КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая классификация цветаИсторию классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям. Четырёхцветный мир палеоантропа можно представить в «калейдоскопе» его оптической сущности (помня о её обратном зеркальном отражении). У палеоантропа в изображении «верхнего мира» довлеет красный цвет, который вытесняет собою белый цвет. Чёрный цвет вместе с красным может обозначить «нижний мир», если красный цвет заменит собою жёлтый или охряной, как пред-белый (цвет), т.е. чёрный цвет уже как бы стягивается вниз и выступает уже как за-красный, под-красный цвет. Чем ближе к нашему времени, тем меньше значения имеют цвета и всё больший смысл приобретают, такие цвета, как белый, красный и чёрный в более красочной картине того же мира. У африканцев из племени ндембу три основных цвета – белый, красный и чёрный, и только они имеют «первичные (непроизводные) обозначения», в толковании которых, племя выступает как сущностные, а не как наивные реалисты. «Все информанты единодушны в том, что белая глина и другие «белые вещи» означают «белизну», которая символизирует: 1. благо; 2. источник силы и здоровья; 3. чистоту; 4. безбедность, отсутствие неудач; 5. силу; 6. отсутствие смерти (т.е. отсутствие смерти в родственной группе); 7. отсутствие слёз; 8. главенство или власть; 9. встречу с духами предков; 10. жизнь; 11. здоровье; 12. зачатие или рождение ребёнка; 13. охотничью доблесть; 14. даяния (или щедрость); 15. поминание предков дарами и подношениями у святилищ; 16. смех (знак дружелюбной общительности); 17. поедание пищи; 18. размножение; 19. доступность глазу, явность; 20. возмужание или созревание; 21. очищение; 22. омовение; 23. отсутствие смешного – «над вами не смеются, если вы совершили что-либо дурное или неразумное». Красный цвет: 1. кровь животных; 2. кровь последа при родах, кровь матери; 3. кровь всех женщин; 4. кровь убийства; 5. кровь колдовства; 6. красные вещи обладают силой; 7. «семя» - это белая, добрая кровь. Красные вещи относят к двум категориям: они могут одновременно приносить добро и зло. Этим подчёркивается амбивалентность символики красного. Чёрный цвет: 1. зло, дурные вещи; 2. отсутствие удачи; 3. страдание или несчастье; 4. болезни; 5. ведовство и колдовство; 6. смерть; 7. половое влечение; 8. ночь.» (Бубнов Г.) Необходимо заметить, что у древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, тёмные (austeri) и яркие (floridi). Античные учёные классифицируют цвета ещё на основе мифологической традиции (по цветам стихий, света и тьмы). Усложнение культуры и утрата единства способа мышления в древнем обществе привели к усложнению проблемы классификации цвета. В средневековой Европе этот вопрос упрощается, так как появляется единое основание для его решения – христианская религия и её догматы. Цвета подразделяются на «божественные» и «богопротивные». Первые – это главные, почитаемые и прекрасные, остальные – второстепенные или вовсе презираемые (например, коричневый). Цвета выходят в большой мир – вселенский космос, упорядочивающий первичный хаос: север – чернота, чёрный; запад – белизна, белый; юг – лиловатость, лиловый, фиолетовость, фиолетовый; восток – желтизна, жёлтый, краснота, красный. Для цветовой алхимической гаммы характерна двухступенчатая иерархия классов цвета. Цвета первого класса (главные): чёрный, белый, красный. Цвета второго класса: серый (между чёрным и белым), зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый (между белым и красным). В мире пернатых цвет выступает как уподобляемый предмет, а птица его символическим подобием: чёрный – ворон, белый – лебедь, цвета радужного спектра – павлин, цвет ириса или красный – птица – феникс (он же царь со скипетром), зелёный – утренний сон, малахитовый зал. Главные цвета и их символические эквиваленты: Чёрный цвет. Привычный символ ворона разворачивается в фантастическое уподобление – притчу Ворон и воронята. Чёрный цвет – это ворон, потому что воронята родятся белыми и их родители не заботятся о них до тех пор, покуда у них не появятся чёрные перья. Черноту называют западом, затмением. К чёрному примыкает серый цвет, второстепенный, о котором пишут только, что серый цвет является после чёрного на пути к совершенной белизне. Белый цвет. В алхимической практике белый имеет статус цвета, а не света. Между тем белый цвет воспринимается метафизически. Он – жизнь, и даже свет, средоточие тела, духа и души. Воскрешение из мёртвых в результате омовения. Красный цвет. Рождение связывается только с красным цветом. Чёрный цвет даёт жизнь остальным цветам, в том числе и главному - красному. Если другие цвета изначально уже содержаться в чёрном. Вместе с тем белый цвет – один в цветовой иерархии, в отличие от Света в христианстве, выходящего за пределы цветовой гаммы и над нею стоящего. Чёрный живёт жизнью, вернее смертью ворона, белый – жизнью саламандры, лилии или белой невесты, красный – новый, только что начатой жизнью дитяти, увенчанного царским пурпуром. (Рабинович Б.Л.) Схожее дело обстоит и в странах Ближнего Востока, принявших ислам. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной (Альберти), так и средневековой классификациями цвета. Кроме того, Леонардо да Винчи вводит «практически живописную» систему цветов исходя из минимальной палитры живописца. В 17 веке это положение в корне меняется: Ньютон вводит естественно-научную (физическую) основу классификации цветов, а именно: спектр белого света, в котором выделяются семь спектральных цветов и один пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра. Ньютон, впервые получивший спектр при помощи трёхгранной стеклянной призмы, стал основателем современного учения о цвете. Недаром в разговорном языке пёструю раскраску в чистые яркие тона выражают словами «все цвета радуги», ведь радуга – природный спектр, видимый нами на небесном своде, и до изобретения спектральных оптических приборов человек только в ней и мог любоваться спектральным сочетанием цветов. Отсюда заключаем, что изложение учения о цвете следует начинать с разбора вопроса о цветах спектра. Со времён Ньютона принято различать семь основных цветов. В порядке возрастающей длины волны это будут: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Разделение спектра именно на семь цветовых зон часто условное, оттого что глаз различает в спектре огромное количество промежуточных оттенков, так как последовательность цветов спектра непрерывна и каждый данный цвет переходит в соседний плавно и постепенно (Шаронов В.В.) В конце 18 века Гёте И.В. предложил другую трактовку классификации цветов по физиологическому признаку. Он построил цветовой круг, состоящий из трёх пар контрастных цветов, но это не цвета спектра, а самые используемые краски художников – красная, синяя, жёлтая. В своём труде «Избранные сочинения по естествознанию» И.В. Гёте даёт определение цвету: «Цвета – деяния света, деяния и страдание, вся природа открывается чувству зрения посредством цвета». «Цвета положительной стороны суть жёлтый, красно-жёлтый (оранжевый) и жёлто-красный (сурик, киноварь). Они вызывают бодрое, живое, деятельное настроение». Вот что говорит Гёте о жёлтом цвете: «В своей высшей чистоте жёлтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, весёлостью и мягкой прелестью. На этой ступени он приятен в качестве окружения, будь то в виде одежды, занавесей, обоев. Золото в совершенно чистом виде даёт нам, особенно если ещё присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; так же и яркий жёлтый оттенок, выступающий на блестящем шёлке, например, на атласе, производит великолепное и благородное впечатление. Опыт показывает, что жёлтый цвет производит исключительно тёплое и приятное впечатление. Поэтому и в живописи он соответствует освещённой и действительной стороне картины. Это тёплое впечатление можно живее почувствовать, если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь жёлтое стекло, особенно в серые зимние дни. Глаз обрадуется, расширится сердце, на душе станет веселее; кажется, что на нас непосредственно веет теплом». А вот Гёте пишет о синем цвете: «Как жёлтый цвет всегда несёт с собою свет, так, про синий можно сказать, что он несёт с собой что-то тёмное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет – это энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нём совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя. Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящая от нас. Подобно тому, как охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно проникает в нас, а потому что оно влечёт нас за собою. Синее в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Мы знаем, как оно выводится из чёрного. Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными. Синее стекло показывает предметы в печальном виде. Нельзя назвать неприятным, когда к синему в известной мере добавлять положительные цвета. Зеленоватый цвет морской волны скорее приятная окраска». Там же о зелёном цвете: «Если жёлтый и синий, которые мы считаем первыми и простейшими цветами, при первом их появлении на первой ступени их действия соединить вместе, то возникает тот цвет, который мы называем зелёным. Наш глаз находит в нём действительное удовлетворение. Когда оба материнских цвета находятся в смеси как раз в равновесии таким образом, что ни один из них не замечается, то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на простом цвете. Не хочется и нельзя идти дальше. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают зелёный цвет». Насчёт красного цвета И.В. Гёте пишет: «Представьте себе совершенно чистый красный цвет, совершенно, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли этот цвет, ради его высокого достоинства, пурпуром, хотя мы и знаем, что пурпур древних больше тяготел в сторону синего. «…» Действие этого цвета столь же единственно, как и его природа. Он в такой же мере производит впечатление серьёзности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своём тёмном сгущённом виде, второе – в светлом, разбавленном виде. И таким образом, достоинство старости и любезность юности могут облекаться в один цвет». В 19 веке с помощью трудов Г. Гельмгольца уточняется вопрос об основных цветах – ими оказались красный, зелёный и синий, дающие в слагаемых смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. В 20 веке разделение на главные и вторичные цвета почти везде потеряло актуальность. Лишь в немногих областях деятельности требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета, главные цвета сохранили свои места. Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой и классификацией. (Миронова) Выше говорилось о том, что у истоков культуры цвет был равен слову и обозначал символ различных вещей и понятий. В каждом языке есть «более старые» и «более новые» слова, обозначающие цвет. Ниже приведённые слова взяты из Оксфордского словаря. (Толков. Словарь англ. языка (The Shorter Oxford English Dictionary. Oxford, 1947. Vol. 1-2)): здесь, помимо толкования, имеется этимологическая информация и дата его вхождения в английский язык. 1. чёрный – 1183г.; 2. белый – 1196г.; 3. красный – 1450г.; 4. серый – 1506г.; 5. зелёный – 1528г.; 6. жёлтый – 1537г.; 7. синий – 1539г.; 8. фиолетовый – 1558г.; 9. коричневый – 1633г.; 10. оранжевый – 1674г. Видим, что первыми появились слова чёрный и белый; затем красный, и в конце списка фиолетовый, коричневый и оранжевый. Эти результаты в определённой мере соответствуют последовательности Бермена – Кея (Berlin, B. Kay P. Basic color terms, their universality and evolution. Berkeley; Los Angeles, 1969) (Васильева А.П.)
|