КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы выполнения дипломного проекта ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 С начала учебного года автор начал выполнять наброски и пробники в материале. Эскизы выполнялись по мотивам собранного материала по истории Кылтовского монастыря. Так же были исследованы изображения икон, изображения иллюстраций православных книг и вышивки современных православных художников. ( Приложение17-19) Эскизы и наброски выполнялись на бумаге простым карандашом и цветной гуашью. Экспериментальные поиски в материале начались с работы с тканью и нитями. В работе применялись различные виды вышивки с сочетанием лоскутного шитья. Использовались преимущественно натуральные ткани и нити такие как хлопок и лён. Автором также использовались различные инструменты и материалы: нити «мулине» и льняные нити с Великого Устюга, ткани - бортовка, двунитка, цветной лён, отбеленный лён, джинса и цветной хлопок, для удобства вышивания с обратной стороны использовался флизелин и пяльцы, иглы разной толщины. Автор пытался найти интересные эффекты, и добиться выявления главных моментов в изображении. На начальном этапе во время поисках использовалась техника трафаретной печати. В Яренском музее сохранились образцы монастырских настенных ковров с вышивкой, выполненных на мешковине, поэтому для фона всей композиции была выбрана ткань – бортовка. (Приложение 16) При поисках цветовой гаммы использовались натуральные оттенки: серый не выбеленный лен, и различные окрашенные ткани: синего, белого, серых и коричневых оттенков. С тканью пришлось работать в технике лоскутной мозаики (нашивание), применялись только ручная стёжка. Вышивка в основном сделана техникой «назад иголку» в ходе работы выяснилось, что это самый хороший способ выполнить чёткие линии как в графичном рисунке. В работе над дипломным проектом были использованы предложения составленные автором для чёткого понимания изображения зрителем. Весь текст вышит на тёмно синем фоне, напоминающем монашеское облачение. Благодаря последовательным изображениям и текстам можно проследить историю монастыря с его создания до разрушения. Всего создано 8 иллюстраций с надписями: «Монастырь построен на месте «Крестовый стан», где жил Василий Пестерев у сооруженного им Креста возле избушки», «Охотник увидел свет, исходящий от намоленного чудотворного Креста», «В 1911 году был построен необычайно красивый кирпичный собор святых Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев» и др. В центральной части изображён главный символ христианства и святыня Кылтовского монастыря – Крест. Есть надписи рассказывающие зрителю об этом, на синем фоне вышита самая известная молитва, которую читают перед изображением Креста «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица ненавидящии Его...» Так же символичны птицы, расположенные в верхней части центральной композиции – образ праздника и новой жизни. В нижней части центра изображены монахини и ангелы, символизирующие крестный ход, возрождение обители и православия. Автором не указано какого года этот Крестный ход. Зритель здесь может увидеть счастливые события во время расцвета монастыря или найти в этом изображении современный монастырь, в который вновь вернулись монахини спустя несколько десятилетий. Этапы работы можно чётко разделить на 9 пунктов: 1. Разработка эскизов 2. Создание пробников в материале. 3. Выбор тканей, которые будут использоваться для итоговой работы (цвет, рисунок). 4. Выбор предложений для иллюстраций. 5. Составление небольших композиций – фрагментов будущей итоговой работы, из «кусочков» ткани, сметка. 6. Закрепление способом сшивания. 7. Вышивка текстов с дальнейшей проработкой мелких деталей. 8. Подбор основы. 9. Закрепление вышитых фрагментов на основу, на раму. В итоге получилось декоративное панно, композиция которого напоминает житийную икону. Весь исследовательский и практический материал может быть в дальнейшем использован в педагогической деятельности, в разработке сувенирной продукции Кылтовского монастыря и в развитии молодёжного лагеря «Добрые побуждения», а так же создания подобных волонтёрских организаций на территории Республики Коми. Заключение.
Итогом дипломной работы явилось декоративное панно в технике вышивка на тему «История Кылтовского монастыря» композиция в виде житийной иконы, составленная из отдельных текстильных фрагментов с изображениями сюжетов из истории монастыря: собора преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, монахинь. Рамки иллюстраций дополнены текстовым сопровождением о событиях монастыря. В центральной части вышита молитва «Да воскреснет Бог». Все элементы были закреплены на льняной основе, что напоминает нам вышитые ковры на мешковине, сделанные руками Кылтовских монахинь. В ходе работы над данным дипломным проектом был проведен сбор материала по теме: история Кылтовского монастыря – его расцвет и разорение. Автор проекта в течение нескольких лет принимал участие в восстановлении обители, развивая Молодёжный лагерь «Добрые побуждения», приобщая волонтёров разного возраста к раскопкам фундамента стены, раскопкам пола в соборе монастыря и главном историческом въезде – Святых воротах. Была проделана большая работа по разборке ГУЛАГовской тюрьмы, которая располагалась в стенах собора. Проведено 40 смен и около 100 благотворительных акций: ярмарки, конкурсы, выставки, средства от которых были направлены на восстановление обители. Количество проведённых экскурсий на территории обители не поддаётся подсчёту. Также собирался иллюстративный материал – фотографии работ современных православных художников, преимущественно вышивальщиц. Автор работал в музее Княжпогосткого района Кылтовского монастыря, частично изучены документы Национального архива Республики Коми, изучены монастырские изделия ручной работы по фотографиям из Яренского музея Архангельской области. Были самостоятельно совершенны попытки в создании коллекции посуды по музейным образцам Кылтовского монастыря - гипсовых форм кружки, миски и молочника. Но за неимением времени и опыта изготовление сувенирной продукции пришлось отложить. Также автор изучал литературу, посвященную истории Кылтовского монастыря, в основном это были выдержки из статей или книг, так как ни одной книги, посвящённой Кылтовскому монастырю не существует. Именно поэтому возникла идея в рамках квалификационной дипломной работы создать иллюстрации для будущей книги. Во время выполнения данной работы была поставлена цель – исследование материала по теме диплома и выполнение в материале декоративного панно в виде житийной иконы в технике вышивка с дополнением лоскутов натуральных тканей. Автором были испробованы различные способы вышивки, в основном использовался метод «назад иголку». Также был поставлен ряд задач, обозначенных во введении. Цель работы достигнута и вполне соответствует теме дипломного проекта, все задачи выполнены в ходе работы. Список литературы 1. Артеменко Н.А., Шулепова Е.А., Порошкина А. Е., Молодёжный лагерь «Добрые побуждения», Сыктывкар, 2013 2. Афанасий Булычёв. «Ныне к вам прибегаю». Архангельск.;М.; Товарищество Северного Мореходства: «Фолиум», 2008. – 134 с., илл. 3. В. Г. Возвращение в Кылтово.Заметки паломника. // Вера – Эскм. 1995. №97 4. Волочков П. Жизнь во Христе и со Христом. Книга третья. Издательство Сыктывкар «Коми республиканская типография» Страница 114. 5. Гагарин Юрий Васильевич. Старообрядцы / Ю. В. Гагарин. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973 6. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Смиренный пастырь // Вера – Эскм. 1998. № 318 7. Жеребцов И. Л. Савельева Э. А., Сметанин А.Ф. История Республики Коми – Сыктывкар, 1996. С 171- 173. 8. Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Сыктывкар, 2000; Историко-культурный атлас РК. – М: Дрофа; Д и К, 199 9. Земля Стефана Пермского: духовная истории и святыни Коми края.- Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008.- 208 с. 10. Нет Земцова И.В. Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми: Автореф. дис. на соискание ученой степени к.п.н. М. 2005. 11. Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII- начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми: Каталог/Сост. Н.Е.Плаксина – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2008 – 188 с., илл. 12. Крыселев И. А. Маркс и Энгельс о религии. М., издательство «наука» 1964 года. 13. Малыхина А. «Бог вас не оставит»// Вера – Эск/м, 1994, № 128- 129. 14. Маркс К. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. – М., 1971. С 470. 15. Микулко В.Б. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Сыктывкар, 2014 16. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Н.Ю Швецовой. Изд. «Советская энциклопедия» М. 1973. С.702 17. Плаксина Н. Е.Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII- начало XX века): словарь/Н.Е.Плаксина; науч. Ред.: Т.М. Кольцова, Л.П. Рощевская – Сыктывкар, 2010. -184с.: ил. 18. Послеповский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. – М., 1995. 19. Прокуратова Е. В. Старообрядческая культура Коми края XVIII-XX веков//Книгописная деятельность и литературное творчество удорских староверов. СПб. Изд. «Пушкинский Дом». 2010. С.528. С.8 – илл. 20. Рогачев М. Б., Таскаев М. В. Крестный путь: Трагедия Русской православной церкви. 20–30-е годы. // Покаяние: Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий / Коми респ. обществ. фонд «Покаяние».— Сыктывкар.С. 465–488; 21. Рощевская Л.П. Архитектура и строительство в Коми крае в конце XIX – начале XX веков: Очерки истории. Сыктывкар, 2005. 80 с. 22. Саков А. О чём скорбеть, о чём крушится. «Обретение Святыни» // Вера – Эск/м, №78 23. Суворов Е. «Обретение Святыни» // Вера – Эск/м,1995, № 108 24. Суворов Е. «Каждую ночь молюсь и плачу» // Вера – Эск/м, 1997, №68 25. Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края.- Сыктывкар, 1976. 26. Шергин И. В Кылтовской детской колонии. //Журнал Арт, 2007 год №1
Интернет – источники. 27. Библиотека Якова Кротова. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Книга 1. Документы и комментарии. 28. Бобраков И., собкор «НВ» в Коми Ничейная обитель. Невское время. http://www.nvspb.ru/stories/nicheynaya-obitel-51361/?version=print 29. Нет Власов А. Н. Усть- Цилемская рукописная традиция http://www.komi.com/Folk/russ/17.htm 30. Известия ВЦИК, № 46. 26 февраля 1922 . или http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_05.htm 31. Канева А.Н. Ухтпечлаг:страницы истории http://www.pokayanie-komi.ru/martirolog/martirolog_t1/kaneva_UPL_stranitzi_istorii/ 32. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. http://kyltovo.ru 33. Македонская Н.М. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=276 34. Молодёжный лагерь «Добрые побуждения» https://vk.com/dobrie_pobujdeniya 35. Морозов Н. А. ГУЛАГ в Коми крае 1929-1956. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Екатеринбург 2000 год.http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/625/1/urgu0012s.pdf 36. Музей православного зодчества. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. http://www.archmuseum.ru/?p=2204 37. Национальный музей Республики Коми. «Под куполом неба».http://museumkomi.ru/2013/06/14/pod-kupolom-neba-2/ 38. Рогачев М. Б. «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ» http://finnougr.ru/ 39. Румянцев Д. «Русская православная Церковь в годы большевистких гонений 1918-1926 годов». Азбука веры. ‑ Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html
|