Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Учения древних мыслителей о праве.




Читайте также:
  1. C. получения систематической информации о ходе производства
  2. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
  3. IV. Анализ работы педагога по совершенствованию педагогического мастерства и созданию методики обучения и воспитания (методическая работа)
  4. V. Разделы для самостоятельного изучения
  5. Активация Прямого Обучения.
  6. Активные методы обучения
  7. Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  8. Алгоритмы обучения
  9. Альтернативные способы получения и преобразования энергии.
  10. Альтернативные способы получения электрической энергии.

В I тыс. до н. э. отчетливо проявляется тенденция к светскому, рационалистическому пониманию сущности права в Китае, Греции, Риме и других культурно развитых странах мира.

Древнекитайский мыслитель Лао-цзы в VI-V вв. до н. э. создает теорию даосизма, согласно которой порядок в природе и обществе является результатом действия дао - всеобщей естественной закономерности. Дао - высшая добродетель, основа справедливости. Проявлением дао в общест­ве является принцип дэ. Смысл этого принципа состоит в том, что общество, как и отдельный человек, изменяются. В этом процессе неизбежно проявляется их способность к совершенствованию. Действие дао - это непрерывное совершенствование. Оно осуществляется само собой, посте­пенно и доходит до полной гармонии человека с миром. Человек, следуя дао, не может ввергнуться в пучину несчастий. Закон дао надо соблюдать как в законодательстве, так и во всех взаимоотношениях между людьми.

Высочайший уровень развития светского, философско-этического учения о праве был достигнут в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. с воз­никновением там философской науки, а также в Древнем Риме с создани­ем на основе греческой философии науки о праве - юриспруденции.

Рационалистическое учение о праве в Древней Греции разрабатыва­лось многими мыслителями, но особенно Сократом, Платоном, Аристоте­лем, Полибием.

Основоположник философской науки Сократ никогда ничего не пи­сал, но его ученики Платон и Ксенофонт тщательно записывали мысли своего учителя и благодаря им сократовское учение дошло до нас.

Сократ заложил начала теоретических - в полном смысле этого сло­ва - исследований, доведя их до уровня понятий и дефиниций. Его учение о праве связывается с природой человека, его добродетелью, прежде всего разумом как основой жизни и справедливым поведением. Постигнутая разумом справедливость и является основой права. Справедливость - это равенство, разумно взвешенные интересы, воплощенные в законах, доб­ровольное подчинение им всех. Законы должны издаваться знающим меньшинством (аристократами), исходить из разумных начал, соответст­вовать естественным законам, естественному праву. Сократ различал закон и естественное право. Соответствие законов естественному праву, их проведение в жизнь и ведет к установлению справедливости; справедли­вость и законность тождественны.



Согласно учению Платона в праве воплощается справедливость. Она выражается в сочетании трех добродетелей - мудрости, храбрости, уме­ренности, а также в том, что каждый занимается своим делом и никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. Как и Сократ, Платон разграничивал естественное право и закон. Однако подчеркивал их общность в плане единых нравственных устоев, необхо­димость установления правильных, т. е. справедливых законов. Правильные законы, по Платону, представляют собой определения разума. Они предусматривают общее благо, благо для всего государства, а не для ка­кой-то группы людей, захвативших власть. Законодатель должен ограни­чивать, с одной стороны, власть правящих, а с другой - свободу управ­ляемых. Неправильны те законы, которые установлены не ради общего блага всего государства в целом, а в интересах нескольких человек; они свидетельствуют о том, что в них речь идет не о государстве, а о внутрен­них распрях.

По учению Аристотеля, право - это политическая справедливость, по­рядок, установленный в политической организации (государстве); спра­ведливость - это умеренность, удаление от крайностей, золотая середина. Аристотель различал справедливость уравнивающую и распределяющую.



Уравнивающая представляет собой область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, установление наказания за совершенные преступления.

Распределяющая - распределение общих благ (власти, почестей, денег) каждому по его достоинству, соответственно его вкладу в общее благо.

Аристотель делил право на естественное и условное (волеустановленное), правоустановленное природой и законом.

Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Оно составляет как бы ос­нову действующего в государстве права.

Право, установленное законом, подобно мерам. Не везде существует одинаковая мера для вина, хлеба; мера оптовых торговцев иная, чем мера мелких. Подобным же образом, утверждает Аристотель, и то право, кото­рое не от природы таковое, а есть лишь человеческое право, не повсюду одинаково, точно так же, как и государственный строй не везде одинаков, хотя лучший от природы лишь один. Под условным (волеустановленным) правом в учении Аристотеля подразумевается то, что позднее стали обо­значать термином «позитивное» (положительное) право, т. е. исходящее от государства.

Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Закон - это уравновешенный разум. Не может быть делом закона властвование во­преки праву, стремление к насильственному подчинению противоречит идее права. Задача права состоит в том, чтобы служить общей пользе.

Древнеримские юристы, восхищавшиеся достижениями древнегрече­ской философии и создавшие на ее основе юридическую науку, определя­ли право как воплощение разума, добра и справедливости. Выдающийся государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н. э.) раз­личая естественное и писаное право, его основой считал справедливость. Справедливость - это вечное, неизменное, неотъемлемое свойство приро­ды вообще и человеческой природы в частности, а ее источник - естест­венное право. Первое требование справедливости по Цицерону состоит в том, чтобы никто никому не вредил и все пользовались общей собствен­ностью как общей, а частной - как своей. Естественное право (высший, истинный закон) возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный за­кон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Справедливость не определяется мнением людей, их усмотрением; она определяется природой. Устанавливаемые людьми законы не могут на­рушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. «Не на мнении людей, а на природе основано право».



Пять знаменитых римских ученых-юристов I—III вв. н. э. Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай, чьим сочинениям, «Законом о цитировании», была придана обязательная юридическая сила, в сущностной характеристике права подчеркивали его справедливость. В частности, Павел утверждал: «Право означает то, что всегда является справедливым и доб­рым, - каково естественное право». Под справедливостью римские юри­сты понимали равенство, соразмерность, эквивалентность во взаимоот­ношениях между людьми. По Ульпиану, справедливость воплощается в следующих принципах права: жить честно, не причинять вреда другим, каждому предоставлять то, что ему принадлежит. В соответствии с таким представлением о справедливости Ульпиан определил юриспруденцию как познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого.

Ульпиан обосновал деление права на публичное и частное; публичное относится к положению государства, а частное - к пользе отдельных лиц. В свою очередь, частное право подразделил на естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium), цивильное право (jus civile). Естест­венное право - это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего; оно определяет поведение людей и животных и зиждется на есте­ственной необходимости. Право народов представляет собой правила, установленные естественным разумом у всех народов, общие для всех людей как участников торгового оборота независимо от их принадлежно­сти к тому или иному народу, основанные на общем признании. Цивиль­ное право - право конкретного народа, действующее в его государстве.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты