КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История Кылтовского монастыря
При изучении истории Кылтовского монастыря выяснилось много интересного, не смотря на то, что автор занимается восстановлением этой обители 4-ый год, многое оставалось для него тайной, и даже тщательное изучение архива не дало ответы на все вопросы, так как не все документы были сохранены. Например, нет карты местности, поэтому при раскопках фундамента монастырской стены были некоторые трудности. До нашего времени сохранились некоторые изделия ручной работы, выполненные монахинями. Большинство музейных экспонатов, хранятся в Яренском музее Архангельской области, часть из которых были возвращены монастырю в 90-х годах XX века, когда монастырь стали восстанавливать. В сестринском корпусе Кылтовского монастыря в 2013 году был организован музей, в котором оформлена экспозиция, посвященная истории обители. Автором дипломной работы были изучены все экспонаты, находящиеся в этом музее. К сожалению, не существует ни одной книги о монастыре. Фондом «Воздвижение», который занимается восстановлением этого памятника архитектуры, была выпущена брошюра с цветными и чёрно- белыми фотографиями, где кратко описана история монастыря, но текст этой брошюры был взят из различных интернет – источников. [Микулко] Поэтому основным источником информации для написания данной выпускной квалификационной работы стали статьи, написанные разными авторами Республики Коми и России, но,так же, были исследованы тексты национального архива Республики Коми. Тексты архива написаны в разное время и разными подчерками, в основном это красивый каллиграфический текст, но часто встречаются плохо читаемые слова. Интересно было рассмотреть подчерки людей тех времён. В наше время все люди умеют писать и читать, 120 лет назад не каждый имел такие знания. Современный подчерк обычного человека во многом отличается от подчерка того времени, в конце XIX века подчерк летописца имел много «закорючек», но и то лишь у тех, кто имел образование и постоянно практиковался в письме. Не все монахини имели красивый подчерк. Многие из них учились грамоте, только поступив в монастырь, поэтому их подчерки напоминают подчерк школьника, слегка кривоват, слова прописаны с большой напряжённостью - сильный нажим на бумагу. В то далёкое время было немного грамотных людей, образование можно было получить только в монастырях или в воскресных школах. Кылтовский монастырь построили для просвещения зырянок и укрепления православия, в противовес старообрядчеству, которое было распространено у зырян. На территории Коми края к тому времени существовал только один монастырь – Ульяновский (мужской). Вопрос об устройстве православного женского монастыря в Коми крае был поднят в 60-х годах XIX века, а с 1868 г. началась переписка по этому делу. Первоначально проект создания обители с целью обучения дочерей священнослужителей в Усть-Сысольском уезде исходил от Александра Заварина.[ Гагарин Юрий Васильевич. Старообрядцы / Ю. В. Гагарин. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1973] С 1888 года было положено начало постройке женского монастыря для духовного просвещения зырянских женщин, и для укрепления позиций Православной Церкви в землях со старообрядческим влиянием. Самым крупным центром можно назвать Усть-Цилемский книгописный центр, находящийся в русском поселении в бассейне нижней реки Печоры. [19] Старообрядчество это общее название религиозных течений, возникших в России с конца XVII в. вследствие религиозного раскола (впоследствии распавшихся на несколько толков и стремящихся к сохранению старых церковных правил (старой веры), прежних устоев жизни. [16] Не долго учредители монастыря искали место для строительства. Коми зыряне рассказывали всем историю, которая послужила определением территории обители. Двести лет назад на берегу реки Кылтовки спасался старец - пустынник Василий Пестерев. Он был жителям п. Ляли, но решив уединится от мира, ушёл в лес на 15 км от с. Серёгово, занимался ловлею рыбы. Возле своей избушки он установил большой деревянный Крест, перед которым молился. Местные жители уважали пустынника, чтили св. крест, перед которым, попадая в лес для рыбной ловли или охоты, каждый мог помолиться. После смерти старца, охотники нашли крест от которого происходило свечение, отнесли его в ближайшую церковь в с. Серёгово. Но Крест исчез из ризрицы и обнаружился вновь на прежнем месте. С тех пор в честь этого чуда, это место прозвали «Крестовым станом». С тех пор местные жители-зыряне из дальних мест приходили сюда помолиться перед святынями, построив рядом с большим крестом деревянную часовню. В 1894 году по благословению Иоанна Кронштадского купец Афанасий Булычев по благословению основал на этом месте женский монастырь. Великоустюжский мещанин Иван Григорьевич Калашников был компаньоном и доверенным лицом Афанасия Булычева, пожертвовал землю на строительство монастыря. [Афанасий Булычёв. «Ныне к вам прибегаю». Архангельск.;М.; Товарищество Северного Мореходства: «Фолиум», 2008. – 134 с., илл.] Незадолго до официального указа Синода о разрешении открытия Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря в монастырь стали прибывать первые насельницы из Архангельской епархии Троицкого Шенкурского монастыря. Владелец Сереговского солеваренного завода Афанасий Булычёв был заинтересован в создании при монастыре богадельни для вдов рабочих «с платою от себя на содержание 10 лиц по 30 рублей ежегодно», а в первые пять лет обещал «снабжать монастырь хлебом, солью и морскою рыбою на 20 монашествующих». С 1898 г. настоятельницей монастыря стала монахиня Филарета. Благодаря таланту управления, материальной помощи Афанасия Булычева, а так же жителям близлежайшей местности Кылтовский монастырь стал одним из крупнейших и процветающих женских монастырей Вологодской епархии. На начало революции насчитывалось около 100 насельниц- монахинь и послушниц . Монастырь в Кылтово имел большое хозяйство: луга, стадо коров в 40 голов, небольшие гончарный и смолокуренный заводы. Благосостояние монастыря обеспечивалось трудом послушниц, пожертвованиями прихожан, доходами от молебнов. В 1911 году в столице – Усть – Сысольске дворянка А. Т. Тур пожертвовала обширное имение - свой участок земли с постройками и лесную дачу, где монахини устроили молочную ферму. В городе открылось подворье Кылтовского монастыря. В этом же году в самом монастыре был построен каменный собор в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. (приложение 1)На тот момент уже имелась деревянная церковь в честь Святителя Стефана Пермского с колокольней из 7 колоколов. Церковь была крыта железом, кресты на ней – железные кованные. Вход был один – с западной стороны. Слева под колокольней находилась келья для церковниц, а справа – ход на колокольню с ризнецой и библиотекой. Звоница состояла из 7 колоколов. Стены, по обычаю того времени были обклеены обоями, а стены алтаря обиты коленколором и выкрашены в голубой цвет.[Рощевская Л.П. Архитектура и строительство в Коми крае в конце XIX – начале XXвеков: Очерки истории. Сыктывкар, 2005. 80 с.] Кирпичный собор выполнен в русско-византийском стиле и имел 5 куполов, сегодня мы можем наблюдать только один. Высота собора 38 метров, внутри уникальная тепловое отоплениее от калориферной печи, расположенной в подвале; печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Отбираемый теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, создавая комфортные условия внутри 28метровой высоты здания храма. [32] Интересно, что храм был освящён в честь Соловецких Чудотворцев, а не в честь местных святых. История ещё не раз свяжет эти два монастыря. Всего к 1911 г. в обители числилось 44 постройки. Монастырь был обнесен деревянным забором, а со временем кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Монахини жили в двухэтажном сестринском корпусе, который состоял из трёх частей. Середина здания была каменной, а боковые помещения были деревянными. В монастыре имелась богодельня, трапезная для всех нуждающихся. А так же располагалось духовное училище, где обучались девушки разного возраста, обучаясь грамоте, декоративно- прикладным искусствам, молитве и семейным принципам того времени. Для молодых людей было почётно взять крестьянскую девушку из насельниц монастыря, так как они были послушны и обучены женским примудростям. (Приложение 2) Монастырь можно назвать «Училищем благочестия» для девиц. Принимали их независимо от того, богата она или бедна, оставляли же не всех – после испытательного срока, которое в монастырях называется послушничеством.[ Земля Стефана Пермского: духовная истории и святыни Коми края.- Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008.- 208 с.] Девушки, уходя в монастырь, привозили с собой из дома разное добро- самоварчики, швейные машинки или даже корову. Сестры-труженицы на дикой лесной почве сделали поля и огороды, развели образцовое хозяйство. Летом корчевали пни для выгонки смолы и снимали бересту для разных изделий и выгонки дегтя. Монахини занимались не только молитвой, сельским хозяйством, но и имели в монастыре несколько мастерских. Именно здесь были золотошвейная и единственная в Коми крае иконописные мастерская, снабжавшая своей продукцией окрестные территории. [Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII- начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми: Каталог/Сост. Н.Е.Плаксина – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2008 – 188 с., илл.] Продажа икон, наряду с прочими рукодельными мелочами, составляла важную статью доходов монастыря. Как правило Кылтовские иконы отличаются от остальных: они небольшого размера, предназначенные для монастырского благословения паломников. Иконы писаны масляными красками по охристому грунту, более дорогие украшались на полях позолоченным орнаментом. Часто тыльную сторону иконных досок тонировали голубой краской. Но иконостас в Зосимо- Савватьевской церкви был выполнен частично Терентьевым Дмитрием Дмитриевичем мащанином Вологодской губернии. [Плаксина Н. Е.Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII- начало XX века) : словарь/Н.Е.Плаксина; науч. Ред.: Т.М. Кольцова, Л.П. Рощевская – Сыктывкар, 2010. -184с.: ил.] В статье Македонской Н. М. можно просмотреть чем занимались насельницы. Это и изготовление изделий из соломки, рукоделие и выполнение работ в гончарной мастерской. В монастыре есть небольшой музей, он совсем крохотный, но не смотря на небольшое количество музейных предметов, он передаёт ощущение того времени. Сохранились и изделия из соломы - это рамы картин, достаточно тонкая работа, выполненная с большой фантазией и гипсовые формы для изготовления кружки, миски, и молочника. [Македонская Н.М. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=276] В своё время журналисту газеты «Вера» удалось пообщаться с Ольгой Александровной Фатеевой, которая вспоминала про праздники в монастыре, как на Рождество монахини пряники детям дарили «И все-то подарками оделяют. Пряник, помню, игуменья дала: большой такой олень рогатый, а сладки-и-ий». Видимо архангельские пряники это были – козули, матушки то с Архангельской губернии приехали. [Саков А. О чём скорбеть, о чём крушится. «Обретение Святыни» // Вера – Эск/м, №78] В 1918 году в монастырь большевики добрались до Кылтовского монастыря. Ольга вспоминает про эти события, что когда её было 8 лет, вдруг в монастырь вошли военные, стали стрелять. Наша игуменья была уже старенькой, и слегла. Лежит, а они всё что можно продать выносили из её кельи, а потом и храм запечатали. Филарету похоронили у алтаря. Большевики забрали материальные ценности: кресты, колокола, церковную утварь, насельницам было запрещено молиться. Игумения Филарета в 84 года, не перенесла надругательств над обителью, была похоронена с левой стороны Алтаря Собора преподобных Зосимы и Савватия. Второй игуменией стала монахиня Ермогена, создав сельхоз общину из «бывших» монахинь. Все лето 1923 г. сестры пахали, сеяли, убирали сено, сажали и обмолотили хлеб, достали разные овощи, а осенью коммунисты объявили труженицам: «Уходите вон... вашего тут ничего нет... Монастырь выстроен на средства купца Булычева...». При этом у сестер отобрали личные их вещи: самовары, швейные машинки, шкафчики...[ Шергин И. В Кылтовской детской колонии. //Журнал Арт, 2007 год №1 ] Некоторых монахинь отправили по лагерям. Игумения Ермогена, поехала жить с другими 8 монахинями в село Половники, которое недалеко от Кылтово. Жили как могли, за счёт труда своих рук - рукодельничали, собирали ягоды и грибы, имели крошечный огородик возле сторгованной избушки. Продолжали монашескую жизнь, молились за людей. Их хорошо знали люди, обращались за помощью, приглашали отпевать покойников, приезжали к ним за советом. Чекисты не оставляли в покое монашескую общину. Их не принимали в колхоз и не продавали в магазине жизненно- важные товары- соль и спички. Не легко было монахиням, но в помощь им были знамения. В 1965 году в Половники по Кылтовке приплыл Крест. Игуменья, увидев его, сказала: “За мной прислали. Умру скоро, а крест этот поставьте на мою могилу”. В 1923 году на территории бывшей обители был организован «Кылтовский детский городок» для беспризорных детей от 3 до 17 лет. Беспризорная шпана сразу сожгла деревянный храм Св. Стефана Пермского. Были разрушены мастерские от скотного двора не осталось и следа. В 1927 году вышло Положение о детгородке, где говорилось «Кылтовский детский городок является учреждением социального воспитания для беспризорных детей и представляет из себя трудовую детскую коммуну… работали детский сад, школа I ступени и школа подростков, были организованы совхоз «Кылтово» и мастерские с производственным обучением (слесарно- кузничная, столярная, швейная, сапожная и др.)» [Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края.- Сыктывкар, 1976.] Известно, что за детьми в этом детском доме никто не следил и врядли на самом деле там были мастерские. С 1930 года Детский городок был ликвидирован и вместо него организовано сельскохозяйственное лагерное отделение Ухтпечлага. Некоторые епископы были отправлены в ссылку после заключения в Соловецком лагере особого назначения. В 1929 г. был образован первый исправительно-трудовой лагерь в Коми АО. И с тех пор осужденных архиереев стали гнать по этапу и в Коми край. Среди миллионов лагерных документов трудно найти сведения о епископах – для лагерного начальства они были просто рядовыми заключенными. [М.Б.Рогачев«КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ»http://finnougr.ru/library/index.php?ELEMENT_ID=3386&phrase_id=1637277] Но сохранились сведения о митрополите Одесском Анатолии (Грисюк). Владыка уже больной, умирал в лагерной больнице Кылтовского Ухпечлага. Надзиратели решили над ним поиздеваться и отобрали евангелие. Но крест остался в руках, он перевернулся на живот, защищая святыню и тут же скончался. Канонизирован Русской Православной церковью. отредактировано[Дамаскин (Орловский), иеромонах. Смиренный пастырь // Вера – Эскм. 1998. № 318.]
Глава 2. Молодёжный лагерь «Добрые побуждения» 2.1. Цели и задачи Молодёжного лагеря «Добрые побуждения»
Современная молодежь подвергается натиску различных негативных явлений: легкий доступ к алкоголю, наркотикам, видеопродукции ненадлежащего содержания и качества (порнография, насилие). Православная церковь имеет нравственную силу остановить и повернуть вспять эти процессы. Однако под воздействием идеологии советского периода прошлых 70 лет, позиции православия не получили достаточного распространения в молодежной среде. Развивать, внедрять высоконравственные ценности молодежи предлагается через самые продуктивные виды активного отдыха и занятости – православный туризм и участие в поисковой и восстановительной работе на конкретном объекте – Кылтовском женском монастыре. [ Молодежная экспедиция "Добрые побуждения" Проект «Республика Коми. Регион добрососедства. Издатель Фонд «Воздвижение Креста» 2014 год С 19.».] Проект «Молодежный лагерь ДОБРЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ» является составной частью Программы восстановления памятника истории, культуры и архитектуры Республики Коми - архитектурного ансамбля Кылтовского женского монастыря, построенного в 19 веке на средства благотворителя, промышленника и предпринимателя Афанасия Васильевича Булычева, его дочери Анны Афанасьевны Белявской и всенародные пожертвования. [( Успешные проекты НКО стр 25-26] Цель молодёжного лагеря: привлечение молодежи к волонтерскому движению по сохранению памятников культуры и искусства. В стенах СыктГУ молодёжный лагерь называется – Волонтёрское или добровольческое движение "Зодчий Севера". Основные направления деятельности лагеря "Добрые побуждения":
1. Восстановление памятников архитектуры Республики Коми. 2.Организация досуга молодежи - паломнический и сельский туризм (пешие и водные маршруты). 3.Поисковая и архивная работа. 4.Пропаганда здорового образа жизни, туризма, добровольчества. 5.Участие в возрождении социальной деятельности. 6. Восстановление мастерских: иконописной, гончарной, деревообработки. [https://vk.com/dobrie_pobujdeniya] Деятельность лагеря в основном состоит из организации смен и проведении благотворительных акций, средства от которых направляются на восстановление Кылтовского монастыря. Официально день рождения лагеря празднуется 8 марта. В 2012 году в выходные мартовские дни была организована первая смена из 16 волонтёров, длившаяся несколько дней. Добровольцы расчищали помещения собора от мусора и опилок. 8 марта в Кылтово прибыл Владыка Питирим, благословивший молодёжь на благое дело. С тех пор так и повелось, считать 8 марта Днём рождения лагеря. (Приложение 3) Начиная с этого времени, практически каждый месяц волонтёры проводили те или иные работы в монастыре. Смены длились от одного до 6 дней. Руководитель социальных проектов фонда «Воздвижение» является Микулко Виктор Брониславович, он организовал лагерь, и постепенно передал в руки автору дипломной работы. На факультете искусств СыктГУ организовался коллектив из студенток разных курсов: Самойловой (Шулеповой) Елены, Порошкиной Александры, Киселёвой (Кондаковой) Анастасии и Артёменко (Ширяевой Натальи), так же активное участие принимали Ширяев Максим и Майбуров Константин. В течение 3-х лет они организовывали все мероприятия, проводимые лагерем и привлекли более 1500 человек к восстановлению монастыря. В самой популярной сети для общения «ВКонтакте» создана группа «Добрые побуждения», которая постепенно набрала более 1000 подписчиков. Администраторы группы пишут новости - что сделано и что предстоит сделать, а так же в чём нуждается монастырь. Проведено 40 смен, часть из которых была посвящена пленерам (участие приняли студенты института культуры и искусства), велозаездам (участие приняли туристы группы «Велопрогулки»), водным маршрутам по реке Кылтовке (маршрут «Путь Креста»). Пешие маршруты были посвящены поискам гончарной мастерской (ориентировались на старую карту) и поискам захоронений известного на Украине святого Анатолия Грисюка Одесского и Херсонского митрополита. Основная задача смен лагеря - восстановление монастыря, поэтому каждое мероприятие имело свои конкретные цели, например, разбору ветхого пола в соборе, разбору тюрьмы, разборы печей и др. Вышло более 50 печатных статей о деятельности лагеря в газетах «Красное знамя Севера», «Республика», а так же «Комиинформ», «БНКоми», «Княжпогостские вести» журнал «Фикус» факультета искусств и др. Лагерь имеет дипломы, благодарности, сертификаты участника в конкурсах, выставках. В интернет выложено более 30 видеороликов посвящённых Кылтовскому монастырю: сюжеты, снятые волонтёрами, видеосюжеты новостей телеканала «Юрган», снят фильм о добровольцах «Русский крест. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь». Автор фильма Владимир Кривцун. [http://www.xn--80af5aj3e.xn--p1ai/video/10263/](Приложение 7)
|