Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Достижения мусульманской культуры




С возникновением Арабского Халифата из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная общность - мусульманский мир, сложилось культурное пространство, которое продолжало существовать и после распада государства. Важным инструментом создания единой мусульманской культуры была арабизация. Арабский, язык Корана и язык победителей, стал языком межнационального общения, государственного делопроизводства, науки и литературы. Знание арабского, этой «латыни Востока», давало человеку многочисленные преимущества, открывая возможности для образования, торговли, продвижения по службе.

В границах Халифата оказались страны древних культур, значительно превосходивших культуру вчерашних кочевников и купцов и завоевателей. Однако арабы оказались замечательными учениками, сумевшими сделать народы Сирии, Ирака, Ирана, Средней Азии, Египта, Индии, Испании участниками созидания единой арабо-мусульманской культуры. Они не только освоили богатейшее культурное наследие завоеванных народов, но и дали ему развитие, а, кроме того, обогатили своими достижениями европейский мир. Эта культура стала на время во главе мировой цивилизации, недаром исторический период с VIII по XIII в. называют золотым веком ислама или мусульманским ренессансом.

IX - X вв. стали «эпохой переводов». Главным центром интенсивной переводческой работы была столица Халифата Дамаск. С греческого и сирийского, с персидского и санскрита переводились на арабский труды по философии, медицине, математике, астрономии, географии, филологии, истории. Переводы снабжались авторскими комментариями и таким образом, начинают складываться научные направления, связанные с решением прикладных проблем и практических задач строительства, торговли, медицины, государственного управления .

Уважение к книжной учености, вошедшее в традицию этой культуры вместе с благоговением перед Кораном, способствовало расцвету философии и различных наук.

Математик и астроном Мохаммед аль-Хорезми (783 – 850 гг.) известен как автор математического труда, положившего начало алгебре. Алгебраический трактат аль Хорезми был в числе первых сочинений по математике, переведенных в Европе с арабского языка на латынь, благодаря которому европейцы познакомились с «арабскими» цифрами. В действительности их изобрели в Индии, а не в Аравии. Современное название алгебра произошло от арабского слова аль-джабр (счет), а от имени аль Хорезми (в латинизированной транскрипции – Алгорифмус) произошло слово алгоритм. Он составил календари, писал о хронологии. Велики его заслуги в астрономии, хотя он исходил из геоцентрической системы мира. Аль Хорезми впервые на арабском языке подробно описал известную в то время обитаемую часть Земли, дал ее карту с указанием координат важнейших населенных пунктов, с изображением морей, островов, гор, рек и т. д. Труды аль Хорезми в течение нескольких столетий оказывали сильное влияние на ученых Востока и Европы и долго служили образцом при написании учебников математики.

Настоящим ученым-энциклопедистом был Ибн аль-Хайсам (965–1039 гг.), уроженец Басры (Ирак). Из-за любви к науке он оставил должность визиря, став выдающимся математиком, физиком и астрономом, врачом и философом, комментатором Аристотеля. Ибн аль-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, но, прибыв на место, убедился в том, что уровень технических средств не позволяет реализовать этот проект (это стало возможным только в середине ХХ в.). Халиф разгневался, конфисковал имущество Ибн аль-Хайсама и подверг его домашнему аресту. Ученый был вынужден симулировать сумасшествие, и только после смерти халифа получил возможность вернуться к нормальной жизни.

Человеком разнообразных дарований был аль-Бируни из Хорезма (973 – 1048 гг.), написавший 45 трудов по разным дисциплинам - истории и географию, математике и астрономии, геодезии и филологии, минералогии и фармакологии. Ученый рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные и солнечные затмения, высказал идею об огненной природе звёзд и солнца. Он изучил девять восточных языков, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь. Неутомимый путешественник, Аль-Бируни прожил несколько лет в Индии и написал сочинение об индийской философии, дав высокую оценку теории космической эволюции школы санкхьи. Омар Хайям, великий поэт и ученый, связал решение алгебраических уравнений с геометрией, реформировал календарь, развивал идеи античной натурфилософии.

Об ученом, философе, враче и поэте Абу Али ибн Сине ( 980 – 1037 гг.), получившем широкую известность в Европе под именем Авиценны, сложены легенды, написаны книги, о нем упоминает Данте в «Божественной комедии», Лопе де Вега в комедии «Валенсианские безумцы». Авиценна полагал, что, совершенствуя свои знания, можно приблизиться к Богу. Изучив философию Аристотеля, он использовал идеи великого грека для рационального истолкования ислама. В числе написанных Ибн Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубаи, трактаты по музыке, а также многочисленные научные труды, в числе которых - семнадцатитомная «Книга исцеления» и пятитомный «Канон врачебной науки», который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и в Европе.

Абу Хамид аль-Газали (1058 – 1111 гг.) – великий ученый, правовед, суфий и философ, оказавший значительное влияние на формирование облика исламской культуры. Его называли «Оживителем веры» и «Обновителем ислама». В историю он вошел в первую очередь как автор энциклопедического сочинения «Возрождение религиозных наук», в котором были систематизированы все достижения мусульманской цивилизации за пять веков ее истории. Аль-Газали считал, что требуется объединение исламских дисциплин – правовых и богословских, в рамках чего-то единого, а именно суфизма, поскольку он является единством теории и практики, знания и действия, веры и нравственного самосовершенствования на пути самопознания и обретения искренности в поклонении Богу. Его идеи оказали воздействие на духовную атмосферу христианской Европы. Исследователи отмечают, что аль-Газали повлиял на теологию Фомы Аквинского и на его схоластическую систему. Великий немецкий философ Гегель был знаком с творчеством аль-Газали.

Европейская философия также многим обязана Ибн Рушду (в латинской версии Аверроэс), жившему в Андалусии и Марокко в 1126-1198 гг. Он написал комментарии к большинству произведений Аристотеля, и был последователем его философии, полагая, что материя вечна, и что душа человека умирает вместе с телом. Таковы «истины разума», которые очевидным образом противоречат «истинам веры». Источник первых – философия (рациональная религия), источник вторых – Коран, а принять следует обе истины. Философия и религия не антагонистичны, они лишь пользуются разными способами познания Бога и его творений. Если в теоретических вопросах философ свободен, то ритуальным и нравственным предписаниям ислама он следовать обязан. Разграничение рациональной религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о «двойственной истине». В XIII в. идея о «двойственной истине» была воспринята Дунсом Скотом в Англии и Сигером Брабантским в Париже как идея, открывающая широкие возможности для освобождения разума для исследования природы.

Искусство арабо-мусульманского мира обладает важной особенностью: оно не изобразительно, а абстрактно. Ислам не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или другим существом, здесь нет ни икон, ни статуй, как в христианском культовом искусстве. Кроме того, запрещено изображение человека и животных: придавая изображению сходство с реальным существом, человек тем самым как будто уподоблялся Творцу, оспаривая у Бога его исключительное право на творение. Существует, правда, книжная миниатюра, здесь изредка можно встретить изображения даже самого Мухаммеда. Миниатюра, иллюстрирующая текст книги, является ее частью, а не самостоятельным изобразительным жанром, и потому допустима. Бытует старинная притча о художнике, который спросил однажды у мудреца Ибн Абаса, может ли он рисовать животных. Тот ответил: «Можешь, но лишь их головы, и старайся, чтобы они не походили на живые существа или чтобы они напоминали цветы». Орнамент стал классическим художественным жанром, главным способом выражения исламского мироощущения.

Три типа орнамента – каллиграфический (декоративные надписи), растительный (арабеска), и геометрический, сочетаясь и дополняя друг друга, утверждают красоту божественного слова и сотворенного Аллахом мира. Иногда арабеской называют все три типа орнамента, который строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке поверхности без нарушения целостности. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая всю поверхность здания, книжного переплета, ковра, бытового предмета (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Повторение, характерное для орнамента, несет в себе важную для ислама идею зикра. Зикр (араб. «поминание») - исламская духовная практика, содержащая многократное произнесение молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Словами нельзя выразить и описать суть Бога, но поминание его имени является способом выражения преданности Богу и способом духовного приближения к нему. Коран приводит 99 прекрасных имен Аллаха, которые не только постоянно произносятся – вслух, шепотом или мысленно, но и каллиграфически выписываются на стенах мечетей, на талисманах, на страницах рукописей и на отдельных декоративных листах.

Искусство каллиграфии было воспето поэтами, сравнившими красиво написанный текст с радующим сердце ароматом духов: «Шафран – это духи дев, а чернила – духи мужчин». Овладение каллиграфией расценивалось как свидетельство образованности, ума и духовного совершенства. Была разработана целая система почерков – от торжественно монументальных до утонченно воздушных. Письменность стала своего рода «иконографий ислама», сумевшей выразить премудрость и красоту Божественного слова.

Словестные жанры занимают в мусульманской культуре главенствующее место. С благоговением к Корану в мусульманский мир вошло почтение к книге, к художественно оформленной речи - поэзии. Ее корни уходят в народное творчество бедуинов, сложившееся задолго до появления ислама. Один из жанров поэзии бедуинов – «касыда» - послужил основой для формирования целой системы поэтических форм в исламских странах. Касыда - небольшая поэма в 15-200 строк, состоящая из трех частей. Первая, лирическая, стала отправной точкой в создании любовной лирики и поэзии, воспевающей радости жизни. Вторая часть, описывавшая трудную жизнь героя в пустыне, дала начало жанрам героическим, в которых возвеличиваются мужество и благочестие. Третья часть касыды, посвященная воспоминаниям о покинутом любимом крае, вдохновила поэтов на создание еще одного значительного направления - жанров оплакивания и осмеяния. Строки объединялись в двустишия (бейты). Если в стихотворном произведении количество бейтов было меньше 12, оно называлось кыта. В отличие от касиды, кыта состоит из одного смыслового блока, это могла быть эпиграмма, эпитафия или панегирик самому автору или достойному лицу.

Наиболее народным был жанр рубай, существовавший до Х в. только в устной форме и представляющий собой стихотворный афоризм из четырех строк (т. е. двух бейтов). Признанным мастером рубай был ученый мудрец XI в. Омар Хайям, хотя стихи, плод его увлечения, занимают лишь небольшую часть среди множества научных трудов. Сильный ум находил отдохновение в ироничных философских рассуждениях о жизни, не обремененных научной строгостью:

«Наши знанья о мире - догадки и бред,

Все исчезнет, умрет - и развеется след.

Существует не то, что нам кажется сущим,

Ничего достоверного в сущности нет».

Тематика четверостиший Хайяма не оставляет без внимания ни одну из сторон жизни – любовь к Богу и влюбленность в женщину, гедонизм и отречение от мирских наслаждений непринужденно сосуществуют в этой поэзии.

Поэзия мусульманского мира всегда находилась в русле традиции. Современная европейская поэзия ориентирована на проявление индивидуальности, от поэзии ждут открытий – новых, невиданных прежде, метафор, новых сюжетов, новых впечатлений. На Востоке же поэзию понимали иначе: из готовых, известных образов и знаков, запас которых пополнялся очень осторожно, требовалось сложить новую комбинацию, и степень ее эстетической значимости зависела от мастерства художника. Такова, в частности, газель (араб. «воспевать (женщину)») – одна из наиболее распространенных стихотворных форм в персидской и тюркской лирике, содержательная сторона которого так же, как и формальная, жестко регламентирована. Объем газели, как правило, 6-9 бейтов, поэт живописует неземные прелести любимой красавицы, а также немыслимые терзания любящего, любовь предстает обязательно безответной и безнадежной. Но каково разнообразие внутри канона!

«Меч разлуки мне грудь на сто клочьев рассек,

Сотни тысяч он ран мне нанес – посмотри.

Сердце - рана сплошная, рубец на рубце …»

(Надира)

«Ты наряд надела красный, краше быть стократ желая.

Принарядилась, хороша, краса моя прекрасная –

Знать, кровь мою пролить спеша, она оделась в красное!»

(Машраб)

Культовые архитектура формировалась в соответствии с теми или иными местными строительными традициями. Самым распространенным типом мечети стала дворовая или айванная мечеть. В архитектуре мечети воплощен мусульманский Космос, представление о высшей цели существования мира и человека. Горизонтальная структура мечети (считается, что ее планировка восходит к устройству дома-мечети пророка Мухаммеда в Медине) включает в себя два элемента – открытое пространство двора с галереей по периметру (сахн) и бассейном для омовений в центре и закрытое пространство молитвенного зала (зулла). Сахн и зулла олицетворяют два основополагающих состояния мироздания – свет и тьму, причем первый ассоциируется с мирской жизнью, посвященной очищению души, а второй – с Раем. Ведь Рай описан в Коране как тенистое и прохладное место. Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три символические зоны: четверик – символ земного мира, купол – символ мира божественного и барабан – месте разделения и соединения нижнего и верхнего, обыденного и сакрального миров. своеобразная зона перехода от мира земного к миру небесному. Наиболее существенные с религиозной точки зрения надписи наносятся на барабане, над входными дверями и в михрабе, т.е. в зонах пространства, имеющих символическое значение порога, границы.

Главный атрибут внутреннего пространства мечети - михраб, указывающий направление на Каабу и тем самым направление молитвы - киблу. Это самая красивая, изысканно и богато декорированная часть мечети. Находящийся справа от михраба минбар – кафедра для пятничных проповедей. Форма лестницы, принятая для минбаров – призвана символизировать идею восхождения души к Богу. Этот символ широко распространен во всех культурах человечества.

Есть мечети, чтимые особо: Масджид аль-Харам с ее главной святыней Черным камнем в Мекке, Масджид аль-Набави (мечеть Пророка) в Медине, мечети Куббат ас Сахра ( Купол скалы) и Аль-Акса (Дальняя мечеть) в Иерусалиме.

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве медресе (богословских школ), караван-сараев (постоялых дворов) и мавзолеев, в числе которых – всемирно известный мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Одновременно с формированием Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь), которое глубоко своеобразно. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии, его основными источниками явились Коран, Сунна, Иджма (решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне), Фетва (письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни).

Это единая система юридических, нравственных и культурных предписаний относительно государственных, гражданских, имущественных, семейно-брачных, бытовых сфер жизни. В VIII—IX вв. были созданы четыре сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права – Ханифы, Малика, Аш-Шафии, Ибн-Ханбала.

Исключительно важное место в шариате занимают запреты и дозволения. Так, существуют запреты на торгово-финансовые сделки в шести случаях: это купля и продажа «нечистот» (к числу «нечистот» шариат относит свинину, алкогольные напитки и т.д.); продажа предметов, не являющихся собственностью продающего; извлечение прибыли из азартной игры (кумар); ростовщичество (риба) и проч.

Очень подробно разработаны пищевые запреты, большинство которых уходит своими корнями в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал еще в древнем Египте и среди иудеев. Ислам запрещает использовать золотую и серебряную посуду, что связано с порицанием чрезмерного увлечение земными благами и богатством.

Имеются запреты в семейно-брачных отношениях. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кафира (неверного), ни за человека чужого Священного Писания (христианина или иудея). Мусульманин же имеет право жениться на христианке или иудейке. Ислам признает три вида брака: постоянный брак, временный брак и брак с наложницами. В настоящее время практикуется главным образом постоянный брак. Согласно шариату, мусульманин может иметь четырех жен, если способен обеспечить каждой достойное содержание. Что касается развода, то он отличается отсутствием сложных формальностей, хотя и порицается.

Запрещено допускать иноверцев к священным местам. В наши дни, однако, многие мечети - уникальные архитектурные и исторические памятники ислама в Египте, Турции, Иране, Тунисе и других местах - стали объекты популярными туристическими объектами. И все же в священную область Саудовской Аравии - хиджаз, где находятся города Мекка и Медина, и сегодня доступ не мусульманам закрыт.

Образование в исламе всегда носило религиозный характер. Имам и мулла являются одновременно и учителями. На обучение в школу при мечети – мектебе - принимают мальчиков школьного возраста. В крупных городах при мечетях организуются медресе. Образование давало возможность правоверным стать богословами и законоведами (имамы), учителями (духовники, муллы), администраторами и судьями (кади и кази), интеллектуалами (улемы).

Арабо-мусульманская культура на многие века определила пути развития народов, исповедовавших ислам, и сказывается на их жизни сегодня. Многим ей обязана и европейская культура.

Развитие мусульманской культуры, столь блестящее в эпоху Арабского халифата, сменяется упадком после тюркского завоевания и образования Османской империи. Мусульманский Восток уступил роль мирового лидера Европе, вступившей на путь просвещения и свободомыслия.

В настоящее время бытует концепция «мусульманского возрождения», авто­ры которой отмечают усиление роли ислама в экономи­ческой, политической, духовной жизни. Кроме общенаучного интереса история арабо-мусульманской культуры имеет и актуальное практическое значение, помогая лучше понять традиции мусульманских народов России, а также точнее оценить сущность многих общественно-политических явлений современности.

Контрольные вопросы:

1. В каких исторических условиях возник ислам?

2. Что Вам известно о личности Мухаммеда?

3. Что такое Коран и Сунна?

4. В чем причины быстрого распространения ислама за пределами Аравийского полуострова?

5. Раскройте содержание «пяти столпов ислама».

6. Назовите и охарактеризуйте главные направления ислама.

7. Каковы особенности мусульманского искусства?

8. Расскажите и научных и философских достижениях Арабского Халифата.

9. В чем состоит своеобразие мусульманского права?

10. В чем значение арабской культуры для развития мировой цивилизации?


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты