КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теологические взгляды на сущность права.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Определение права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения исполнения. Теологические взгляды на сущность права. Учения древних мыслителей о праве. Естественная школа права. Историческая школа права. 6. «Реалистическая» школа права. Юридический позитивизм. Психологическая школа права. Социологическая школа права. Определение права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения исполнения. В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Разные подходы к праву согласуются с демократизацией общества, в частности с признанием плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности. Существует гносеологическая причина разных подходов к праву. В процессе познания всегда существует возможность увлечься какой-то одной стороной явления, превознести ее, не заметить других или пренебречь ими. Отсюда разные определения права, что само по себе даже неплохо, если при этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего. Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Подходы к определению права различаются в зависимости от содержания (монистическое, дуалистическое), по источнику (создано государством, продукт исторического развития, дано Богом, дано Высшим разумом и т.п.), способу обеспечения (государство, бог, общество и т.п.) Теологические взгляды на сущность права. Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе, который мы именуем теперь правом, возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где установились всеобщие обязательные для всех правила поведения, объективно необходимые для организованной жизни и деятельности людей, а потому нуждающиеся в защите самой мощной социальной силой - государством. Право в древние времена не отграничивалось от религии, морали, государственной власти, общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный Богом (богами), его (их) волеизъявлением. На земле этот порядок, выражающийся в беспрекословном подчинении одних другим, призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата. В древнеегипетском обществе, как свидетельствует произведение бывшего главы администрации фараона Айсеса Птахотепа «Поучение Птахотепа», относящееся к III тыс. до н. э., суть права обозначалась понятием «Маат» («Ма-ат»). Маат - это божественный и справедливый порядок во взаимоотношениях между свободными людьми, установленный богиней правосудия. Изображение этой богини носили судьи и считались ее жрецами. Понятие сущности права как естественно-божественной гармонии во взаимоотношениях между людьми характеризовалось также и в Древней Индии в ее правовых источниках, отражавших теократическое учение брахманизма, и выражалось терминами «рта» («рита») и «дхарма» («дхам-ма»). Согласно древнеиндийскому юридическому памятнику Веды (II тыс. до н. э.), рта - это мировой естественный закон, определяющий конституцию (строение) общества, деление людей на созданные Богом четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) их место, роль, социальное и правовое положение каждой, а значит, и их членов. Эти варны должны, как утверждалось об этом в юридическом сборнике Упанишады (IX-VI вв. до н. э.) следовать божественному закону - дхарме, долгу, обычаям, правилам поведения, согласно которым низшие подчиняются высшим, строго соблюдать взаимоотношения между варнами. Такое понимание права было воспринято знаменитыми Законами Ману. В Древнем Китае, по учению выдающегося мыслителя VI-V вв. до н. э. Кун-цзы (Конфуция), порядок взаимоотношения между людьми устанавливается императором, являющимся «сыном неба», отцом большой семьи, исходя из принципа подчинения низших высшим, младших старшим, подданных правителю. Во всех взаимоотношениях, согласно Конфуцию, главным должна быть забота: о благополучии семьи - в семейных отношениях, об упрочении государства - в масштабе общества, государства. Порядок управления, с точки зрения Конфуция, должен основываться не на законе, не с помощью наказаний, а посредством добродетелей, под которыми он понимал комплекс этико-правовых принципов, включающих правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и), других устоев, за исключением позитивного закона (фа). Зако нодательству Конфуций отводил лишь вспомогательную роль в упорядочении общественных отношений. В Древней Греции в VIII в. до н. э. знаменитый Гомер в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея» исходил из того, что обычай, обычное право (темис) предопределено богиней правды, олицетворяющей справедливость (Дике). Темис - это конкретизация вечной справедливости, ее присутствие, правление и соблюдение во взаимоотношениях не только людей, но и богов. Богоданность права обосновывалась не только в древние времена, но и во все последующие эпохи. Особенно это проявилось в средние века, в эпоху феодализма, прежде всего в учении, пожалуй, самого знаменитого теолога и в то же время крупного ученого Фомы Аквинского. Сторонники теологического учения о праве были и в последующие времена вплоть до наших дней (например, неотомистское направление в современной теории естественного права). Объясняется устойчивое теократическое представление о праве, во-первых, стремлением их авторов придать праву самый высокий авторитет в обществе (и в этом имеется объективно обусловленная потребность); во-вторых, в праве как феномене интегративном, в котором находят свое отражение все непрерывно развивающиеся социально значимые явления и процессы, которые всегда остаются в чем-то непознанными и поэтому объясняемыми силой божественной; в-третьих, научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами, оно имеет и теологический аспект и научно-фантастический, вероятностный, загадочный, облекаемый в религиозную форму.
|