КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая школа права.В противоположность дуалистическому (двойственному) правопониманию (право естественное и право положительное, исходящее от государства) в конце XVIII - начале XIX в. формируется монистический подход, согласно которому реально существует только одно право, устанавливаемое государством (законодательство в широком его понимании). Становление монистического подхода к праву было связано с осуществлением буржуазных революций, в результате которых устанавливаемое законодательство как бы сближалось с тем, что понималось в теории под естественным правом. Особенно это проявилось во Франции и США с принятием деклараций о правах человека и конституций этих стран. Начало монистического понимания права было заложено Г. Гегелем, но особенно исторической школой права в конце XVIII - начале XIX в. Г. Гегель хотя и различал естественное право (философское право, право в себе) и позитивное право (право как закон), но не противопоставлял их. Он создал теорию о едином положительном праве как воплощении идеи свободы, свободной воли, которая в процессе своего развития по трем ступеням (тезис, антитезис, синтез) проходит путь от абстрактного права к конкретной морали, а от нее - к нравственности (всеобщей морали, морали для всех). Государство, являющееся по Г. Гегелю высшей ступенью нравственности, действительностью нравственной идеи, воплощает всеобщую нравственность в правовых законах. «Правовые законы - это законы, идущие от людей». С точки зрения Г. Гегеля, право - это мера свободы, царство реализованной свободы. Основатели исторической школы права немецкие профессора Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта критиковали дуалистическое понимание права, обосновывали наличие лишь одного права, действующего, позитивного, которое, с их точки зрения, формируется не в результате сознательной деятельности людей, проявления их разума, а появляется стихийно, само собой, как, например, язык или какие-то правила игры, и представляет собой обычай, выражающий дух народа (нации), и который развивается под воздействием исторических факторов по определенным ступеням. Согласно Г. Пухте право на первой стадии представляет собой обычай, на второй - законодательство (персонификация общей воли), на третьей - право юристов (когда юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе национального права, но еще не обнаруживающиеся ни в обычае, ни в законодательстве). По Ф. Савиньи право развивается также по трем ступеням. Первая ступень - природное право, живущее в сознании народа, свойственное его национальному духу, прирожденное ему под влиянием внутри действующих сил и проявляющееся как обычное право. Вторая ступень - ученое право, являющееся научной обработкой природного права и живущее на этой стадии как бы двойной жизнью (как природное право и как ученое право), но это не двойственное, а единое право, поскольку имеет один источник - народный дух. На этой стадии оно становится зрелым плодом. Однако высшей, третьей ступенью его развития является кодификация, призванная упорядочить, закрепить то, что сформировалось из обычаев, порожденных народным духом. Согласно исторической школе права его сущностью является дух народа, его убеждения; каждое правовое установление имеет свое время и его произвольно отменять, искусственно заменять какими-то новыми законами не следует. Гармония развития права нарушается, когда парализуют силу непосредственного народного убеждения и нации, и все дальнейшее развитие права перекладывается на законодателя. 6. «Реалистическая» школа права. Согласно Р. Иерингу право возникает, развивается, осуществляется в борьбе и поэтому оно неразрывно связано с насилием, с государственным принуждением. Право он определял и как совокупность действующих в государстве принудительных норм, применяемых им правовых принципов, и как совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых государственным принуждением, и как защищенный государством интерес, и как законный порядок жизни. В этом по Р. Иерингу и состоит реалистическая трактовка права. Целью права он считал «уравновешивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними». «Богиня правосудия держит в одной руке весы, на которых она взвешивает право, в другой - меч, которым она его защищает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права». «Власть разумная и способная к самоодолению является источником права».
|