Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Церковь и государство в XX веке




 

Религия занимает одно из важнейших мест в нравственном развитии общества. Взаимоотношение верующих и власти на различных исторических этапах служило индикатором развития духовного уровня общества. Важное место занимала Русская Православная Церковь.

Официально она развивалась с 988 года, года Крещения Руси. Но на самом деле до Крещения на нашей земле уже православие было среди небольшого количества людей. С конца X века оно стало развиваться и процветать по всей стране.

К концу XIX века многие исследователи говорят, что православие как религия, стало затихать. От неё остались традиции, обряды, но сами люди в своём большинстве не были глубоко верующими. В какой-то степени автор согласен с этим, но ведь остальные миллионы людей были готовы пострадать за свою веру, за Царя.

В 1917-1918 годах на предсоборных совещаниях обсуждалась тема низкого нравственного уровня в монастырях - необходимости создания монастырской реформы. Но XIX век дал возрождение русскому духу, что выразилось в развитии духовничества и старчества. Значительную роль приобрело православное миссионерство среди интелегенции.

1. Но всё это не имело фундамента в виде канонического главы (патриарха) и традиционной соборной структуры. Поэтому Церковь вступила в революцию «раздробленной», а отречение царя — формального земного главы Церкви — и обезглавленной. [Послеповский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. – М., 1995. С 34]

 

После захвата власти большевиками в 1917 году наступил один из самых трагических периодов в истории русского православия. Самыми тяжёлыми стали 20-30 года, во время которых советского государство разными изощрёнными способами боролась с Церковью.

Конфликт между новым государством и Церковью был из-за официальной идеалогии советской власти – атеизма марксизма.

2. «Создав научную философию диалектического и исторического материализма, Маркс и Энгельс обрели несокрушимую базу для борьбы против всех видов идеализма, мистики и религии». [Крыселев И. А. Маркс и Энгельс о религии. М., издательство «наука» 1964 года. ]

Маркс думал: «Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Её исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию». [ К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви . – М., 1971. С 470.]

Но новой власти некогда было ждать пока религия уйдёт из умов народа. Самой распространенной борьбой с Церковью стали репрессии не только против духовенства, но и против всех православных христиан.

В первые месяцы после захвата власти большевики отобрали у Церкви земли, учебные заведения.

В наш 21 век с тех пор действует декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этих пор вся деятельность церкви стала под контролем государства.

В Коми крае власть перешла к Советам только весной 1918 года, причём Советы эти были не большевистскими. Реально власть оказалась в руках большевиков в Усть- Сысольском уезде в конце июля.[ Жеребцов И. Л. Савельева Э. А., Сметанин А.Ф. История Республики Коми – Сыктывкар, 1996. С 171- 173.] Поэтому в 1918 году новые законы руководства не были реализованы в полной мере.

Вся церковная земля распределялась крестьянам, они конечно были этому очень рады, но у них и в мыслях не было желания закрывать храмы. Крестьяне предпочитали чтобы Церковь обеспечивало государство. Но в 1918 году оба Коми монастыря были закрыты. В обоих монастырях были созданы трудовые сельхоз - общины. Но в мужском монастыре он не долго просуществовал, в конце этого же года монастырь был занят белыми в течении трёх месяцев.

Поскольку Церковь никогда не призывала к насилию, а учила наоборот, смирению, её реакция была сдержанной, но конечно же негативной.

В послании Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной революции патриарх Тихон призывал прекратить красный террор, нападки на Церковь, преследования за веру. Он призывал принести покаяние.

Отрицательное отношение к новым законам советской власти, не выражалось в призывах её свержения. Но большевики оценили действия Церкви, у которой был большой авторитет, как контрреволюционные, что вызвало аресты священников, монахов и простых мирян.

Петроградские агитаторы И. Мельников и Н. Медаков, работавшие в конце 1918 года в привычегодских волостях Яренского уезда, отмечали, что «сильно развитое религиозное влечение в деревне многому мешает и часто парализует все начинания крестьянина в области строительства жизни на новых началах». [Малыхина А. «Бог вас не оставит»// Вера – Эск/м, 1994, № 128- 129.]

Во время гражданской войны репрессии духовенства стали массовыми. Церковь была на стороне белых, потому что это движение выступало под знамением православной России и пыталось восстановить права Церкви. Изначально на стороне белых были не только священники, но крестьяне, разочарованные неспособность красных решить продовольственные задачи.

Большое количество священников было жестоко убито, кого-то морили голодом, кого-то убивали постепенно - отрезая уши, нос, язык. Было много случаев, когда красноармейцы не давали сразу хоронить убиенных. Тела убитых приходилось выкупать, если партия была на это согласна. Известна история, когда Печорского священника о. Иосифа Распутина привязали к телеграфному столбу и расстреляли. К сожалению, тело священника не удалось похоронить по человечески. Потому что его обгладали собаки.

В 1922 году был нанесён большой удар по Церкви. Засуха 1921 года вызвала голод и Патриарх Тихон призвал православных жертвовать в фонд помощи голодающим и разрешил направлять туда церковные украшения и предметы, не используемые при богослужении.

Власть не была заинтересована в благотворительности и узрела в этом политический вопрос - необходимо было сделать удар по Церкви и появился Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 года «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», который давал право изымать все церковные предметы из драгоценных металлов с украшениями из камней. [Библиотека Якова Кротова. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Книга 1. Документы и комментарии http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_05.htm]

Это вызвало сопротивление православных верующих, которые считали изъятие богослужебных предметов святотатством. Стихия протестов была направлена против Церкви и список репрессированного духовенства пополнился.

Приходы коми церквей были бедные, поэтому насильственное изъятие ценностей началось довольно поздно, когда основная волна репрессий уже прошла. По крайней мере до арестов и расстрелов дело не дошло. Власти действовали достаточно мягко, в основном уговорами.

Верующих отнеслись к изъятию ценностей неодобрительно. Священники призывали верующих защитить храмы. Но особых трудностей красная армия не встречала. [Рогачев М. Б., Таскаев М. В. Крестный путь: Трагедия Русской православной церкви. 20–30-е годы. // Покаяние: Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий / Коми респ. обществ. фонд «Покаяние».— Сыктывкар.С. 465–488; ]

Не смотря на то, что эти события прошли довольно тихо, позже репрессии дошли и до коми области. В первые годы советской власти, это место стало одним из центров ссылок политических противников. Среди ссыльных большую долю составляло духовенство. Кто-то попадал сюда сразу после приговора, а иные после отбытия срока на Соловках – в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Сюда ссылали не только православных, но и представителей других конфессий.

Церковь потрясали ещё и внутренние расколы, один из них назывался «обновленческим». Сторонники этого направления в 1923 году провели собор и лишили Тихона патриаршества. Это был церковный переворот, организованный властью для развала Церкви. Но большинство представителей православия поддержало Тихона, и он не позволил уничтожить соборность веры. ( всё отредактировано). [». Румянцев Д. «Русская православная Церковь в годы большевистких гонений 1918-1926 годов». Азбука веры. ‑ Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html

В 1927 году была организована обновленческая епархия с центром в Усть – Сысольске, которая просуществовала до 30-х годов. Но из 101 церкви, действовавшей на тот момент в Коми, обновленческими были только 24.

Провал попытки создания подчиняющейся церкви повышал давление на православных. В 1925 году был организован Союз безбожников, который с 1929 года переименовался в Союз воинствующих безбожников (СВБ). Эта организация занималась борьбой с религией.

В 1923 году были закрыты церкви обоих Коми монастырей - мужского и женского, к тому времени уже ликвидированных. В 1920 году был выселены последние монахи из Ульяновского монастыря, чтобы не разлагали трудовой советский коллектив. Монастырь пришёл в полное запустение, от чего сильно разрушался. [И. Л. Жеребцов. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Сыктывкар, 2000; Историко-культурный атлас РК. – М: Дрофа; Д и К, 199]

В Кылтовском монастыре с 1919 года на законных основаниях была организована сельскохозяйственная коммуна из монахинь и послушниц. По сути это был тот же монастырь, но монахини теперь работали не на себя, а на государство. По поступлении доноса на монахинь за их молитву в июле 1923 года общину закрыли, так как она практически оставалась центром религиозной пропаганды не только среди близлежайших населённых пунктов, но и всей Коми области.

Красноармейцы закрывали храмы по всей России, уничтожали иконы, сбрасывали кресты, ломали купола. Самое тяжёлое время для священников выпало на 1930-1934 года, у них отбирали всё имущество для стройки коммунизма. Вместе со служителями Церкви пострадало и немало прихожан.

С 1929 года по земле коми стал властвовать ГУЛАГ, который создавался по инициативе властей этого края, которые были заинтересованы в перевыполнении плана сталинских пятилеток.

Далее сложилась система исправильно - трудовых колоний. Одна из первых появилась в Кылтово, организованная для детей. Её называли «детским городском». Устные истории, дожившие до наших дней, сообщают нам, что это были дети раскулаченных, их отправляли в бывший монастырь. Условия проживания были ужасающими, не было питания, а условия проживания были не предусмотрены для детей. Дети жили фактически без присмотра, они расли дикими- ели траву, спали на полу. Когда пришла комиссия расформировывать этот «детский городок», оказалось что все дети с психическими заболеваниями. Вот такое счастливое советское детство досталось этой ребятне.

Более менее нормальные отношения между государством и Церковью сложились лишь только в конце 80-х годов.

Говорят «грехи родителей» передаются из поколения в поколения и дети в ответе за отцов, не стоит к этому распространённому выражению относится буквально. Скорее всего здесь имеется ввиду, что характер, воспитание, отношение к миру отражается на детях. И ведь действительно, вся Россия после этих страшных лет пропиталась чем-то неприятным, что тяготит нас до сих пор. Много у нас было порушено, и мало что восстановлено. Не смотря на то, что в столице Республики Коми стали появляться небольшие храмы, наша вера очень слаба. Эти храмы показатель нашей веры, мы в течение нескольких десятилетий восстанавливаем монастыри, церкви, которые являются даже памятниками архитектуры. А новые храмы очень маленькие по своим размерам, не смотря на многотысячное количество жителей в городе. Возможно, когда-нибудь православие в нашей Республике вновь расцветёт в полной мощи и мы не будем бояться верить в Бога.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты