Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Античное христианство




Христианство зародилось в I веке нашей эры в Палестине на востоке Римской империи, в Палестине, на основе древнееврейской религии. Иудаизм – национальная религия евреев – представлял собой уникальное для древнего мира явление. Она предписывала строгое единобожие (монотеизм). Исповедовавший ее народ считал себя богоизбранным, поскольку Бог дал ему через Моисея закон праведной жизни, основу которого составляют Десять заповедей. Необычным для древнего мира было и представление об истории: она имела смысл и цель – установление Царства Божия на земле. Иудеи верили в пришествие Мессии - спасителя, который будет послан Богом для в конце времен для преображения мира в совершенное состояние.

Восприняв от иудаизма основные идеи, христианство утверждает и нечто принципиально новое. Ветхий Завет, заимствованный из иудаизма (в иудаизме он называется Танах) был дополнен Новым Заветом. Новый Завет, собственно христианская часть Библии, написанная в I в. н.э. на греческом языке, включает в себя 27 канонических книг:

четыре Евангелия (греч. «евангелие» означает «благая весть») - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, повествующих о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа;

Деяния святых апостолов;

Послания святых апостолов;

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) - видение «конца времен», второго пришествия Христа и страшного суда.

Библия начинается с повествования о сотворении мира и человека, а завершается финальными событиями истории, за которыми - Царство Божье, обновленное и преображенное состояние мира и человека.

У истоков христианства - личность Иисуса Христа и содержание его проповеди. Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия». Для верующих он Сын Божий, Бог, воплотившийся в человека и перенесший все тяготы человеческого существования. События земной жизни Иисуса, описанные в канонических Евангелиях, отражены в многочисленных произведениях не только христианской, но и светской культуры. Пересказывать Евангелия – занятие неблагодарное, это все равно, что пересказывать прозой стихи. Назовем кратко лишь основные вехи. Рождение Иисуса предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии (Благовещение). Младенец Иисус появился на свет в Вифлееме, куда родители направились из Назарета в связи с проводившейся римлянами переписью населения (Рождество). В тридцатилетнем возрасте Иисус выходит на свое служение, приняв крещение от «ангела пустыни» пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. Иоанн Креститель признает в Иисусе ожидаемого Мессию. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в виде голубя и раздался голос Божий: «Се есть сын мой возлюбленный». В этот момент обнаружили себя три ипостаси (с древнегреческого - три лица, три сущности) единого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Затем Иисус удаляется в пустыню на сорок дней, где его искушал Сатана, предлагая власть и богатство. Христос призывает к себе 12 учеников – апостолов (с греч. - посланник) из среды галилейских рыбаков и проповедует в Палестине, творячудеса, исцеляя больных, воскрешает мертвых. Суть его учения запечатлена в Нагорной проповеди (Мф. 5: 3-12), открывающей «Заповеди блаженств». Нищета духа (сознание собственного несовершенства и жажда истины), милосердие, кротость, миролюбие, готовность пострадать за правду, терпение, всепрощение, любовь провозглашаются главными добродетелями человека. Христос свел весь «закон и пророков» к двум главным положениям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Он проповедовал любовь к ближним, независимо от их расы и веры, он общался к отверженным, грешникам, прощая грехи и открывая им путь к спасению (такое понимание «ближнего» было поистине новым, если не революционным, для древнего мира, мыслившего категориями «свои» - «чужие» и считавшего «ближними» только сородичей, сограждан, единоверцев). Проповедь Иисуса вызывала не только внимание и любовь, но и ненависть.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим, люди приветствовали его как Мессию. Те же люди через несколько дней будут кричать Пилату «распни его». Последняя (страстная) неделя земной жизни Иисуса Христа насыщена очень важными событиями, которые и сегодня вспоминаются и почитаются в церкви. В их числе - Тайная Вечеря, пасхальный ужин с учениками, положившая начало таинству евхаристии (причащение вином и хлебом). Иисус был осужден как политический преступник – самозванец, претендовавший на царский трон Иудеи, и приговорен к смертной казни через распятие. Смерть на кресте и Воскресение – центральное событие евангельского повествования, его смысл – это искупление первородного греха Адама, победа над смертью, предвещающая грядущее воскресение мертвых и открывающая человечеству вечную жизнь. Завершающее событие земной жизни Христа – обещание второго пришествия, чтобы «судить живых и мертвых» и вознесение на Елеонской горе.

Существуют также нехристианские исторические источники, в которых упоминается об Иисусе: сочинения Иосифа Флавия, Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др. Немногочисленность таких упоминаний легко объяснима –современники считали происшествие в Палестине не столь уж существенным фактом. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже.

Апостолы начинают проповедь Евангелия за пределами Палестины, первоначально главным образом в еврейской диаспоре (еврейские общины существовали во всех городах Средиземноморья), а затем – всем народам, жившим в Римской империи и даже за ее пределами (апостол Андрей был на землях будущей Руси, апостол Фома в Индии). Главным выразителем всемирной миссии христианства становится апостол Павел – «Апостол языков», наследственный римский гражданин. Затем проповедь была продолжена теми христианскими общинами, которые были созданы трудами апостолов в Малой Азии, Сирии, Египте, Греции, в самом Риме. Проповедь христианского Благовестия в греко-римском мире была весьма нелегкой задачей. Библейские идеи в глазах классической античной культуры с ее рационализмом и приверженностью ценностям земной жизни представлялись диким суеверием. Тем не менее, христианство в течении II - III вв. начинает завоевывать Pax Romana. Проповедь христианского Благовестия в греко-римском мире была весьма нелегкой задачей. Христианские авторы, апологеты (защитники христианства), постепенно овладевают жанрами и приёмами античной литературы (диалог, похвальное слово и др.), излагают церковное вероучение на языке античных философских школ. Молодая религия осваивает традиции греко-римского изобразительного искусства, переводя словестные образы и смыслы Библии в зримые символы икон. Древнейшие памятники раннехристианского искусства относятся к II - IV вв., это «искусство катакомб».

Апостолы начинают проповедь Евангелия за пределами Палестины, первоначально главным образом в еврейской диаспоре (еврейские общины существовали во всех городах Средиземноморья), а затем – всем народам. Главным выразителем всемирной миссии христианства становится апостол Павел – «Апостол языков», наследственный римский гражданин. Затем проповедь христианства была продолжена теми христианскими общинами, которые были созданы трудами апостолов в Малой Азии, Египте, Греции, в самом Риме. Проповедь христианского Благовестия в греко-римском мире была весьма нелегкой задачей. Библейские идеи в глазах классической античной культуры с ее земными ценностями представлялись диким суеверием. Тем не менее, христианство в течении II - III вв. начинает завоевывать Pax Romana. Проповедь христианского Благовестия в греко-римском мире была весьма нелегкой задачей. Христианские авторы, апологеты (защитники христианства) - постепенно овладевают жанрами и приёмами античной литературы (диалог, похвальное слово и др.), излагают церковное вероучение на языке античных философских школ. Молодая религия осваивает традиции греко-римского изобразительного искусства, переводя словестные образы и смыслы Библии в зримые символы икон. Древнейшие памятники раннехристианского искусства относятся к II - IV вв., это «искусство катакомб».

Главную роль в этом процессе распространения хрстианства сыграли даже не миссионеры, проповедники и апологеты новой религии, а мученики, принявшие смерть за веру. Это были первые святые церкви, живые подобия Христа, «живые иконы». Первые три столетия истории христианства – эпоха гонений. Стремительное распространение новой веры вызывает тревогу римских властей. Христиане, никогда не стававшие политических целей, следуя евангельским словам Христа «Воздай кесарю кесарево, а Богу Богово», а также словам апостола Павла «Нет власти не от Бога». Они готовые были молиться за императоров, но отказывались молиться императорам как божествам и участвовать в публичных жертвоприношениях. Христиан бросали в тюрьмы, подвергали страшным пыткам и мучительным казням. Эту страшную эпоху называют катакомбным христианством. Известно римские катакомбы, где христиане хоронили умерших

Прекращение гонений и легализация христианства произошла в правление императора Константина Великого (285 – 337 гг.). Он положил начало превращению Римской империи в христианскую империю. В 313 г. был издан Миланский эдикт, который провозглашал веротерпимость как принцип государственной политики. Свобода вероисповеданий уравнивала христиан в правах с язычниками и позволила им «выйти из подполья». Христианским общинам возвращалось всё имущество, отнятое у них во время гонений. Вслед за Миланским эдиктом император Константин издал указы об отмене смертной казни через распятие и о запрете клеймения преступников, об отмене гладиаторских боев, о праздновании воскресного дня.

В 325 г. в городе Никее по инициативе императора Константина собрался I Вселенский собор - собрание высшего духовенства и делегаций христианских поместных церквей. Константин лично председательствовал на Соборе.

Никейский собор открыл очень важную для формирования церкви эпоху Вселенских Соборов (IV - VIII вв.). За этот период истории состоялось семь Вселенских Соборов, на которых разрабатывались и утверждались догматы, канонические нормы и правила богослужения, рассматривались богословские концепции, опровергались ереси. На Никейском соборе был принят, а на Константинопольском (381 г.) окончательно отредактирован Символ веры. Символ веры, начинающийся словом «верую» и состоящий из 12 членов, является краткой формулировкой основ христианского вероучения.

В 330 г. император Константин на месте греческого города Византия на Босфоре основал новую столицу империи –- Константинополь. «Новый Рим» был задуман как христианская столица империи, противостоящая старому, языческому Риму. Впрочем, в Константинополе соседствовали языческие и христианские храмы, что было в духе политики веротерпимости. Сам Константин принял крещение только перед самой смертью. Согласно его последней воле он был похоронен в Константинополе, в храме Двенадцати Апостолов. Потомки прозвали его Великим, а Церковь причислила лику святых в чине равноапостольного, т.е. равного апостолам. И действительно, никто не сделал для утверждения христианства в Европе больше, чем он.

В 380 г. император Феодосий издает эдикт, запрещающий ереси как государственное преступление. Единство веры провозглашается основой единства Империи. Следом выходят указы о запрещении языческих богослужений. В Риме был погашен огонь Весты. В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры, посвященные Зевсу. По всей империи началось разрушение языческих храмов. В 426 г. была сожжена Олимпия. Уходил в небытие целый языческий мир, полный богов и духов. Христианство становится государственной религией, а Римская империя – христианской империей. Все последующие императоры, за исключением, Юлиана Отступника (361 – 363 гг.), были христианами, расценивая свою власть как Богоданную и священную.

Разделение Римской империи в конце 395 г. на Восточную и Западную положило начало обособлению и размежеванию двух христианских традиций, а вместе с тем и двух культурных миров. Западная Римская империя окончила свое существование в 476 г. а Восточная Римская империя - Византия, просуществовала еще тысячелетие. Римская культура оказалась более долговечной. Чем государственность. Она стала основой для формирования средневековой культуры в двух ее главных формах – византийской и западноевропейской.

Контрольные вопросы:

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные эпохи римской истории.

2. В чем состояли особенности древнеримской религии?

3. Какие гражданские добродетели ценились в римской республике?

4. Почему императорская власть первоначально существовала в форме принципата?

5. Охарактеризуйте культуру Рима в правление императора Августа.

6. Какие виды культурного творчества наиболее типичны для древнеримской цивилизации?

7. Чем можно объяснить расцвет ораторского искусства в Риме?

8. В чем выразился кризис римской цивилизации?


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты