КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677).Краткая биографическая справка. Родился в семье еврейского купца, не закончил религиозного училища, где готовился в раввины, помогал отцу в торговле. Был изгнан из еврейской общины за вольнодумие в толковании Библии и Талмуда. Проклят. Подрабатывал в латинской школе, потом уехал в деревню, где занимался наукой и зарабатывал шлифованием линз. Незадолго до смерти переехал в Гаагу, где общался Бойлем, Гюгенсом, Лейбницом. Умер от болезни лёгких. Труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Этика», «Основы философии Декарта», «Богословского-политический трактат». Монистическое решение психофизической проблемы. Система Спинозы – материалистический монизм. Существует одна субстанция. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя; она в самой себе содержит необходимость существования. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем, чем она был. Существование – есть вещь или нет вещи. Существование субстанции и её сущности это одно и тоже. Свойства субстанции: ü Существует ü Ни чем не производится ü Не сотворена ü Существует в силу себя самой ü Вечна ü Бесконечна ü Одна ü Действует только по необходимости в соответствии с объективными закономерностями ü Не нуждается в первоначальной причине. Субстанция = природа = бог. Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (свойств). Дл человек познаваемы только 2 атрибута – протяжение и мышление. Каждая вещь, как единичное проявление субстанции (модус), имеет 2 атрибута:
Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей! Таким образом утверждает принципиальная познаваемость мира. Учение о человеке. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум – мыслящее тело, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе. Сущность человеческой души – познавательная деятельность. Указывал на разную степень совершенства животных и человека, которую связывал с большей или меньшей способностью тела к действию. Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции.
Познание второго и третьего рода – необходимо истинно, только с его помощью можно отличить истинное от ложного. Законы уши и тела одни и те же. Познавая себя человек познает природу и наоборот. Учение об аффектах: 1. О происхождении и природе аффектов. Аффект – естественное проявление природы. Аффекты рассматриваются под двумя атрибутами: · Протяжение. Аффекты – это состояния тела, в которых в следствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать. · Мышление. Аффекты – ложное, внушенное окружающими вещами идея, в которой утверждается большее или меньшее, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать. Виды аффектов (первичны): Ø Желания (или влечения) – стремление к самосохранению. Желание – влечение с осознанием этого влечения. Ø Удовольствие увеличивает способность человека к действию. Ø Неудовольствие – уменьшает. Все остальные – комбинации этих трех. Аффектов столько, сколько объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию. Аффект – пассивное страдательное состояние, связанное с неадекватными или мутными идеями. Активные аффекта удовольствия и желания связаны со стремлением души к познанию истинных и адекватных идей. Результат взаимодействия человека с объектами окружающего мира: ü Знание об объектах ü Отношение к объектам Эта эмоционально-рациональная двойственность свойственна всем нашим страстям. 2. О человеческом рабстве или о силе аффектов. Для ограничения и обуздания аффектов требуется немалый навык и усилие. Отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. Рабство – бессилие человека в укрощении и ограничении аффектов. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. Страсть – разросшийся до невозможности аффект. Критерий страсти: невозможность адекватного познания, восприятия. 3. О могуществе разума или о человеческой свободе. При познании высшего рода возникает новый – высшее удовлетворение – интеллектуальная любовь к миру – это условие обуздания страстей. Свобода как познанная необходимость!!! Воля – способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего либо, а не способность желания. Воля = разум. Спиноза отрицал свободу воли! Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным. Разумная жизнь = добродетельная, нравственная жизнь. Нравственность – внутренняя сущность человека, вытекающая из ег7о познавательной деятельности. Основание нравственности – стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного о согласно естестественному праву, все полезное дозволено. Теория страстей Спинозы оказала влияние на разработку учения о человек Фромма и на формирование теоретической позиции Рубинштейна. Оба они придавали большое значение идеи Спинозы о свободе как владении своими аффектами, о том, что человек объективно зависим от природы, но свободен в своём мышлении. RESUME: основные положения в концепции Спинозы: 1) Понятие единой субстанции, свойствами которой является протяжение и мышление. 2) Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину. 3) Учение о страстях и отрицание свободы воли. 4) Значение для психологии – фундамент для понимания сознания как предмета психологии.
20. Понятие об опыте по Локку. Джон Локк (1632-1704) – отец эмпирической психологии. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме». Задача психологии – изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это психология без души. Методология исследования строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действия человека в материальном и идеальном мире одинаковы. Цель – исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Критиковал теорию врожденных идей. Душа – некоторая пассивная, но способная воспринимать среда. Метафора чистой доски, пустой комнаты, «tabula rasa». Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицает природных наклонностей, задатков, конституционных различий между людьми. Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни индивида. Источники опыта
Все идеи происходят из одного из источников. Ощущение – начало познания, рефлексия возникает на основе ощущения®ощущение – источник всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Ощущения рассматриваются как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи. Отрицал активность ощущений®отрицание объективности®невозможность познания внешнего мира. Виды знания по Локку:
По мере увеличения количества идей душа посредством упражнения развивает свою способность к мышлению; затем сочетанием ощущения и рефлексии она увеличивает свой запас и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и др. способов мышления. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.
21. Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей. Идея – объект мышления. Человек сознает, это он мыслит, а значит идеи находятся в уме человека. Локк выделяет простые и сложные идеи. Идеи, получаемые из ощущений и рефлексии, - простые идеи. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал для знания. Идеям в душе соответствуют качества в вещах. Три рода качеств: - Первичные – реальные, совершенно не отделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (плотность, форма, протяженность). - Вторичные – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы их ощущаем, и зависят от первичных качеств (цвета, звуки, запахи). - Третичные по существу сводятся к вторичным. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются, и не бывают ими». В результате различных логических операций и способности к абстрагированию из простых идей могут образоваться сложные, общие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из ощущений и рефлексии. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате:
Схема процесса обобщения. 1. Эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых надо получить общее понятие. 2. Эти объекты расчленяются по составляющим их свойствам и сравниваются по этим свойствам. 3. Идеи, которые не повторяются в объектах отбрасываются (абстрагирование). 4. Выделяются идеи, которые повторяются во всех объектах. 5. Эти идеи суммируются®совокупность идей, составляющая искомую общую сложную идею. 6. Полученная совокупность обозначается словом. Долгое время эта теория обобщения была единственной основой организации процесса обучения в школе. Ей свойственна ограниченность и упрощенная трактовка общего. Критику этой теории дали Давыдов и Рубинштейн: на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание. Локк ввел термин «ассоциация идей» (понятие существовало еще в античности). Ассоциация – неверное, не отвечающее единственному соотношению, соединение идей, когда идеи сами по себе не родственны, в умах некоторых людей соединяются так, что их трудно разделить (симпатия, антипатия, суеверия). Локк выделял разные ассоциации: § Ассоциация по смежности в пространстве. Это внешняя ассоциация. Мозг так устроен, что при встрече идей у них образуется связь. Образование связей – это механистический процесс, лежащий в основе работы нашего мозга. Эта связь проявляется в поведении.
Ассоциациативные связи противопоставляются связям на основе разума. Приобретаются в процессе воспитания. Задача воспитания – предупреждение образования нежелательных связей сознания. («Мысли о воспитании») Локк ввел понятие ассоциации ограниченно, но после него этот механизм разрабатывался, на этой базе возникла и развивалась ассоциативная психология.
22. Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики. Локк (1632-1704) Лейбниц (1646-1716) Локк - "Опыт о человеческом разумении" Лейбниц - "Новые опыты о человеческом разумении" (написано в 1704, но не опубликовано, т.к. Лейбниц посчитал неэтичным публикацию полемической работы, в то время как оппонент уже умер). Немного о Лейбнице: За 3 года до Ньютона опубликовал сообщение об открытии дифференциального исчисления. В 20 лет написал диссертацию "О комбинаторном искусстве" (начало кибернетики), изобрел счетное устройство. Психологические идеи: можно охарактеризовать как объективный реализм и рационализм. Душа и тело являются полюсами в одной монаде. Тело характеризуется пассивностью, бессознательностью, душа - активностью, ясностью представлений. Мир состоит из монад - духовных единиц, не имеющих частей, бестелесных, активных. 3 вида монад: · простые, "голые" (неорганическая природа). Имеют жизненную силу и познавательную активность в форме восприятия · души (животные). Отчетливое восприятие и память. · духи (разумные человеческие души). Обладают высшими духовными свойствами. Монады качественно отличаются друг от друга, создавая тем самым разнокачественные объекты. Душа и тело подчинены разным законам. Объединение происходит благодаря "предустановленной гармонии", т.к. все субстанции есть выражения одного универсума. Мир физический не разобщен с нравственным, это последовательные ступени жизни. Направления спора с Локком: 1. Душа - tabula rasa. Душа, по Лейбницу содержит изначально принципы различных понятий и теорий, а внешние стимулы являются поводом для их пробуждения. Указывает на невозможность выведения из индивидуального опыта все знания. Всеобщую истину невозможно установить путем индукции (всегда останется возможность ее опровержения новыми данными опыта). 2. Роль активности души в восприятии внешних воздействий. Лейбниц считает, что любая монада "отражает весь мир". При этом восприятие мира определяется "внутренним законом монады", т.к. внешняя причина не может иметь влияния внутри монады. Деятельность внутреннего принципа Лейбниц называет стремлением. Т.о. утверждается активность сознания и при получении элементарных ощущений, а не только образовании сложных идей, как говорил Локк. 3. В душе нет ничего бессознательного. По Лейбницу мир является непрерывным, в нем нет скачков. Но т.к.некоторые восприятия мы осознаем только по прошествии какого-то времени, необходимо предположить существование бессознательного. Самая малая степень сознания - малые перцепции. Они определяют наши сознательные желания и страсти, под их воздействием совершаются непроизвольные поступки. Осознанное восприятие - апперцепция - особая сила духа, которая вместе с внешними воздействиями определяет поведение человека. Полемика Лейбница и Локка отражает крайние позиции в психологии сознания на ее природу. Раскрывается недостаточность понимания опыта как индивидуального.
23. Французская эмпирическая психология XVIII века(Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо). В становлении эмпирической психологии во Франции определяющим было воздействие теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и полемика с Декартом. Научная основа – естественные науки и медицина, истоки – философы просвещения: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Вольтер, Кандильяк, Мотескье, Руссо. Существенные черты: Внимание к проблемам активности человеческого сознания Оказание на него обусловленности общественными условиями Этьен Бонно де Кандильяк (1715-1780). Истолкователь Локка, указал на ограниченность его эмпиризма. Признавал только один источник опыта – ощущения. Его произведения «Трактат об ощущениях». Методический прием: статуя, внутренне организованная, как человек, и обладающая духом, лишенная всяких идей и чувств. Кандильяк наделяет её обонянием и выводит из него все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, воля. Удовольствие - неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений. Потребности – результат познания. Воображение возникает на основе потребностей, является стремлением восстановить образ, отвечающий потребностям. Потребность вместе с активным стремлением создают желание или волю. Все деятельности души – суть измененные ощущения, их превращения. Игнорируют социальную обусловленность сознания (у одинокой статуи возникают человеческие чувства и мысли). С осязанием связывает переход своих ощущений у выводу о существовании других тел (не с помощью рассуждений, а посредством ощущений). Указывает на трудности самонаблюдения, говорит, что для этого нужно известное искусство. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751). Естественнонаучный подход к проблеме человека и его психики. Отвергает дуализм Декарта: приписывает материи на ряду с протяженностью, способность к движению (движущую силу), способность к ощущению и мышлению. Нет душу как особой субстанции. Животные имеют способность чувствовать, а не являются простыми машинами. Человек рассматривается как часть природы. Указывает на преемственность развития от животных к человеку (трактат «Человек – Растение). Сознает что, изучение природы будет неизменно создавать неверующих людей. Источники превосходства человека над животными:
Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи, и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит (трактат «Человек – Машина). Разделяет позиции Локковского эмпиризма: только опыт и наблюдение является источником познания. Познание сводится к воображению и вниманию. Воображение – способность фантазировать, суждение, размышление и память. Не делает различия между чувственным и мысленным началом в организме. Познание – начинается с ощущений и сводится к построению образов, с помощью воображения. Порядок в эту деятельность вносит внимание. Познание – акт свободы и требует воли, которая «известна под названием внимания – матери наук». Выделил потребности, как своеобразную сторону душевной жизни и подчеркивал их особую роль в поведении. Чем больше потребностей, тем больше ума. Основные потребности – в пище, безопасности, размножении, наслаждении. Счастье состоит в удовлетворении органических потребностях и телесных удовольствиям. Высшие удовольствия производные от чувственных и доступны немногим людям. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Его мучила проблема откуда берется неравенство умов. Человек рождается с памятью. Все умственный операции сводятся к ощущениям, игнорирует качевственное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнимать идеи можно при наличии внимания, внимание предполагает усилия, человек лишенный желания не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности познания люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью, а счастье – физические удовольствия. В них начала всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и др. ® вопрос о зависимости неравенства умов от совершенства органов чувств. Дает отрицательный ответ. Вопрос о связи между умом и географическими условиями расовыми различиями между людьми, пищей, темпераментом. Нет связи. Таким образом все люди обладают равными предпосылками для развития своих умственных способностей. Существует две причины неравенства умов – случай, стремление, страсть к славе. Страсть – источник умственной активности, продукт воспитания. Биологизирует понятие интереса: жажда славы – замаскированная жажда наслаждений. Общий вывод Гельвеция: «неравенство умов можно объяснить воспитанием, ибо воспитание делает нас тем, кем мы являемся». Дени Дидро (1713 – 1784). Полемизировал с Гельвецием. Высказывал материалистические и диалектические идеи в понимании сознания, природы человеческих интересов и страстей. Дал трактовку способностей, признал их врожденность. Критиковал сенсуализм Гельвеция, указывал на специфику мышления, Высказывал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом. Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Проблемы человека в центре внимания. Идеализирует естественного человека, каким его создала природа. Характеризует его как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страдании другого, имеющее только необходимые потребности. В общественном состоянии человек меняет свою природу. Идеи противопоставления естественного, вытекающего из самой природы, всему искусственному лежат в основе всех работ Руссо. Автор системы воспитания (Трактат «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза»). В автобиографическом произведении исповедь показана сосредоточенность на внутреннем мире, его индивидуальности, размышлениях о переживаниях. Эта книга расширяла представления о предмете психологического познания – им могут быть не только общие особенности, явления душевной жизни, но и отдельный человек.
24. Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли). Английская психология в 18 веке развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму, в трудах Беркли, Юм, Гартли. Джордж Беркли (1684 – 1753) – непосредственный последователь Локка. Создал теорию зрительного восприятия («Опыт новой теории зрения»). Считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Нам лишь кажется будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех измерениях. На самом деле удаленность предметов, величина, положение друг относительно друга глазом не воспринимает. Это скорее акт суждения основанный на опыте, а не на ощущениях. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворотов глаз, напряжения его мышц. То, что мы называем зрительными ощущениями – комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Беркли подчеркивал условность зрительных ощущений, их знаковую природу: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта. Биологическая полезность связи языка и зрения: образуется в опыте, обеспечивает правильное поведение. Теорию Беркли развил в 19 веке А. Бэн. Давид Юм (1711 – 1776). Последователь Беркли. «Трактат о человеческой природе», «исследования о человеческом познании». Развил понятие ассоциации. Попытался представить человеческое познание как ассоциацию идей. Различает «впечатления» (восприятия) и «идеи» (их отражения). Идеи – воспроизведенные восприятия, более слабые впечатление, используются в мышлении и рассуждении. Идеи бывают простые и сложные, сложные образуются путем ассоциации. Объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Виды ассоциации:
Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений (есть ли каждый раз покушав мы чувствуем сытость, мы через некоторое время делаем о том, что причина нашей сытости является то, что мы покушали). Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациями между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, Я личности, как особых образований, отличных от восприятий. Личность – не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой, и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Давид Гартли (1705 – 1757) воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представления об ассоциациях, дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался на идеи Ньютона. Для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессах. Главный труд - «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях». Развил учения о психике, как естественных началах. Все духовные способности объясняются через обращения к органической системе мозга. Элементы душевной жизни:
Из этих трех элементов, с помощью механизмов ассоциации строится душевная жизнь. В основе элементов лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны. Различиям в вибрациях соответствуют всё разнообразие наших простых людей ощущений, представлений и чувствований. Ассоциации – пассивное отражение нервных связей в мозгу. Сочетаются не ощущения или идеи, а состояние мозга, которые сопровождаются ими – вибрации. На основе ассоциаций образуется все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (Страсти) воображение. Главы о мышлении у Гартли нет. Рассматривается понимание слов и предложений. Понимание слова – образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве. Новые мысли – только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Большое внимание уделяет проблеме страстей и аффектов. Страсти – движущая сила поведения. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Страсти – продукт воспитания, возникает по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Объясняет возникновение произвольных движений. Виды произвольных движений. Полупроизвольные – связи ещё не достаточно укрепились Произвольные – движения вызываются представлениями Вторичные автоматизмы – произвольные движения возникают безотчетливо представления о движений. Достаточно лишь желание движения. Психика не является врожденной, врождена только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё что есть в душевной жизни – продукт воспитания. Теория Гартли имело большое общественное значение. Для того, чтобы сделать человека тем, Что он есть, нужно только ощущающее начало и влияние тех обстоятельств в которых действительно находится человек.
25. Развитие английской ассоциативной психологии в 19 веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бен, Г.Спенсер) Томас Браун (1778-1820) Юрист, врач, философ, поэт “Лекции по философии человеческого духа” 1820 – продвинул доктрину ассоциаций. Для очищения учения об ассоциациях от материализма, разделил все душевные операции на:
Вывел вторичные законы ассоциаций: учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации. Факторы: сила исходного ощущения, его новизна, близость, природные особенности индивида, состояние его здоровья и др. Метод исследования духа: самонаблюдение. Браун развивает идеи виртуального анализа в психологии: Сложные чувства происходят от первичных чувств через ассоциации. На первый взгляд, сложная ассоциация имеет мало сходства с ее составными частями, как существующими первоначально в элементарном состоянии. Требуется разложить и разделить на части совокупность. Интеллектуальный аналитик делает это по отношению к духу (сравнивает аналитика с химиком, который делает это же по отношению к материи). Анализ в науке о духе основан на чувстве взаимного отношения одного состояния духа к другим его состояниям. Минусы: 1.пассивность. 2. механицизм, сведение ВСЕГО к ассоциациям. Браун сводит сложные психические явления к сумме более простых. Даже познавательную деятельность он трактует механически. Мышление – процесс решения задач, основанный на течении ассоциаций. Задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых приводит к решению (соответствует ему). Сравнение – также лишь ассоциация. Может осуществляться непроизвольно, автоматически. 3. Еще один минус: уничтожение специфики потребностей как особых психических состояний. Потребности – просто ассоциация между двумя чувствованиями, чувственные процессы. Признает их важность. Выделяет 2 вида чувствований:
Между ними существуют ассоциации. Джеймс Милль (1773-1836) Историк и экономист. Опирался на психологию Гартли. “Анализ явлений человеческого духа”. Написал с целью способствовать лучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Сводит всю психическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей. Они изменяются и группируются – все это есть человеческий дух. Выделил 2 причины закрепления ассоциаций:
Общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации могут быть только одновременными (при восприятии объектов) или последовательными (в словах и мыслях). Минусы:
Дж.Ст.Милль (1806-1873) Сын Джеймса Милля. Экономист, политик, философ, методолог. “Система логики”1834. Основная цель – усовершенствование методологии наук об обществе, в том числе психологии.
Вывод: Психологии надо выработать такую же методологию, чтобы стать настоящей наукой. Надо использовать эксперимент и наблюдение + измерительные процедуры. Психическая химия: простые идеи в совокупности не составляют сложные. Простые идеи порождают сложные. По продукту нельзя судить об исходных элементах. Даже зная свойства элементов, надо изучать свойства целого. Короче: в результате ассоциативной деятельности появляется новое качество. Психология не может существовать как наука: 1. так как у нее нет средств для реального анализа сознания. НО, несомненно, ее описания имеют практическую полезность. 2. Не существует самостоятельных законов духа. Психология – только ветвь физиологии. Нам кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциации. На самом деле между мыслями нет ассоциации, она – между состояниями мозга, предшествовавшими мыслям. Предмет психологии – законы, по которым одно психическое состояние идет за другим. Однако, законов психической жизни нельзя вывести из законов нервной системы, поэтому следует обращаться к опыту и наблюдению. Ассоциативные законы:
Отступление от классического ассоцианизма:
Александр Бен (1818-1903) Психологии надо применять методы естественных наук. Связывает психические процессы с телесной организацией.
Схема: Ребенок с энергией→ спонтанная активность для разрядки
Нет подкрепления Есть подкрепление одного из движений торможение движения образование связи закрепление движения Функции духа (свойства ума): различение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызывать впечатления посредством душевных сил.
Ассоциативная трактовка творческого процесса возникает в результате построения цели. Схема: Цель→ движение ассоциаций → волевые усилия→ новое на основе опыта
Писал также про принцип проб и ошибок, которому подчинена не только внешняя, но и внутримыслительная активность. Мышление – как процесс отбора правильного решения. Герберт Спенсер (1820-1903) Эволюционный ассоцианизм – сближение психологии с учением о биологической эволюции. Социальная эволюция – часть эволюции вообще. Общий закон эволюции: развитие идет от рассеянного к сплоченному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (индивидуальному). Психика – жизненное проявление для приспособления организма к среде. Ее можно понять, только анализируя ее развитие. Ассоциация – закон, который лежит в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят внутренние. Они образуются в опыте (к индивидуальному опыту присоединяется наследственный или врожденные инстинкты– это привело Спенсера к расизму). Первичная единица психики – ощущение. Оно развивалось из раздражительности. Простейшее ощущение – есть чувствование. Это на субъективном уровне.
СУБЪЕКТИВНО: ОБЪЕКТИВНО:
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ОЩУЩУНИЕ
ЧУВСТВОВАНИЕ ====== НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС
Интеллект, воля и др. возникают в процессе приспособления из низших форм психической деятельности. Схема: Рефлекс→ инстинкт→ память→ разум→ чувства→ воля Психология:
Развитие ассоциативной психологии:
26. Психология Гербарта. Иоганн Герберт (1776-1841) – основоположник немецкой эмпирической психологии. Психологические сочинения: «Учебник психологии» (1816), «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824 – 1825). Оппозиционировал теории способностей Вольфа. С его точки зрения неверно разделять всю душевную деятельность на самостоятельные функции. Душевная жизнь целостна. Гербарт – сторонник ассоциативной психологии, которую, как он считает, необходимо строить на опыте, предмет психологии – факты, явления сознания. Это у него от Локка... Факты сознания = состояния сознания – исходный пункт любого эксперимента. Методы: самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Только математика дает точность определениям и делает возможной их проверку → надо применять математику, иначе психология – не наука! Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Они имеют качественные особенности и количественные характеристики. Количественная характеристика представления – это его сила, показатель силы – ясность. В сознании представления борются за место в центре сознания. 2 части психологии: 1. Статика духа: Предмет – данные, полученные в результате измерения представлений (душевная жизнь) в период покоя. Развивается учение о представлениях, Устанавливаются различные типы связей между ними, описываются пороги и области сознания. Сознание – «некоторая сцена, на которой теснятся представления». В сознании выделяется 3 области – центр сознания = ясное сознание (самые ясные, интенсивные представления), сознание и бессознательное (слабые по интенсивности представления). Границы, отделяющие одну область от другой – пороги. Граница между центром сознания и сознанием – граница ясного сознания, а граница между сознанием и бессознательным – граница сознания.Типы связей: § Противоположности (борьба между представлениями) – одно представление в итоге вытесняет другое; § Слияние – соединение представлений, при котором теряются характеристики их по отдельности; § Компликация – соединение представлений, при котором данные отдельных ощущений соединяются в новое образование, не теряя своих качеств. 2. Динамика духа: Предмет – выяснение условий движения представлений в сознании. От чего зависит проникновение представления в центр сознанияия: o От собственной силы впечатления (не сводится к физическим параметрам, зависит от значимости стимула для субъекта); o Отсутствие препятствий на пути к ясному сознанию; o Главное условие – поддержка прошлого опыта. Прошлый опыт, набор представлений – апперцепирующая масса. Процесс слияния представлений с прошлым – апперцепция (так понимал эти понятия сам Иоганн Гербарт) Иоганн выделял в сознании еще чувства и волю (продукты отношений между представлениями). Неудовольствие – результат стеснения представлений, устранение стеснения – удовольствие. Стремление проистекает из стеснения и оканчивается освобождением представления – воля. «+»: рассматривает душевную жизнь целостно «–»: нет субъекта, нет Я утеряна специфика чувств и воли – все сводится к представлениям.
27. Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку. В XIX в. поменялись приоритеты: перевернулось соотношение философии и естествознания. Если раньше всем заправляла философия (давала метод, формировала мировоззрение), то в позапрошлом столетии, в связи с важнейшими открытиями в математике, физике, химии, биологии и медицине, на сцену вышло естествознание. Влияние естествознания на психологию. I. Психология заимствовала их естествознания методы исследования и, прежде всего, эксперимент. Вспомним экспериментальные модели Вундта, его аппаратуру и лаборатории. II. Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные теории. Имели значение следующие открытия в области физиологии органов чувств: 1) Идея обратной связи и мышечной афферентации Мажанди и Белла. 2) Закон специфических энергий органов чувств (Мюллер) – обобщение, направленное на обобщение фактов, которые раньше не поддавались – глазом мы видим не только окружающую действительность, но и искры, если нам сильно дать по этому глазу. Т.е. получается, что орган чувств реагирует на каждое внешнее воздействие, а не только на адекватное. Этот закон долго разделялся естественниками, ровно до введения эволюционного принципа. 3) Томас Юнг: трехкомпонентная теория светового зрения. 4) Вебер изучал осязание, показал возможность объективного измерения в психологии. 5) Гельмгольц описал и исследовал органы зрения и слуха и вывел свою теорию бессознательных умозаключений. Психофизика и психометрия. 1860 г. – Фехнер поставил проблему соотношения, что важно, количественного, психического и физического и превратил в реальность мечту еще 17 века (Вольф мечтал) – измерение соотношения физического и психического. Появилось 3 классических фехноровских метода + его логарифмический закон. Тогда психофизика была отдельной областью знания, независимо от психологии, которой не было. А сейчас, на радость всем, она так гармонично входит в психологию (лирический комментарий лектора). Значение психофизики: измерение эксперимент, при чем в лабораторной форме!!! 1869 г. – Дондерс (офтальмолог) – психометрию создал, предметом которой было время протекания психических процессов (астрономы помогли). Затем Экснер ввел понятие «время реакций». Затем Карл Людвиг: значение субъективного фактора, а не только объективного в этом процессе опознания объекта. Людвиг объяснял это «установкой»: если испытуемый нацелен на быстрое реагирование, то время его реакции сокращается. А если наоборот – то наоборот. Анатомия и физиология головного мозга. Изучение мозговых дисфункций (медицина). Что касается этого направления, то еще даже до выделения психологии в отдельную науку, в анатомии, физиологии и медицине (неврологии и психиатрии) велись дискуссии о проблеме локализации психических функций в мозге. Это проблема возникла в связи с открытиями Брока, Вернике и др. Позднее, уже в ХХ в. полемика нижеозначенных направлений приведет к созданию таких отраслей психологии как психофизиология и нейропсихология. Взгляды на локализацию функций в мозге: 1. Локализационизм. Галль, Брока, Вернике, Клейст и др. 2. Эквипотенциализм. Флуранс, Лешли. 3. Эклектические концепции – низшие функции жестко локализованы в моторной коре, а ВПФ – весь мозг, и их нарушения зависят от масс-эффекта (Гольдштейн). Выход из порочного круга – Джексон (уровневое строение психических функций). На основе джексоновского учения, современных данных нейроанатомии и нейрофизиологии, а также на базе культурно-исторической психологии Выготского, в 1930-60 гг. А.Р. Лурия создает ТСДЛ ВПФ! [все встали] Развитие медицины (неврологи и психиатрии). Работы Шарко, Жане, Рибо (Франция). Изучение гипноза (Месмер). III. Эволюционные идеи Сненсера и теория эволюции Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии. Дарвин – см. вопрос № 28. Реакция на антопоморфизм:
Э. Торндайк. Ввел методы проблемного ящика и лабиринта, его исследования – первй шаг к объективному экспериментальному изучению поведения животных. Животные могут решать задачи исключительно путем проб и ошибок. Сформулировал законы научения: ü Закон эффекта: закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды. ü Закон упражнения: реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе длительности повторения. ü Закон готовности: упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому усвоению связи, проторению новых путей. ü Закон сдвига. Другие исследователи – В. Смол, Р. Йеркс, В. Келер. Этология: Лоренц, Тимберген, Фриш. Под влиянием Дарвина возникла как отдельная отрасль – детская психология. Дарвин: «Биографический очерк одного ребенка». Теория рекапитуляции Ст. Холла; теория ковергенции двух факторов В. Штерна. Под влиянием теории Дарвина начались исследования первобытных народов. Школы:
28. Значение теории эволюции Дарвина для психологии. Дарвин (1809-1882) 1. Возникла детская психология. Вводит практику ведения дневников. Сам ведет дневник, описывающий развитие своего сына в “Биографическом очерке одного ребенка” (1877). 2. Истоки зоопсихологии, сравнительной психологии (и все что с этим связано)– также в трудах Дарвина. А именно: · Предмет исследования – развитие психики у животных.→ В психологии возникла задача сравнения психики животных и человека→ сравнительная психология. · Вписывает человека в общую картину развития в книге “О происхождении видов путем естественного отбора”. Человек произошел в процессе развития от низших животных форм. (биолог, что с него взятьJ) .→ В психологии возникает задача определения движущих сил психического развития. 3. Учение об эмоциях. “Выражение эмоций у животных и человека” Приписывает животным переживания человека (очеловечивание). Например, приписывал животным воображение, нравственные чувства. Не видит качественных различий между эмоциями человека и животных. Обосновывает общность выразительных движений у животных и человека. Пишет об их приспособительном смысле→ новый подход к изучению психики как средства адаптации к среде (Спенсер, вопрос № 25). Эволюционная теория Дарвина в целом→ способствовала изменению понимания психики и задач психологии. Появилась новая модель анализа поведения в целом и его компонентов.
29. Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Вундт (1832-1920) Немецкий физиолог, философ. Система Вундта направлена на то, что есть в сознании. Структурализм (название дал Титченер) – учение о структуре сознания. Программа психологии:
Не надо изучать отдельные функции, надо изучать их основу.
Выделял 4 закона:
Предмет психологии – сознание, непосредственный опыт. Опыт нельзя делить на внешний (объективный) и внутренний (субъективный), мы это делаем только в целях изучения, на самом деле он неделим. Тогда предмет – взгляд на опыт с объективной стороны. Душа НЕ является предметом психологии. Раздвоение предмета психологии:
Метод: Философия должна опираться на естественную науку. Метод должен быть единым и для объективного, и для субъективного опыта (Ведь, как мы помним, опыт един).
Эксперимент предполагает:
Схема: Организация условий (стимул)→ акт сознания, данный самонаблюдению. Активность человека в схеме не учитывается! Человек понимается как реактивное существо, по аналогии с животным (оценка экспериментов Вундта со стороны Выготского) Использовал по сути психофизиологические методы. (В 1864 году даже читал курс по физиологической психологии, вещал про элементарные психические явления, прежде всего ощущения. В 1974 – “Основы физиологической психологии”)
Психология народов – как метод познания законов развития психики. Изучаются продукты культуры, метод реконструкции. Пытался увидеть в мифах, языке и обычаях то общее, что есть у разных народов в их духовных творениях. Психическое – существует только в форме процесса! Даже простое ощущение имеет начало → протекание→ окончание. Сравнивает все с волей так как воля – это всегда процесс. По аналогии с ней надо рассматривать все психическое. Отсюда волюнтаристическая психология. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Раскол единой науки (выделение психологии народов) - одна из причин открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия 20 века. Наиболее исторически значимо: Основатель первой лаборатории психологии (1879). Создал ее как центр мировой подготовки психологов. Введение в психологию эксперимента. Основание специального журнала “Психологические исследования” – первый собственно психологический журнал.
30. Психология акта Ф. Брентано. Брентано (1839-1917) Психолог, философ, священник. На его взгляды оказали влияние: Аристотель, схоластика (жизнь души как активное начало, а не только как воспринимающая деятельность извне). Главный труд: “Психология с эмпирической точки зрения” 1874 Выступил ПРОТИВ 1. Вундта, а именно:
2. ассоцианистов: суждение есть тогда, когда есть доказательство. Природа психического, в отличие от физического (противопоставлял их). Физические феномены: цвет, фигура (видим), аккорд (слышим), тепло и холод, запах (ощущаем), а также сходные картины, которые являются в фантазии. Психические феномены как акты: видения, слышания, суждения. 1. Главной особенностью психических феноменов является их направленность на объект (интенциональность). Воспринимаем мы что-то, думаем о ком-то, любим кого-то и т.д. Включение предмета в психическое обязательно. НО: этот предмет сожжет быть не всегда реален. Например, я могу думать о кентавре. 2. Предмет может быть представлен по-разному. Есть разные виды направленности. Классификация актов:
· Акты чувства, отношения к предмету (акты любви и ненависти) Пример: желание, интерес. Также включает волю. Учение о чувствах у Брентано – основа его этических представлений. · Акты суждения (о предмете что-то утверждается). В суждении объект мнится как истинный или ложный. Пример: человек смертен. 3. Подчеркивается единство всех 3 видов актов. Душевная жизнь целостна. Брентано сравнивает сознание с рекой, в которой волны идут одна за другой. В отличие от нее, физический мир может существовать как отдельные вещи (объекты). Методы исследования сознания. Непосредственное очевидное внутреннее восприятие. Плюс его теории: · Обратил внимание на активную деятельную природу сознания. · Предметность. · Единство сознания.
31. Структурная психология Э. Титченера. На рубеже XIX и XX веков структурализм был самой распространенной и значительной школой в США. Основатель – Титченер(1867-1927). Биография: Родился в Англии, получил психологическое образование в Оксфорде (1885). 1890 – первая степень магистра. Переехал в Лейпциг, продолжил психологическое образование под руководством Вундта. Занимался изучением бинокулярного зрения и временем реакции при познавательных процессах. 1892 переехал в США, где в Корнуэлльском университете создал научную школу – аналог школы Вундта в Лейпциге. Поэтому иногда Титченера называют американским Вундтом. Структурная психология как противопоставление функционализму американской психологии. Предмет: наука о непосредственном опыте. Психология должна изучать структуру – материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе. Цель психологии: 1. анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части 2. найти, каким образом соединены эти части, законы, управляющие их комбинацией. 3. привести эти законы в связь с физиологической организацией. Метод: аналитическая интроспекция: дает материал о собственно психологических фактах. В самоотчете должны оставаться только «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. Нельзя совершать «ошибки стимула»: “дорога неровная” = “давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым”. Данные интроспекции – это «общая сумма человеческого опыта, рассматриваемого в зависимости от переживающего субъекта». Интроспекция – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения: Интроспекция = психологическое (ясное переживание ® отчет) Наложил большое ограничение на интроспекцию – потребовал исключить значения из всех описаний сознания. Он понимал под сознанием не то, что открывается каждому человеку в самонаблюдении, а «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность. Т.о., заключения о данных сознания – значения, которые не существуют в виде наблюдаемых сенсорных процессов. Отсюда его психология позднее получила название экзистенциальной. Требования к самонаблюдению:
Непосредственному исследованию доступна только собственная душа ® невозможность исследовать психику животных, детей, больных, а также социально-психологические процессы. Первичные элементы сознания:
Задача психологии – описать эти элементы с использованием эксперимента. Психическое – сфера осознанного, исследуется как замкнутое сознание. Критика: - критиковали метод интроспекции; - обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы; - определение психологии; - узкая сфера применения психологии.
32. Психология У. Джемса. Роль Джемса в становлении функционализма. У.Джемс (1842-1910) ПРОТИВ:
Против представления о сознании как об особой субстанции. Есть мир и наше восприятие его. Мир сознается нами. Сознание существует как функция адаптации к окружающему миру.
→ расширяет понятие опыта (религиозный опыт). Психология – наука, которая занимается описанием и истолкованием состояний сознания. Психология должна изучать все проявления душевной деятельности, как полезные, так и вредные. В целом Джемс пессимистически оценивал состояние психологии. Теория психического автоматизма (как разновидность теории психофизического параллелизма). Психика неразрывно связанна с телом. Все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Все психические процессы являются функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно ей. Процессы в мозговых полушариях – непосредственное условие, определяющее состояния сознания. Сознание может быть единым, несмотря на наличность многих объектов познания сразу и на зависимость от одновременной деятельности многочисленных органов.
Привычка – образование в мозгу нового пути разряда, по которому приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить. Значение привычки:
Влияние на функционализм: “Различные виды наших чувств и способы мышлений достигли теперешнего состояния в силу своей полезности для регулирования наших воздействий на внешний мир” – эта фраза Джемса дала начало функционализму. Джемс отрицал сознание как сущность, но писал о функции сознания – познании. В силу этого говорил о необходимости сознания.
33. Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии. Функционализм возник в Америке в связи с прагматической направленностью американского сообщества. У истоков функционализма стоит психология У. Джемса (см. вопрос 32). Это направление наиболее ярко представлено Чикагской школой (Дж. Дьюи, Дж.Р. Энджелл, А.У. Мур, Дж.Г. Кэрр и др.). все началось со статьи Дж. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии»: статья против атомизма в понимании рефлекторного акта – стимул и ответная реакция не существуют как отдельные, они находятся внутри координации и соответствуют разным ее фазам. Стимул представляет условия, необходимые для достижения успешного результата. Реакция относится к фазе, которая дает возможность достигнуть соответствии этим условиям. Таким образом, рефлекс – акт полезной координации со средой, начинающийся условий, в которой попадает организм, и заканчивающийся движением, которое приспосабливает человека к этим условиям. Социальная почва функционализма – прагматизм: практическая ценность идей – главное их свойство. Основные установки функциональной психологии были раскрыты Энджеллом в «Области функциональной психологии»:
Функциональная психология оказалась полезной в практике и для развития других психологических отраслей: педагогической, промышленной и др. Она оказала влияние на идеи Э.Клапареда, У.МакДоуголла, А.Ф. Лазурского и Н.Н.Ланге. Однако функциональная психология распалась: - требования рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывает нового ее понимания. - не определено понятие «функция» - одни понимали его как психические акты (видение, слышание и пр.), другие – как функцию функций (физиологическое понимание: дыхание как функция снабжения организма кислородом).
34. Метод интроспекции в историческом освещении (Вундт, Титченер, вюрцбургская школа) Декарт, как родоначальник дуализма ввел метод интроспекции для изучения сознания и объективный метод для объяснения остального физического мира. Разумной душой, по Декарту обладает только человек, а животные действуют благодаря рефлексам (понимание рефлекса механистическое). Сознание казалось очевидным, основой бытия (cogito ergo sum). Джемс: интроспекция - смотрение в собственную душу и отчет о том, что там открывается. Наличие состояний сознания не подвергается сомнению, как и возможность подобного рода познания. Интроспекция является главным методом психологии сознания. Ранние эмпиристы (в т.ч. Локк): рефлексия и ощущения не могут вводить в заблуждение. Вундт: интроспекция является непосредственным опытом => она не может "обманывать". Т.о. интроспекционаистами признается непосредственная доступность содержаний сознания субъекту. Конт возражает: интроспекция - работа души, значит она будет всегда находить душу, занимающейся интроспекцией. Классическая интроспекция Возникла из исследований Вундта и заключается в строгой формализации процесса самонаблюдения. Интроспеция не равно внутреннее восприятие, которое не является научным методом. Необходима тренировка испытуемых. Вундт, Титченер, Мюллер, Кюльпе до отъезда в Лейпциг. Эксперимен
|