КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охрана авторских правоотношений.Способы охраны авторских правоотношений.Создатели произведений науки, литературы и искусства наряду с признаваемыми за ними правами пользуются также определенными льготами, которые предоставляет действующее законодательство, В частности, писатели, художники, композиторы, скульпторы и архитекторы, состоящие членами соответствующих творческих организаций (Союза писателей, Союза композиторов, и т. д.) пользуются правом на дополнительную жилую площадь. Гонорар, ими получаемый, рассматривается как оплата труда, что имеет значение при обращении на него принудительного взыскания и установлении пределов такого взыскания. Особо выдающиеся произведения так же как выдающиеся изобретения и научные открытия, выдвигаются на соискание Ленинских премий. Поощряя развитие творческой деятельности Советское государство удостаивает высоких правительственных наград тех, кто своим трудом активно способствует дальнейшему успешному развитию науки, литературы и искусства в нашей стране. В тоже время советский закон стоит на страже прав и законных интересов авторов творческих произведений, обеспечивая их надежную защиту. Наиболее опасные посягательства против этих прав служат основанием для привлечения правонарушителя к уголовной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 141 УК РСФСР в качестве составов уголовно – наказуемого деяния рассматриваются: 1) плагиат, т. е. Присвоение авторства на чужое произведение (путем выпуска в свет под своим именем либо использования целиком или без ссылок на автора); 2) Незаконное воспроизведение или распространение чужого произведения; 3) принуждение к соавторству. Однако будучи уголовно – наказуемыми, перечисленные произведения одновременно нарушают авторское право лица как его субъективное гражданское право. Вместе с тем субъективное авторское право может быть нарушено действиями, которые не образуют состав преступления. Поэтому в целях защиты интересов автора, восстановления его нарушенных прав должны применяться параллельно с мерами уголовного наказания или независимо от них также и другие юридические средства. Огромную роль в этом деле играют общественные организации, в первую очередь добровольные объединения творческих работников и образованные при них управления охраны авторских прав, которые обеспечивают в спорных случаях квалифицированную экспертизу, добиваются улаживания возникших конфликтов, (стр.80) не доводя их до суда, либо возбуждают в интересах своих членов судебные споры, когда возникает такая необходимость. Определенное значение приобретают приносимые по административной линии (в органы, руководящие издательствами, театрами и т. п.) жалобы со стороны авторов, чьи права отказались нарушенными. Но все же наиболее эффективным средством восстановления нарушенных авторских прав является судебный иск, исходящий либо от самого автора, либо от организации, которая имеет право действовать в его интересах по собственной инициативе (например, ВУОАП). Исковой порядок охраны авторских правоотношений. Общие правила относительно исковой (гражданско-правовой) защиты нарушенного субъективного авторского права закреплены в ст. ст. 495—500 ГК и в п. п. 10—II Закона РСФСР. Указанные правила учитывают два возможных вида нарушений субъективного авторского права. Первый вид правонарушений характеризуется тем, что ущемляются личные неимущественные правомочия автора, однако без причинения ему какого-либо имущественного вреда. Такие нарушения имеют место, когда причитающийся автору гонорар за использование его произведений выплачивается полностью или по закону вовсе не подлежит уплате, но нарушается его право на имя (например, отсутствует ссылка на автора) или на неприкосновенность произведения (например, снабжение его без согласия автора иллюстрациями, включение в него различных изменений и т. п.). Согласно ч. II п. II Закона РСФСР в подобных случаях автор вправе требовать совершения таких действий, которые необходимы для удовлетворения его нарушенных личных интересов или, как сказано в ст. 499 ГК, для восстановления нарушенного права. Примерный перечень этих действий приведен в ст. 499 ГК, где речь идет о внесении исправлений, .помещении необходимых публикаций, . запрещении выпуска произведения в свет и т. п. Например, установив, что фотохроника ТАСС в отдельных фоторепродукциях нечетко воспроизвела оригинал произведения и не указала на них имя автора, суд обязал фотохронику ТАСС прекратить воспроизведение плаката художника К. с отклонением от оригинала и в течение определенного срока поместить публикацию о том, что авторское право на плакат «Наша армия есть армия освобождения трудящихся» принадлежит художнику К.[88] Возможно и принятие иных решений, например, о задержке издания книги впредь до внесения необходимых исправлений, о помещении в ней вкладыша или даже об ее изъятии. Но при всех обстоятельствах решение суда, обеспечивающее охрану интересов автора, не должно ущемлять общественных интересов. Поэтому к такой крайней мере, как изъятие выпущенного (стр.81) в -свет произведения, следует прибегать лишь в условиях, когда никакими иными способами обеспечить эффективную охрану интересов автора не представляется возможным. Второй вид правонарушений связан с ущемлением имущественных интересов автора. Если они сопряжены с нарушением также и личных прав (как это, например, имеет место при издании чужого произведения под своим именем), последние подлежат особой защите с применением одного из указанных выше способов. Но нарушение имущественных правомочий может и не затронуть личных прав, когда, например, закон допускает использование опубликованного произведения без согласия автора с уплатой ему гонорара, а лицо, осуществившее такое использование, от уплаты гонорара уклоняется. В каком бы, однако, сочетании с ущемлением личных правомочий ни находилось нарушение имущественных интересов автора, оно служит самостоятельным основанием для привлечения правонарушителя к гражданской ответственности. Согласно ст. 500 ГК автор, понесший в результате чьих-либо неправомерных действий убытки, вправе требовать их возмещения, а в п. 10 Закона РСФСР говорится, что в этих случаях автор вправе требовать либо возмещения самих убытков по правилам об обязательствах из причинения вреда, либо уплаты гонорара по установленным ставкам. Обычно второе требование и предъявляется на практике, ибо, как правило, потерпевший либо вовсе не несет никаких других убытков, кроме суммы не полученного им гонорара, либо не в состоянии доказать размер причиненных ему убытков. Но' встречаются и такие дела, в которых, наоборот, невозможно ставить вопрос об уплате гонорара по установленным ставкам, и тогда предъявляется иск о возмещении убытков. Например, как правильно отмечает М. В. Гордон, если произведение изобразительных искусств было без согласия автора скопировано и затем копия продана вместо оригинала, автор потерял ту сумму,. которую он лично получил бы за авторское повторение произведения, и эта сумма должна быть ему уплачена в порядке возмещения причиненных убытков[89]. Если нарушаются абсолютные права автора (право на имя, на неприкосновенность произведения и т. п.), они охраняются во внедоговорном порядке, по .правилам ст. ст. 499—500 ГК, хотя бы нарушение совершил его договорный контрагент (например, неприкосновенность произведения нарушена издательством, выпускающим его в свет по заключенному с автором издательскому договору). При нарушении относительных авторских прав, порождаемых заключенным с автором договором, применяются методы их договорной охраны, предусмотренные ст. 512 ГК и соответствующими нормами типовых авторских договоров. Охрана входящих в состав субъективного авторского права (стр.82) личных неимущественных правомочий осуществляется независимо от вины правонарушителя. Поэтому, например, хотя бы издательство не знало, не могло и не должно было знать о том, что издаваемое произведение принадлежит одному лицу и присвоено другим лицом, оно тем не менее будет обязано совершить такие действия (поместить публикацию, приложить вкладыш и т. п.), которые сделают известным для читателя имя действительного автора, отнеся по регрессному иску все связанные с этим расходы на счет их фактического виновника. Напротив, возмещение убытков как мера гражданской ответственности может быть произведено лишь за счет виновного лица. Так, если -факт присвоения чужого произведения выяснится до уплаты гонорара правонарушителю, издательство независимо от своей вины будет обязано уплатить гонорар действительному автору, поскольку он против издания произведения не возражает. Это и понятно, так как уплата гонорара .при таких условиях не является мерой ответственности, а потому и не находится в какой-либо связи с вопросом о вине. Но если издательство знало или должно было знать о присвоении чужого произведения, однако выплатило правонарушителю гонорар, оно как виновное лицо будет вместе с правонарушителем нести солидарную ответственность перед автором за причиненные убытки. Как было разъяснено Пленумом Верховного суда РСФСР еще в 1927 г.» «в случаях, когда кто-либо выдал за свое или использовал чужое произведение, он несет личную ответственность в гражданском и в уголовном порядке. Лица, заключившие договор об издании этого сочинения, несут ответственность за нарушение прав и интересов действительного автора..., когда они—издатели— знали или должны были знать, что предложенное им для издания сочинение является чужим, причем эта ответственность, во всяком случае наступает с момента, когда это обстоятельство стало известным издателю (например, получение заявления от действительного автора)».[90] К имущественным спорам, связанным с авторскими правоотношениями, применяются общие сроки исковой давности, т. е. три года для споров с участием граждан и один год для отношений между социалистическими организациями. Что же касается личных неимущественных правомочий, то согласно ст. 90 ГК на требования, вытекающие из их нарушения, исковая давность не распространяется, если иное не предусмотрено законом. Поскольку действующее законодательство об авторстве каких-либо изъятий из этого правила не устанавливает, следует прийти к выводу, что исковая защита личных неимущественных правомочий автора осуществима независимо от того, сколько прошло времени с момента их нарушения. (стр.83)
|