восточной Европы
  9. Гл. II §1. Этногенез и ранняя история славян. Славяне Восточной Европы и их соседи в раннем средневековье.
  10. Глава 19. Производительные силы общества Западной Европы в V—XV вв.

Духовное преобразование Европы в эпоху Новое время затронули, прежде всего, религию. В ходе Реформации,охватившей европейские страны в XVI - XVII вв.сформировалосьновое направление в христианстве-протестантизм.

Реформация значительно подорвала духовную монополию католической церкви, разрушила религиозное единство Европы, содействовала секуляризации культуры, стала стимулом буржуазных революций в Нидерландах и Англии, проложила путь развитию капитализма.

Успехам протестантов католическая церковь противопоставила контрреформацию. Для координации борьбы католиков против протестантов был созван Тридентский собор, на котором протестантизм был осужден как ересь. Католики стали составлять списки запрещенных книг, была установлена строгая цензура. Европейские страны, где был силен католицизм, стали покрываться густой сетью трибуналов инквизиции.

Важнейшую роль в контрреформации сыграл орден иезуитов, созданный испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491-1556 гг.). Орден иезуитов стал органом воинствующего католицизма. Устав ордена, утвержденный папой римским, напоминал устав военной организации. Во главе ордена стоял генерал, а все члены ордена должны были беспрекословно подчиняться строгой дисциплине. Помимо обычных монашеских обетов послушания, целомудрия и нестяжательства, от членов ордена требовалось беспрекословное послушание старшему. По мнению Лойолы, подчиненный должен повиноваться старшему как палка, которой можно вертеть в любую сторону. Особое внимание орден иезуитов уделял воспитанию подрастающего поколения. Для подготовки миссионеров, способных бороться против протестантов, были созданы два католических университета, а также множество школ. Контрреформация позволила поддерживать влияние католицизма в Европе в условиях наступления протестантизма.

Эпоха религиозных войн между протестантами и католиками, длительных и ожесточенных, отнюдь не привела к единству и согласию в области религиозной жизни. Европа утратила свое религиозное единство, протестантизм и католицизм заняли свои национально-государственные ниши, придя к необходимости мирного сосуществования. Религиозные войны имели по крайней мере два последствия для европейской культуры. Во-первых, утверждается принцип веротерпимости, который фиксируется в либеральный теориях и в государственном законодательстве. Во-вторых, начинает набирать обороты процесс секуляризации, в ходе которого формируется светская культура, вытеснившая религию на периферию культурной жизни.



Секуляризация, ставшая ведущей тенденцией динамики общества и культуры в Новое время, приобретает различные формы. Термин «секуляризация» имеет несколько значений. Первоначально он означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений. Реформация дала мощный импульс и другой, политической стороне секуляризации.В странах, где победил протестантизм, государственная власть освобождается из-под контроля церкви и берет в свои руки управление религиозной жизнью (Германия, Швеция, Дания, Англия). В католических странах (пионерами здесь были республика Венеция и революционная Франция) церковь отделяется от государства, т.е. государственные институты становятся светскими.

Европейская философия раздвинула границы и углубила процесс секуляризации. Она обосновала идею автономии человеческого разума от авторитета рели­гиозной традиции. Мыс­лящий рассудок с общими для всех здравых людей принципами и логическими законами стал главным мерилом достоверности научных и философских суждений, «последней инстанцией» морали, ведущим инструментом педагогики и просвещения. Секулярность утверждала право человека критически оценивать мир, в котором он живет и устраи­вать его сообразно своим целям и потребностям.



В процессе секуляризации коренным образом изменился статус религии в культуре – она превращается в одну из возможных ценностных систем наряду с другими. Более того, в XVIII в. в образованном обществе распространяется атеизм.

Светская культура Нового времени развивается в русле науки, философии, искусства.

В XVII вв. формируется классическая наукаэкспериментально-математическое естествознание. Это событие называют «научной революцией», имея в виду кардинальную перестройку средневековых представлений о Вселенной. Галилей, Кеплер, Бойль, Паскаль, Декарт, Ньютон создали классические научные теории и заложили основы научной методологии, которая сочетает в себе эмпирические (наблюдение, эксперимент) и рационально-логические процедуры. Новая парадигма рациональной культуры была разработана ученым и философом Рене Декартом в связи разработкой общего метода научного познания. При этом философ ориентируется на математику, которую называет «всеобщей мудростью». Математик исходит из очевидных, ясных для ума положений, выводя из них столь же ясные для разума следствия. Таким образом, для научной дедукции, в отличие от богословской, критерием достоверности оказывается не авторитет священных текстов, а разум исследователя. Основанием системы научного знания должно быть безусловно достоверное утверждение - «я мыслю».



В XVII в. в Париже и Флоренции возникают Академии наук, в Лондоне — Королевское общество. Они не только содействовали проведению исследований, но и публиковали научные труды, которые становились известны широкому кругу читателей. Наука начинает формироваться как социальный институт. Возникает практика обмена знаниями между различными отраслями науки. Это позволило рассматривать изучаемые проблемы с различных точек зрения, значительно расширить сферу исследований.

Естествознание XIX в. осуществляет новый прорыв в исследовании законов природы. В химии был сформулирован периодический закон, получивший название своего первооткрывателя Д.И. Менделеева. В физике стараниями Ю.Р. Майера, Дж. Джоуля и Г. Гельмгольца создано учение о сохранении и превращении энергии. Английский физик М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, заложив тем самым основы электротехники. Дж. Максвелл сформулировал теорию электромагнитного поля. Важнейшие открытия были сделаны в биологии. Немецкий биолог Т.Шванн сформулировал клеточную теорию, которая утверждала единую основу всех живых организмов. Ч. Дарвин разработал эволюционное учение, чешский натуралист Г.Мендель – основы генетики. К началу ХХ века наука достигла успехов, несопоставимых с научными достижениями традиционных культур, ее роль в системе культуры становится определяющей.

В основе научного познания лежит ряд базовых идей:

· идея объективной истины. Наука - знание об объектах, и только об объектах. Познание, как и любая деятельность, осуществляется человеком - субъектом, тем не менее, субъективное является здесь несущественным, вредным. В идеале наука позиционирует себя как знание «бесчеловечное».

· идея рациональности, т. е. доказательности. Любое утверждение в науке должно быть проверено, аргументировано и доказано – либо опытным, либо логическим способом.

· идея причинности (детерминизма). Все происходящие в мире процессы, явления, события порождают одно или несколько следствий, являясь их причинами. Этот принцип дает возможность объяснения действительности через выяснение их причин, а, кроме того, исключает из мировоззрения такие феномены как «чудесное», «сверхъестественное».

· идея критичности. В науке нет, да и не может быть абсолютных, утвержденных на века истин или авторитетов. Любое положение науки при необходимости может быть проанализировано заново и опровергнуто.

Именно наука и научный стиль мышления становится доминантой культуры Нового времени, определившей ее своеобразие.

Изначальный смысл и цель науки - разыскание истины ради нее же самой. Однако в европейской цивилизации наука приобретает еще одно назначение - достижение господства человека над миром. Еще на заре Нового времени Френсис Бэкон сказал «Знание – сила». Научные знания способны приносить пользу, поскольку служат основой для технических изобретений. Так формируется единый и неразрывный комплекс наука-техника, где каждая сторона невозможна без другой и поддерживает ее. И смысл этого комплекса — не в возвышенном служении идеалу истины, а во вполне земном стремлении к реализации власти, наряду с политикой, идеологией и прямым насилием.

Подлинный смысл науки-техники – в обеспечении господства человека над миром.

В традиционных культурах, когда мир виделся человеку совершенным Космосом (вспомним античность, идеи дхармы в Индии, дао в Китае), как творение Господа, несущее на себе отблеск Его мудрости и совершенства (вспомним европейское срденевековье), никакое серьезное переустройство мира было просто невозможно. Кто такой человек перед лицом великого миропорядка? В новоевропейской культуре мир становится полем развертывания жизнедеятельности человека, т.е. просто набором объектов, лишенных какого бы то ни было собственного смысла и назначения. В нем можно делать все, что угодно, на что сил хватит. Во всяком случае, критерий позволенного вырабатывает сам человек, исходя из собственных интересов и соображений пользы. Так происходит легитимация всей хозяйственной и осваивающей мир деятельности человека.

Новое время стало эпохой расцвета философии. Труды Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Дж.Беркли, Дж.Локка, Д.Юма, И.Канта, Г.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля вошли в золотой фонд мировой философской культуры. Господствующим умонастроением философии является культ разума, вера в безграничные возможности научного познания. Однако одновременно, особенно в XIX в., растет и понимание того, что наука и техника отнюдь не всесильны и что есть такие весьма существенные области человеческого бытия (художественное воображение, религиозная вера), которые просто не ухватываются средствами науки. Эта иррационалистическая тенденция в философии, представленная творчеством С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Фр.Ницше и др. является однако маргинальной.

Об одном явлении философии стоит сказать особо, поскольку оно отразило дух новоевропейской эпохи. Речь идет о философии Просвещения. Просвещение – культурное движение, охватившее в XVIII веке все страны Европы, Северную, а отчасти и Южную Америку, имело громкий общественный резонанс, оказало грандиозное влияние на умы современников, стало прелюдией к тем общественным преобразованиям, в результате которых родилась современная западная цивилизация.

Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции. Вольтер (Франса Мари Ариэ), Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Л. д’Аламбер, Ж.О. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций – вот только некоторые имена из блестящей плеяды французских просветителей. Это были люди разнообразных философских взглядов и политических убеждений, но как бы ни были велики разногласия между философами, они были единодушны по крайней мере в следующем:

· существующие в стране порядки они считали неразумными, безнравственными и несправедливыми, подвергали критике монархию, социальное неравенство, церковь;

· они верили в возможность социального прогресса, с оптимизмом смотрели в будущее, представлявшееся «царством разума», которое принесет счастье и благоденствие человечеству;

· философы полагали, что история возложила на них особую миссию – просвещать людей, распространять и пропагандировать научные знания. Они были убеждены во всемогуществе разума, и все свои представления о прогрессе строили на этих предпосылках. Недаром XVIII век получил название «век разума».

Просветители ратовали за практическое применение науки для использование богатств природы, совершенствование правопорядка и государственного правления, улучшения нравов. Вместе с тем, один из просветителей – Ж.Ж. Руссо, говорил о способности наук и искусств служить пороку и ухудшению нравов. Но это уникальная для Просвещения фигура.

Более двух десятилетий просветителей объединяло общее дело – издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Редакторы Дидро и д’Аламбер привлекли к сотрудничеству в Энциклопедии выдающихся ученых, писателей, художников, архитекторов, философов «века разума», превратив академический труд в грандиозное просветительское мероприятие, глубоко повлиявшее на всех образованных европейцев.

«Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку революций», - писал Руссо в 1767 г. Философы говорили о революции как о крайне опасной и нежелательной перспективе, но вольно или невольно они готовили Францию к штурму Бастилии. Прежде, чем началась Великая французская революция, она совершилась в умах людей.

Художественное творчество Нового времени отличается динамизмом и разнообразием. В европейском искусстве возникает более двадцати самостоятельных художественных направлений. Формируются и сменяют друг друга большие стили, каждый из которых утверждает свою эстетическую концепцию, а по сути дела – свой вариант мировоззрения. Стили подчас стоят в оппозиции друг к другу, оспаривая право быть выразителями духа эпохи.

В XVII в. в качестве основных стилей утверждаются барокко и классицизм, а также третье, внестилевое реалистическое направление. Все эти стилевые направления существовали одновременно, а иногда соединялись в одном памятнике. И все же дух каждого - особый.

Барокко (в переводе с итальянского «вычурный») отличается пышностью и вычурностью форм, неуравновешенностью и надломленностью, и одновременно величием. Но это лишь внешнее выражение кардинальных изменений в мировоззрении. Формирование стиля Барокко знаменует кризис идеалов Итальянского Возрождения и стремительное изменение «картины мира» на рубеже XVI- XVII вв., повороты человеческой мысли, отчасти вызванные великими географическими и естественно-научными открытиями. То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все... и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем-то средним между всем и ничем... Именно в это время складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения. Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное.

Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое. Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке, то есть в католических странах, в русле идеологии католической контрреформации.

Выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме, многочисленные скульптуры и фонтаны вечного города; Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца. Во Франции был создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.

Влияние эстетики барокко сказалось в живописи П. Рубенса, А.Ван Дейка, Я.Йорданса, в музыке И.С.Баха, А.Вивальди. Выдающимся представителем искусства барокко был испанский драматург Педро Кальдерон (1600-1681 гг.), деятельность которого протекала при дворе испанского короля. Сущность чудесного превращения, характерного для искусства барокко можно проследить в судьбе принца Сехисмундо из пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон».

И все же архитектура выразила дух барокко ярче всего. Фасады и интерьеры барочных зданий словно приходят в движение, начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Они схожи с самим «человеком барокко», который пришел в смятение от действительности, потерявшей свои устойчивые очертания. Барокко – целое мировоззрение переломной эпохи.

В середине XVIII в. с началом эпохи классицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», и не он один. Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550-1750 гг.).

В XVIII веке барокко трансформируется в рококо («барокко в миниатюре»), которое характеризуется изящностью, утонченностью, грациозностью и получает распространение в придворно-аристократической культуре.

Классицизм опирается на благородные образы античного искусства, обращаясь к демократическим и республиканским традициям древней Греции и Рима. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Классицизм как культурный стиль тесно связан с идеологией Просвещения.

Представление о разумной закономерности мира, о торжестве цивилизованного разума над диким природным выражены в классицизме любовью к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Иными словами, классицизм стремился все упорядочить, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров -«высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Принципы рациональной эстетики классицизма разработаны в трудах Никола Буало (1636-1711 гг.). Следуя Аристотелю, он говорит о подражательных истоках искусства, о требовании правдивого изображения действительности. Подражание произведения искусства природе должно включать в себя при этом очищение природы от грубости и выявление в ней изящества, очищение варварского вкуса ради вкуса художественного. Для достижения этих целей рекомендуется строго следовать рациональным требованиям, Разум объявляется источником всего прекрасного.

В интересах ясного и четкого понимания сущности пьесы Буало требует строгого разграничения положительных и отрицательных героев, а также неизменности их типичных черт. Один герой может обозначать скупость, другой - любвеобильность и т. д. Изменение качеств героя в ходе драматургического действия исключается. Он всегда остается носителем определенных типичных черт. Количество событий в пьесе ограничивалось во имя принципа простоты и ясности. Художник, по мнению Буало, не должен льстить народу или превращать свое искусство в средство заработка.

Классицизм в архитектуре – это ясность и простотакомпозиции, присущая как особнякам и общественным зданиям, так и храмам. Складывается новый тип открытой городской площади, становящейся средоточием городской жизни, узлом основных магистралей. Площадь Согласия в Париже, спланированная талантливым архитектором Жан-Анже Габриэлем, стала первой площадью такого типа. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге блестяще воплощает ту же идею классицизма.

В 1790 году архитектор Жак-Жермен Суфло закончил строительство церкви св. Женевьевы - покровительницы Парижа. Спокойным величием веет от всей его композиции, построенной на чётком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжёлого портика к лёгкому яйцевидному куполу. Это сооружение в 1791 году было превращено в парижский Пантеон - некрополь великих людей Франции и стало восприниматься как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.

Эстетика классицизма представлена живописью Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.Энгра, Ж.-Л.Давида, скульптуру Ж.Гудона, А.Кановы, А.Торвальдсена, музыкой В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Й.Гайдна, К.-В.Глюка, литературой Ж.-Б. Мольера, И.В. Гете, Ф. Шиллера, Ж. Расина, Ж. Лафонтена, П.Корнеля, Вольтера.

В начале XIX века классицизм трансформировался в ампир (поздний классицизм), что во многом связано с эпохой Наполеона. Если для классицизма характерно обращение к культуре Древней Греции, то для ампира – к культуре Древнего Рима эпохи империи. В ампире присутствуют монументальные и помпезные формы. Он находит проявление в дворцовом строительстве, декоративно-прикладном искусстве.

Во второй половине XVIII века возникает сентиментализм,ставший своеобразной реакцией на господствующий в культуре рационализм. Он не является самостоятельным художественным стилем и занимает положение между классицизмом (истоки сентиментализма, как и классицизма, находятся в философии французского Просвещения) и романтизмом, предшественником которого и является. Сентиментализм противопоставляет разуму эмоциональность и чувственность человека. Ему свойственны меланхоличность, мечтательность, обращение к идеалистическим картинам природы, идеализация патриархальной жизни, которая противопоставляется городской цивилизации. Сентиментализм проявляет себя в литературе в творчестве Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, А.Шенье, в живописи – в творчестве Ж.-Б.Греза, Т.Гейнсборо, Э.Виже-Лебрен, в оформлении садов и парков.

Романтизм– идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII – начала XIX века. Стремясь подняться над прозой жизни и изменить ее, представители романтизма противопоставили культу разума культ чувств, эмоций, переживаний. Разочарование в прогрессе и цивилизации привело к обращению внимания романтиков на средневековую культуру, на фольклор разных народов мира. Романтизму свойственны проявления индивидуализма, поэтическая мечтательность, стремление к недостижимому идеалу, обращение к темам смерти, страдания, ночи. Он широко проявился в литературе (Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго), в живописи (Э.Делакруа, У.Тернер), в музыке (Ф.Шопен, Н.Паганини, Ф.Лист, Р.Вагнер, Ф.Шуберт).

Выдающимся теоретиком романтизма был Фридрих Шлегель (1772-1829 гг.). Развитие культуры Шлегель мыслит как процесс борьбы противоположностей, которые существуют не только вне человека, но и в нем самом в виде антагонизма свободы и природы. Определяющее воздействие природы на человека приводит к созданию естественной культуры, а в случае доминирования свободы возникает искусственная культура. Европейскую культуру он считал искусственной, тогда как античную – естественной. Шлегель обращает внимание на такое явление новоевропейской культуры, как эстетическая анархия. Анархия приводит к смешению культуры и варварства, прекрасного и безобразного, индивидуального и социального, чувственного и рационального, субъективного и объективного, искусства и науки, прогресса и упадка и т.д. Распространение эстетической анархии Шлегель считает предтечей эстетической революции подобно тому, как социальная анархия преодолевалась в ходе буржуазных революций. Сущность предстоящего эстетического переворота он видит в укреплении позиций романтического искусства и занимается разработкой вопросов эстетики романтизма. Романтическое искусство призвано культивировать прекрасное, а прекрасное мыслится как единство многообразного.

Он не разделяет расхожий тезис о вечном противостоянии науки и искусства в виду враждебности знания воображению, а мысли - чувству. Духовные качества человека рассматриваются как тесно взаимосвязанные между собой, а достижение духовного единства представлялось Шлегелю возможным на основе религии.

Реализм предполагает отражение жизненной достоверности и во многом связан с принципом типизации явлений действительности, с устремленностью к нравственной проблематике, обращением к противоречиям жизни и стремлением их разрешить. Для реалистического искусства характерно стремление воспроизвести действительность в формах, которые присущи самой действительности.

Реализм ярко проявляется, прежде всего, в живописи и литературе, но и, кроме этого, - в театре. В XVII-XVIII веках реализм находит свое воплощение в живописи голландских художников Рембранта и Ф. Хальса, испанского художника Д. Веласкеса и основоположника английской реалистической живописи У.Хогарта. В середине XIX века реализм становится ведущим направлением в литературе и живописи. В числе представителей реализма этой эпохи – писатели О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Э.Золя, художники Ф.Гойя, Ф.Милле, Г.Курбе.

Импрессионизм возникает в последней четверти XIX века во Франции, и стремиться к передаче первого мимолетного впечатления, выражается в изображении изменчивости и подвижности жизни, изящества, легкости. Он произвел настоящую революцию в живописи, используя богатую палитру красок. Импрессионизм развивался преимущественно во Франции, где творили К.Моне, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, К.Дебюсси. В конце XIX века импрессионизм переходит в постимпрессионизм (П.Гоген, В.Ван Гог, П.Сезан).

Символизм, возникший во второй половине XIX века, направлен на постижение скрытой сущности бытия, которую пытается выразить и передать в виде символов. Большое значение в символизме придается интуитивному началу, тонкой чувственности, эстетизму, обращению к мистике, к фантастическим сюжетам. К нему относят творчество Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, О.Уайльда, М.Меттерлинка.

Итак, в Новое время сформировался принципиально новый тип культуры с присущими ей базовыми ценностями:

· суверенная личность, реализующая свою свободу в предпринимательстве, познании, творчестве, вере

· рационализм, реализующийся в философии, науке, индустриальной экономике

· либерализм, провозглашающий права и свободы человек и гражданина

· секулярность, нашедшая воплощение в искусстве, философии, морали

· вера в прогрессе – научно-технический и социальный


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 9; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты