КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи работы.1. Изучение проблемы информативности цвета, системное описание семантики слов – цветообозначений. 2. Рассмотрение исторической классификации цветообозначения от древности до нашей эпохи, изменения систематики цвета. 3. Рассмотрение групп - цветообозначений в языке. 4. Определение роли слов, обозначающих цвет, в поэтическом стиле М. Цветаевой. 5. Рассмотрение парадигматики цветообозначений. 6. Изучение семантики цветообозначений. 7. Рассмотрение гиперболизации цветов в поэтических текстах М. Цветаевой. Эмпирические основы исследования. Лексемы с обозначением цвета, выделенные по принципу сплошной выборки из поэтических текстов М. Цветаевой. Картотека составляет более 300 примеров. Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основного метода исследования используется системный анализ, который позволяет рассмотреть поэтический текст М. Цветаевой на парадигматических осях. Используется также компонентный анализ, дистрибутивный, трансформационный. Теоретическая и практическая значимостьрезультатов исследования состоит в получении новых данных о семантике слов – цветообозначений, парадигматике цветообозначений, о роли слов, обозначающих цвет и гиперболизации цветов в поэтических текстах М. Цветаевой и в возможности использовать полученные данные в спецкурсах по лексикологии, лексикографии, общему языкознанию, филологическому анализу текста и стилистике, на практических занятиях по русскому языку. Структура работы. Работа состоит из двух глав. В первой главе выясняются истоки слов – цветообозначений в русском литературном языке. Во-первых, повествуется об информативности цвета, о компонентном анализе слов – цветообозначений. Во-вторых, даётся историческая периодизация употребления и выделения цвета, а также говорится о возрасте и истории наиболее часто употребляемых цветовых слов. Во второй главе описывается семантическое поле цветов, его состав и структура в поэтических текстах М.Цветаевой. Рассматриваются наиболее употребительные группы слов, обозначающих цвет, на конкретных примерах, рассматриваются оппозиции красный – чёрный, красный – белый, белый – чёрный, золотой – серебряный. В-третьих, более углублённо изучается синонимический ряд с общим названием красного цвета. Такой выбор аргументирован наибольшей частностью употребления слов дальнего ряда в изученных поэтических текстах. В-четвёртых, рассматривается вопрос гиперболизации слов-цветообозначений.
|