Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История психоанализа в России




Психоанализ вызвал особый интерес в России. В 1922 было создано «Русское психоаналитическое общество» (председатель – профессор И.Д. Ермаков, научный секретарь – А.Р. Лурия). Лурия состоял в Русском психоаналитическом обществе и работал в Государственном психоаналитическом институте, организованном Ермаковым. Аналитические группы и кружки существовали в разных городах – Казани, Киеве, Ростове, Одессе и др. Их костяк составляли врачи. Психоаналитические методы осваивались в Институте по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде под руководством Бехтерева, в Московском психоневрологическом институте (директор – А.Н.Бернштейн). В 1921 был открыт психоаналитический детский дом «Международная солидарность» - учреждение по изучению детского возраста.

Читались лекции, проводились семинары. Ермаков читал общий курс психоанализа и психотерапии для врачей, педагогов и социологов; вел семинар по гипнологии и изучению творчества. М.В. Вульф читал курс лекций по введению в психоанализ и вел семинары по медицинскому психоанализу. С.Н. Шпильрейн вела семинар по детскому психоанализу для педагогов и курировала тему «Психоанализ подсознательного мышления».

В 1925 детский дом «Международная солидарность» был ликвидирован.

48. Аналитическая психология Юнга.

К. Г. Юнг (1875 – 1961) работал в психиатрической клинике, заинтересовался «Толкованием сновидений» З. Фрейда. В собственных исследованиях использовал метод контролируемых ассоциаций – одну из модификаций ассоциативного эксперимента.

1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской траковки либидо по мнению Юнга, либидо – психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды своей жизни.

Зигмунд воспринял книгу Юнга как предательство, и Карл Густав порвал с психоанализом в 1914 г. Свою концепцию он назвал аналитической психологией.

Юнг вводит понятие комплекса. Автономные комплексы – составные части психики, относительно независимые друг от друга и содержащие связанные друг с другом понятия.

Центральное место аналитической психологии – учение о бессознательном и о процессе развития личности.

Юнг выделяет 2 системы бессознательного:

  1. Личное – «поверхностный» слой бессознательного, включающий то, что относится к индивидуальному опыту (забытые воспоминания, вытесненные желания и воспоминания). Содержания личного бессознательного организуется в комплексы. Проявляется в снах и фантазиях.
  2. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Коллективное бессознательное обусловлено наличием высокоразвитого мозга, который может функционировать определенным образом (именно таким образом, каким он функционировал у многих поколений). Т.е. коллективное бессозательное – древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида и его сознания. Оно содержит верования, мифы и предрассудки, общие для нации, расы или человечества вообще. Проявляется в галлюцинациях, сновидениях, фантазиях, мистическом опыте.

Архетипы – прообразы. Выделены Юнгом в ходе ассоциативного эксперимента: он заметил определенные закономерности в смене ассоциаций. Юнг описал несколько фигур архетипической природы (их надо знать):

Персона – вид и способ отношения к событиям внешнего мира.

Тень – оборотная сторона Я, совокупность страстных желаний и поступков. Человеку трудно принять в себе тень. Но тень дает и вдохновение.

Анима и Анимус – женское и мужское начало в человеке соответственное.

Самость – интеграция всех граней личности, единство с самим собой.

Мудрый старец и Великая Мать – ясно из названия.

Середина (Центр) – символ спасения.

Инстинкт и архетипы регулируют душевную жизнь: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетипы обусловливают конкретное формировние сознательных психических содержаний.

Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет 2 базисные установки – экстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование одной из установок в сочетании с какой-либо функцией дает 8 типов индивидуальности.

Эта идея была продолжена рядом исследователей.

 

49. Индивидуальная психология А. Адлера.

Индивидуальная психология – одна из ветвей классического психоанализа. Как и во Фрейдовском психоанализе движущие силы предполагаются врожденными и бессознательными. Однако Адлер (1870 – 1937) расходится с Фрейдом именно в понимании сути этих сил. Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности. Чувство неполноценности появляется из врожденного стремления к кооперации с другими людьми (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви и браке ;), на его формирование влияют как органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективнае факторы – переживание затруднений в социальных отношениях. Адлер выделяет 3 группы условий, которые способствуют появлению чувства неполноценности в раннем детстве:

  1. наличие физических недостатков.
  2. неправильное воспитание (у изнеженных детей не возникает чувство собственной ценности →они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми)
  3. неправильное воспитание (бессердечные дети видят в окружающих только врагов→не могут кооперироваться)

Но чувство неполноценности – нормальное чувство!!!

Другое важное понятие , связанное с чувством неполноценности – «стиль жизни». По мнению Альфреда, стиль жизни формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности, к человеческому Я. Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. Человек вообще не может рассматриваться вне общества!!!

Если некто не может преодолеть чувство неполноценности (путем кооперации с другими), у него развивается комплекс неполноценности. При сверхкомпенсации чувства неполноценности возникает стремление к превосходству и власти любой ценой.

Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей.

 

50. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе.

Основные произведения появляются в начале XX века.

Представители: Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Морис Гальбвакс, Шарль Блондель и др.

Толчком к возникновению послужили факты, накопленные при изучении примитивных народов. Особенности мышления, категорий трактуются как зависящие от общественного устройства, общественного сознания. Именно здесь впервые был сформулирован принцип историзма.

По Дюркгейму, общественное сознание определяет сознание отдельного человека через обряды, устройство социальной жизни, организацию пространства.

Человек - двойственное существо. 2 части психики:

а. индивидуальное, биологическое. Имеет корни в организме, проявляется и формируется в сфере материального производства, где сознание находится под влиянием объектов.

б. общественное, социальное. Надстраивается над биологическим субстратом, не проистекает из него, формируется через общение сознаний (индивидуального и общественного).

Общество - духовное образование: совокупность идей, мнений, знаниий, накопленных за многие поколения. Это есть коллективные представления.

Свойства коллективных представлений:

- всеобщность и необходимость

- продукт длительного развития общества

- создаются обществом

- оказывают принудительное воздействие на человека

- эмоционально окрашены, принимаются без рассуждения.

Развитие мышления здесь не связывается с развитием деятельности.

По Леви-Брюлю,качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ

· примитивные

-) производство не развито. Происходит обмен деятельностями

-) нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами

-) нет позитивной науки, анимистические представления

· цивилизованные

Им соответствует 2 типа мышления : пралогическое и логическое. Они являются независимыми и не переходят друг в друга. С развитием общества лишь увеличивается сектор логического мышления, оттесняя магическое.

Особенности магического мышления:

а) подчинение закону партиципации (сопричастия) - все предметы сходные между собой имеют общую магическую силу, которая может передаваться и путем соприкосновения

б) абсолютная причинность (нет случайностей)

в) нечувствительность к противоречиям

Практические умения первобытного человека (производство предметов быта, различение растений, следов) являются продуктом интуиции, чутья, слепого навыка.

Общество влияет на сознание индивида через коллективные представления религиозно-мистического характера.

Кроме мышления в ФСШ изучался социальный характер памяти (Гальбвакс) и эмоционально-волевой сферы (Блондель).

51. Направления неофрейдизма.

Три направления неофрейдизма:

I. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (К.Хорни; Э.Фромм; Г. Салливан)

Хотя представители данного направления чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение опыта раннего детства и соглашаясь с концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей среды на развитие личности и психопатологические проявления.

Карен Хорни (1885-1952)

Хорни следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обуславливании физических различий между женщинами и мужчинами. Так же она возражала против теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

Хорни утверждала, что социальные отношения между родителем и ребенком являются решающим фактором в развитии личности Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, то у него усиливается базальная враждебность, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности в опасном мире – является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые используют люди для совладения с недостатком безопасности и беспомощности, порожденные тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность.

Среди главных трудов Хорни – Невротическая личность нашего времени (The Neurotic Personality of Our Time, 1937), Новые пути в психоанализе (New Ways in Psychoanalysis, 1939), Самоанализ (Self-Analysis, 1942), Наши внутренние конфликты (Our Inner Conflicts, 1945), Неврозы и развитие личности (Neurosis and Human Growth, 1950).

Гарри Стэк Салливан (1892-1949)

Автор концепции межличностной психиатрии. Это концепция - другая форма социализированного анализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Салливан разработал специальную терминологию: личность определяется как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь». Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член «социального поля». Ребенок вступает в межличностные отношения с момента рождения, в ходе которых складывается персонификация, то есть образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям.

Эрих Фромм (1900-1980)

Как представитель гуманистического направления в психоанализе, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формирую социальный процесс и саму культуру. Особо автор выделяет продуктивный характер – независимый, честный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Этот человек способен продуктивно мыслить, действовать и любить. Сила индивидуальной продуктивной любви дает человека возможность горячо любить все на Земле. Фромм пишет работы, посвященных исследованию основных религиозных концепций – иудаизма, христианства, дзэн-буддизма.

Исходным тезисом является положение об особенностях человеческого существования, качественно отличного от существования животных: «…Человеческое существование и человеческая свобода неразделимы с самого начала. Свобода здесь понимается не в позитивном смысле - «свобода для», а в негативном – «свобода от», а именно свобода от инстинктивной неопределенности действия. Поскольку человек, свободный от первичных связей с природой, все же остается связанным с нею, «свобода от» приводит к возрастанию чувства одиночества. Возникают импульсы- потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Фромм выделяет позитивный путь избавления от одиночества и негативный. К первому относится продуктивная деятельность человека и любовь. Негативный путь Фромм называет механизмом бегства, к которому относится : 1) авторитаризм (тенденция соединить самого себя с кем-то или с чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»); 2) деструктивность (человека преодолевает чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других); 3) подчинение- конформность (человек избавляется от чувство одиночества, так как он становится таким же ,как и все другие, объединяется с ними).

В своей книге «Бегство от свободы» описывает основные тенденции капитализма и влияние его на общества, анализирует последствия фашизма. Как пишет автор в капиталистическом обществе человек перестает быть личность, а превращается в товар, которым манипулирую. Это еще более усиливает чувство одиночества и отчуждения.

Основные работы: «Бегство от свободы»,«Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Искусство любить»

 

II. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (А. Фрейд; Д.Раппапорт; Э.Эриксон)

Представители данного направления выступают против догматического взгляда, согласно которому психоанализ должен ограничиваться только бессознательным. В центре внимания – исследование проблемы «Эго», и сознательных механизмов личности.

Анна Фрейд (1895-1982)

А. Фрейд всегда была верна учению своего отца, однако выступила с собственной концепцией, которая получила название «психологии Эго». Это напрвление ставит задачей исследовать содержание и происхождение «эго» как автономного независимого от «Оно» образования, его функции, главной из которых является адаптация к внешнему миру.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Работы:

Введение в психоанализ для педагогов(1926)

Эго и механизмы защиты(1936)

Психоаналитическое лечение детей(1946)

Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (1965)

По ту сторону главных интересов ребенка (1973)

Эрик Эриксон (1902-1994)

Для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в этой теории он пренебрег биологическими и социальными факторами. По сути Эриксон настаивал на том, что любой психологический феном может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмперических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации относятся следующие:

1)акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;

2)упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом;

3)особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности;

4)попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.

Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам:

§ Сдвиг акцента на эго (эго составляет основу поведения и функционирования человека; эго автономная структура личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, параллельно с этим идет развитие ид и инстинктов)

§ Взаимоотношения с родителями и культурным контекстом (если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка, а также влияние сверстников и социального окружения на развитие личности ребенка)

§ Теория эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (8 стадий развития личности: от младенчества до зрелости и старости)

§ Взгляд на природу психосексуальных конфликтов (целью Фрейда было было раскрытие сущности влияния на целовека неосозноваемой психической жизни, Эриксон наоборот видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера)

Фрейдовскому фаталистическому утверждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, то каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.

 

III. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж.Лакан; О.Кернберг)

Жан Лакан (1901-1981) Его работы были направлены на изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Лакан исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Он стремится к рациональному истолкованию бессознательного, ищет взаимосвязи его эмпирического и теоретического уровней Развивая ставшими традиционными для нео- и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Лакан выстраивает оригинальную концепцию его денатурализации, дебиологизации. Он закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной пульсации. Термин "пульсация" - один из ключевых для постфрейдизма. Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовать пульсации в произведения искусства и другие явления культуры. Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку, и именно в этом смысле следует понимать лакановские слова о том, что бессознательное - это язык: речь идет не только о лингвистическом понимании языка на символическом уровне, но и о "языке" пульсаций на более низком уровне воображаемого, где психология и физиология еще слиты воедино.

 

52. Описательная и понимающая психология.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». Основной труд: «Описательная психология». Все науки о духе должны базироваться на психологии. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания. Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии). Свою психологии называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание – объяснению, а расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии.

Центральное понятие – переживание, выступающее в виде внутренней связи неотделимой от её воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Т.о., соотносятся индивидуальное сознание и мир социально-исторических ценностей.

Герменевтика – учение об истолковании – средство воссоздания неповторимых культурных миров прошлого – связующее звено между культурой, человеком и отдельными науками: философия, история, психология.

Предмет: развитой человек и полнота готовой душевной жизни, которая должна быть описана во всей ее целостности.

Метод: постижение, понимание. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

Отличие от интроспекции: открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного.

Структура сознания. Каждое состояние сознания включает в себя: интеллектуальную часть (содержание), побуждение и чувство (нравится/не нравится), волевой компонент как намерение, которое направляет каждый мыслительный процесс.

Постижение ценностей и созидание новых ценностей – сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром. Чувства и побуждение – движущие силы развития. Развитие состоит в переходе от элементарным к более высоким ценностям; каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие.

Тип ценности Формы жизни (типичные основные формы индивидуальности)
Теоретические (область науки, проблема истинности) Теоретический человек: стремится к познанию
Экономические (материальные блага, полезность) Экономический человек: эффект полезности как смысл деятельности всей
Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению) Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями
Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом) Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других
Политические (власть как ценность) Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию
Религиозные (смысл жизни) Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано распознать тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

Понимаешь психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к старой идеалистической психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработке проблем культурного развития».

 

53. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ.

Как направление возникла в 10-е гг. XX в. как реакция против атомизма и механицизма ассоциативной психологии.

Предмет психологии:

Необходимо изучать наивную картину миру, переживания и феномены как они есть, опыт, сохраняющий свою целостность. В этой структуре можно выделить отдельные элементы, но они вторичны по отношению к ней и свое значение приобретают только в структуре целого.

В связи с пониманием предмета критикуется метод аналитической интроспекции, т.к. целое нельзя разложить на элементы (оно тогда перестанет существовать). Вводится феноменологический метод,направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержаний своего восприятия.

Основным тезисом гештальтпсихологии является утверждение об изначальной целостности и структурной организованности психических процессов.

Идеи целостности появляются еще в сер. XIX в. (Джон Стюарт Милль о неравенстве целого сумме частей, Брентано о единстве и целостности сознания).

Понятие гештальта введено Эренфельсом в 1890 под влиянием исследований Маха (сохранение мелодии при переносе в другую тональность). Гештальт возникает автоматически одновременно с необходимой основой – суммой частей (элементаризм не преодолен).

1912 Возникновение гештальтпсихологии. Выход «Экспериментальных исследований восприятия движения» Вертгеймера. Восприятие не складывается из элементов (эффект стробоскопического (кажущегося) движения)

Лейпцигская школа. (конец 10-х – конец 30-х).

Крюгер, Фолькельт, Зандер.

Школа диффузно-комплексных переживаний. В начале развития восприятие носит диффузный характер, где решающее значение имеет эмоциональная окрашенность стимула. Комплексное качество – целостное переживание, пронизанное чувством (Фолькельт – исследование изобразительной деятельности детей: в рисунке геометрических фигур выделяется самый яркий признак. Например, в цилиндре подчеркивается округлость). Гештальт в отличие от комплексных качеств воспринимается умозрительно.

Берлинская школа. (20-30-е гг.)

Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин.

Области исследования:

1. Восприятие.

Выделены факторы, благодаря которым элементы зрительного поля объединяются в перцептивные структуры (|| || || || ||):

- близость элементов друг к другу

- сходство элементов

- замкнутость

-симметричность и т.д. (опыты Вертгеймера, Келера)

Сформулировано положение о целостном образе как динамичной структуре, образующейся по специальным законам организации.

Сформулированы законы восприятия:

А. Дифференциации фигуры и фона

Б. Прегнантности. Стремление к «хорошей» фигуре, упрощению восприятия в ситуации неоднозначных стимулов.

В. Амплификации – дополнение до целого.

Перцептивная работа не предполагает активности субъекта, а является следствием динамики физиологических процессов в нервных полях. (принцип изоморфизма).

Т.о. соотношение психики и мозга рассматривается с позиций параллелизма.

2. Мышление.

По Келеру интеллектуальное решение – связывание элементов поля в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайта).

По Вертгеймеру переструктурирование ситуации происходит благодаря отказу от привычных, сложившихся в прошлом опыте шаблонов, неадекватных задаче. Мышление рассматривается как единый процесс, но разделяющийся на этапы. (постановка задачи; группировка, реорганизация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации).

В экспериментах Дункера показано, что при решении задачи важно нахождения нового функционального значения элементов ситуации.

3. Потребности, воля, аффекты. Исследования К. Левина.

Основанием человеческой активности (ассоциация, поступок, мышление, память и т.д.) является намерение – потребность.

Потребность – некоторое стремление, тенденция осуществить цель, которая ставится самим субъектом или исходит от другого. Потребность (квазипотребность) создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке, происходящей в определенной ситуации, которая называется психологическим полем. Каждая вещь в этой ситуации выступает в каком-то отношении к потребностям субъекта и приобретает таким образом положительную или отрицательную валентность.

Единство личности и среды выражается в понятии жизненное пространство, которое характеризуется измерениями: уровень реальности-ирреальности, временной перспективы. Под временной перспективой понимается представленность в настоящем ожиданий и представлений о будущем.

Различные стороны и проявления личности: волевое и полевое поведение, аффекты, структура личности, - рассматриваются Левиным в пространственных понятиях психологического поля с точки зрения структурно-динамического подхода.

После иммиграции в Америку Левин занимался социально психологией (школа групповой динамики).

В 1921 Вертгеймер, Келер и Коффка создают журнал «Психологические исследования». Начинается влияние школы на мировую психологию.

Полодотворные исследования до 30-х гг., когда многие иммигрировали в Америку. Там идеи не получили развития. В последнее время интерес к гештальтпсихологии растет.

1978 создание международного психологического общества Гештальттеория и ее применение.

Гештальтпсихология пыталась преодолеть элементаризм ассоциативной психологии и открыть новые принципы и подходы к изучению психических процессов.

Сущность и исторический смысл гештальттеории состоит во введении структурного принципа, по мнению Выготского.

Кроме того, важный итог деятельности гештальтпсихологов – создание новых методик экспериментального исследования мышления, восприятия, личности, а также богатая феноменология, полученная с их использованием.

Однако, в рамках этих концепций сознанию не приписывается собственная активность. Все изменения происходящие в нем трактуются как результат чисто пассивных процессов (усмотрение связей, установление «динамического равновесия» и т.д.). Если и утверждалась духовная активность, как основа целостности содержаний сознания, то научного объяснения она не получила (Лейпцигская школа).

Сохраняется понимание сознания как замкнутого в себе мира переживаний, феноменов.

Идеи гештальтпсихологии нашли применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с подходами психоаналитических концепций основывается гештльттерапия (используются понятия гештальта, целостности, поля, фигуры и фона, «здесь и сейчас» и др.).

 

54.Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки.
Г.И. Челпанов (1862 -1936). Основной научный труд - Проблема восприятия пространства". В 1900 году в курсе лекций Мозг и душа" поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год - выходят книги Введение в экспериментальную психологию" и Введение в философию". Был приверженцем кантианства. 1912 год - создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 1923 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма, и его выгнали из его собственного института как немарксиста.
Психология - наука о душевных явления или законах душевной жизни.
Душевные явления
- чувства,
- представления,
- мысли
- желания.
Другим определением психологии, по мнению некоторых философов, может быть исследование природы и свойств души. но есть ли душа??
Предмет психологии - состояния сознания.
Задача эмп. психологии - определение законов душевных явлений (псих. состояния).
Отличие псих. явлений от физических:
- псих. явления не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта;
- физические явления могут быть одновременно доступны для непосредственного наблюдения большому числу людей, в то время как психические - только тому, кто их переживает;
- предметам и явлениям физического мира могут быть приписаны св-ва протяженности и т.п. Задача психологии состоит в определении законов душевной жизни.
Закон - определенная постоянная связь между явлениями.
Психология пытается определить причинную связь между псих. явлениями. Но эти связи и законы не обладают всеобщностью.
Вспомогательным ср-вом для открытия з-нов психологии м.б. описание, классификация, анализ явлений и др.
Методы и источники психологии: самонаблюдение - основа психологии. Это способ познания через органы чувств. Он субъективен.О псих. состоянии лругого мы можем только умозаключать, а не непосредственно наблюдать.
Каждое психическое явление становиться для нас понятным благодаря тому, что мы переводим его на язык наших собственных переживаний, на наше самонаблюдение. Тем не менее не следует забывать и про объектное наблюдение, которое становиться для нас понятным при переводе его на наше самонаблюдение.
Источники психологии:
- сравнительная психология
- психология народов
- зоопси
- психология ребенка
- анормальные явления
- душевные болезни
- гипнотич. явления, сон
- псих. жизнь слепых, глухих...
- эксперимент. данные
Косвенный эксперимент: изменение псих. явлений возможно косвенно.
Псих. явления:
-познания
-чувства
-волевые явления
в соответствиии с этим - 3 области психологии (познания, чувства и воли)
Критика теории способностей, т.к. все явления и способности связаны между собой.
Он не создал нового направления в пси, но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской (т.к. марксизм у нас понимается вульгарно)и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни - установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни.
Разделял психологию на чистую и прикладную.
Чистая - психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики.
Прикладная - связана с решением практических задач.

 

55. Реактология К.Н. Корнилова (1879-1957).

Создал свою модификацию науки о поведении – реактологию. В ней он стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм.отзываться, реагировать на внешние раздражения. Реакция – основная форма всякого жизненного проявления.

Психология должна стать изучением реакций живого организма, охватывающих все формы проявления его в отношении окружающей среды.

Основная сущность жизненного процесса – способность живого существа

Задача: исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.

Реакция – акт биологического порядка как выявление функций организма во всей их совокупности, где есть и физиологическая сторона, и ее интроспективное выражение. Это единица поведения человека.

Компоненты акта реакции:

- координация раздражения®сенсорный компонент

- координация движения®моторный компонент

- координация, члены которой находятся в определенной функциональной зависимости, где:

o раздражение – независимая переменная

o движение – зависимая переменная ® центральный компонент (процесс в ЦНС)

Между этими основными членами координации находится ряд промежуточных ступеней.

Три момента в реакции:

- временной – показатель быстроты реакции

- динамический – показатель интенсивности, силы реакции

- моторный – формы движения, выражается в величине пройденного пути, в скорости движения.

Методы изучения:

² хронометрический

² динамометрический (для этого Корнилов сконструировал динамоскоп)

² моторно-графический

Все многообразие реакций составляло так называемую гамму реакций:

  1. Натуральная – наибольшая близость к естественному состоянию, реагирование наиболее удобным способом.
  2. Мускульная – движение в ответ на раздражение.
  3. Сенсорная – движение после отчетливого восприятия раздражения.
  4. Реакция различения – предъявляются 2 или более раздражителей, движение следует после отчетливого их различения.
  5. Реакция выбора – предъявляются 2 или более известных раздражителей. Надо реагировать только на один из них, или определенным образом на каждый.
  6. Реакция узнавания – предъявляется одно или несколько известных раздражителей. Реакция после узнавания.
  7. Ассоциативные реакции – реакция осуществляется после того, как раздражитель вызовет ассоциацию.

Жизнь рассматривается как совокупность реакций, а каждая реакция – как взаимосвязь организма со средой. Реакция – трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического равновесия между индивидом и окружающей средой.

Психические процессы – особое проявление физической, нервной энергии.

Принцип однополюсной траты энергии: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше энергии остается для двигательной реакции. Есть одна энергия – физическая. Ее трата может быть периферической или центральной ®антитеза между интеллектом и волей.

Усложнение раздражителя до предела приводит к взрывным реакциям – это аффекты: резкое расторможение моторного компонента реакции.

Пытался найти меру усложнения реакции – коэффициент работы. Это величина, являющаяся продуктом отношения интенсивностей мускульной и сенсорной реакций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к другому. Коэффициент работы – та мера, при помощи которой может быть измерена работа, затрачиваемая при усложнении реакций.

Трудовая деятельность – частный вид реакций. Есть гамма трудовых реакций и гамма трудовых профессий. Из интеллигента легче сделать рабочего, чем наоборот.

Это направление отличали крайний механицизм, натурализм, биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики.

1931 в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии состоялась дискуссия по реактологической психологии. Она была оценена как антимарксисткая эклектическая концепция, «имеющая свои корни в буржуазной философии и социологии». В заслугу ей ставилась борьба с «реакционной идеалистической психологией Лопатина, Челпанова и т.п.» Критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «вредных для практики социалистического строения положений» (закон однополюсной траты энергии).

Этой дискуссией завершилась история реактологии.

 

56. Психологические взгляды М.Я. Басова.

М.Я. Басов (1892 – 1931), ученик Лазурского, ратовал за построение психологии на основах диалектического материализма. Против идеализма, против механистического материализма Бехтерева. Басов считал источником кризиса в психологии субъективизм и идеализм в трактовке психики. Нас спасет только объективное познание. Теория должна быть связана с практикой. Предмет психологии – поведение. Основной метод – наблюдение. Задачи исследования – выявить специфические закономерности психического развития.

Единица структуры поведения – акт. Акт – это синтез стимула и реакции. Поведение состоит из системы актов и развивается из изолированных действий (от не имеющей в себе внутренней связанности активности к внутренне целостной)

Ступени в развитии структуры поведения:

· Низшие структуры: ассоциативно-детерминируемые процессы;

· Высшие: апперцептиво-детерминируемые процессы

Роль среды в развитии человека и его поведения: «человек в каждом своем проявлении отражает всю среду», т.е. стимул (вся среда) всегда шире, чем непосредственная стимуляция (непосредственное воздействие). Стимул не сводится к физическим явлениям и содержит прошлый опыт.

Сознательность – важнейшая особенность человеческой активности, без которой она не имеет смысла. Без сознания невозможна цель. Сознание контролирует все. Критерий осознанности – возможность выражения соответствующего содержания в языке.

Деятельность опосредуется «наукой» (исторически накопленное знание о деятельности).

«+»:

ü наблюдение производится в естественных условиях;

ü итог наблюдения – характеристика ребенка, нацеленная на понимание личности ребенка;

ü ввел понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии.

 

 

57. Этапы научного творчества Л.С. Выготского. Основные положения культурно-исторической теории.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Родился в небольшом белорусском городе Орше в семье банковского служащего. Семья была большая: восемь человек детей. Л.С. был вторым ребенком. С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла. Он знал несколько иностранных языков: немецкий, французский, английский, латинский и древнееврейский.

После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме и т.д. русский язык, литературу, эстетику, теорию искусств, логику и психологию… Одновременно работал литературным редактором, был одним из создателей литературной газеты «Вереск». После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. В силу того, что он был евреем, путь на государственную службу ему был закрыт. Параллельно он учится на историко-философском отделении народного университета Шанявского, где Л.С. получил хорошее филологическое образование. Здесь он и «вошел» в одну из важнейших проблем того времени - проблему знака. В этот университет принимали без национальных ограничений, однако диплом властями не признавался.

По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ.

Его приход в «официальную» психологию был стремительным и ошеломляющим для многих. Первое публичное выступление Л.С. по вопросам психологии состоялось на II Всероссийском съезде по психоневрологии Ленинграде с докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования» в 1924. Своим докладом он впечатлил многих, а особенно А.Р. Лурию, который решил переманить его в Москву. Л.С.приглашение принял.

В научном творчестве Выготского можно выделить несколько этапов (смотри ниже).

В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер.

Чрезвычайно широк диапазон исследований Л.С.: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.

Этапы творчества Л.С. Выготского:

  • Период гуманитарных интересов (1913—1917)

Это время его учебы в университете А. Л. Шанявского. Основные интересы: театроведение (он писал блестящие театральные рецен­зии), история (он вел в родном Гомеле кружок по истории для уче­ниц старших классов гимназии) и т.д.

Особое значение для всего его творчества име­ли начавшиеся тогда же углубленные занятия философией. В студенческие годы началось его знакомство с филоcофией марксизма, которую он изучал главным образом по неле­гальным изданиям. В это же время зародился интерес

Главные интерес в этот период - литературо­ведение (окончательно это определилось к 1915г.). Первые его литературоведческие работы (к со­жалению, рукописи их потеряны) — разбор «Анны Карениной», анализ творчества Достоевского и пр.— прямо вырастали из его чи­тательских интересов. Венцом этой линии его творчества стал знаменитый анализ «Гамлета».

Для всех этих работ характерна психологическая направлен­ность. Выготского в искусстве интересовало: как воспринимает художествен­ное произведение читатель, что в тексте произведения вызывает у читателя те или иные эмоции, т. е. проблема анализа психологии читателя; проблема психологического воздействия искусства.

Данный период творчества Льва Семеновича получил заверше­ние в его большой работе, законченной и защищенной в Москве в 1925 г. как диссертация на тему «Психология искусства».

§ Психорефлесологический период (1917-1924)

Использовал термины рефлексологии для построения своей концепции сознания. Л.С. утверждал, что необходимо вернуть сознание, так как это «рефлекс всех рефлексов». В это же время он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством.

Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную "реактологию", предложенную Корниловым.

Работы:

1924 «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей»

1924 «Методика рефлексологического и психологического исследования»

§ Дефектологический период (1924-1927)

Л.С.была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, а в 1929 году на ее базе создается Экспериментальный дефектологический институт, где Л.С. был научным руководителем и консультантом.

Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как "социальный вывих", вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.

В этот же период его занимают вопросы методологии психологии, он рассматривает проблему кризиса и предлагает свои пути решения («Исторический смысл психологического кризиса» (1927)

Работы:

1924 «К психологии и педагогике детской дефективности»

1924 «Принципы воспитания физически дефективных детей»

1925 «Психология искусства»

1926 «Педагогическая психология»

1927 «Исторический смысл психологического кризиса»

§ Инструментальная психология (1927-1931)

Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями.

Педология: В этот же период его занимает тема детской психики. Л.С. становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Л.С.стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка.

Работы:

1928 «Проблемы культурного развития ребенка»

1928 «Педология младшего школьного возраста»

1929 «Педология подростка»

1930 «Орудие знак»

1931 «История развития ВПФ»

§ Последний период творчества (1931-1934)

В последний период творчества лейтмотивом исканий Л.С., связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Основные проблемы:

-проблема развития понятий

-проблема аффективно-мотивационного аспекта мышления

-проблема обучения и развития (ЗБР)

-проблема взаимоотношения личности с среды

Работы:

1934 «Мышление и речь»

1935 «Умственное развитие детей в процессе обучения»

1936 «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»

 

Основные положения культурно –исторической теории:

В своих работах сам Л.С. не использует термин «культурно-историческая теория» для названия свей концепции можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная».

Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные характеристики ВПФ:

§ Могут без остатка сводиться к элементарным функциям

§ Имеют знаковую опосредованность

§ Имеют социальное происхождение

§ Формируются прижизненно

§ Осознанны и произвольны

Исторически возникновение ВПФ как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности . ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Положение о родстве труда и высших интеллктуальных функциях привело к выводу о том о «психологических орудиях», в качестве которых выступает язык. Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступает как средство воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и непроизвольными. Основным процессов развития ВПФ является интериоризация. ВПФ происходят из вне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Переход от интерпсихической функции к интрапсихической происходит в сотрудничестве ребенка с другими детьми и со взрослыми. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.

Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки, посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

 

58. Деятельностный подход в психологии: варианты проблемы, современное состояние.

Деятельностный подход – система психологических теорий, изучающих психическую деятельность в составе внешней, предметной деятельности субъекта. (По определению П.Я. Гальперина) Эта внешняя деятельность определяет необходимость психики, ее конкретное содержание и строение. Философской основой деятельностного подхода является марксизм.

Первым употребил термин «деятельность» М.Я. Басов (вопр.56). Он отождествлял деятельность и поведение. Поведение состоит из системы актов и действий. Деятельность опосредуется «наукой» - всем накопленным историческим знанием о деятельности.

Основу собственно деятельностного подхода заложил С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960). Большое значение для развития этого подхода имел его принцип единства сознания и деятельности. Психика может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности, потому что психика объективно опосредствована ими. «Принцип творческой самодеятельности» (1922): в деятельности субъект не только проявляется, но в ней созидается и определяется. Однако Рубинштейн не утверждает, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека – явление сложное, разные ее аспекты изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности. Психологическая проблематика деятельности связана с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и строении.

Проблема деятельности разрабатывалась также А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979) и его школой. В статьях 1944 – 1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, продлема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности (использованное Д.Б. Элькониным в периодизации психического развития ребенка). Было произведено различение деятельности (которой соответствует мотив), действия (соответствие – цель) и операции (соответствие – задача). Был раскрыт механизм сдвига мотива на цель. Описывалось превращение действия в операцию. На примере учебной деятельности была раскрыта психологическая характеристика сознания (несводимость сознания к знанию, а смысла – к значению).

Окончательный вариант учения о деятельности А.Н. Леонтьева представлен в работе «Деятельность. Сознание. Личность.» Основная характеристика деятельности - предметность. (подробнее см. вопр.64).

П.Я. Гальперин занимался проблемой операционального содержания деятельности. Создал теорию поэтапного формирования деятельности. (подробно концепция Гальперина описана в вопр.60)

Современное состояние: теория Рубинштейна развивается его учениками Абульхановой-Славской и Брушлинским. В школе А.Н. Леонтьева существуют 2 направления – историко-эволюционный подход (Асмолов) и детельностно-смысловой подход (Д.А. Леонтьев).

 

59. Грузинская школа психологии установки.

Основатель – Д.Н. Узнадзе (1886-1950).

Краткая биографическая справка. Родился в селе Сакара, учился в классической гимназии, однако был отчислен за участие в митинге против самодержавия (1905), но через 2 года все-таки ему разрешили сдать экзамен на аттестат зрелости экстерном. Высшее образование – философский факультет Лейпцигского университета (занимался в лаборатории Вундта). 1909 – докторская диссертация по философии Вл. Соловьева. Возвращается в родную Грузию, где активно занимается педагогической и организаторской деятельностью. После революции в Тбилиси участвует в реформе образования. Будучи одним из основателей грузинского университета в Тбилиси (1918), Узнадзе создал в нем отделение психологии, кафедру психологии, лабораторию экспериментальной психологии, оставаясь их бессмертным руководителем. Узнадзе – автор первых систематических курсов по психологии (1940 – основной учебник «Общая психология», на русском языке издан только в 2004 г.). При непосредственном участии Узнадзе были основаны учреждения психологического, педагогического и психоневрологического профилей. 1941 – основание АН ГрССР, в том же году появляется ИП во главе с Узнадзе. На посту директора института он остается до самой своей смерти. Узнадзе скончался в 1950 г., в 64-летнем возрасте, на научном заседании ИП, когда он произносил речь.

Понятие установки, схема экспериментов, основные феномены.

Методология. Отрицание постулата непосредственности: общепризнанным принципом традиционной психологии является положение о непосредственности характера связи между обычными психическими или между психическими и физическими процессами (S →R); Узнадзе: S →установка→R

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Феномены установки. Феноменология проявляется в знаменитых экспериментах грузинской школы на выработку фиксированной установки. В этих случаях, феномены – разнообразные иллюзии в различных модальностях. Классический пример – иллюзия объема. Испытуемому с закрытыми глазами тактильно предъявляются два деревянных шарика, один больше, другой меньше (10-15 раз); на 16-й раз в одну из рук вкладываются одинаковые шары, и возникает своеобразная иллюзия: при опросе, испытуемому предлагается сравнить два шарика, если в первой серии он давал правильный ответ, то сейчас ему бóльшим кажется шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал больший по объему шар. Это – феномен контраста, в других случаях, бывает так, что объект кажется большим в той руке, в которую испытуемый получил больший шар (ассимилятивный феномен).

Эти феномены пытались объяснить следующими гипотезами:

Ø Теория Мюллера. Иллюзии объяснялись тем, что у субъекта возникает привычка в мышечной системе, мускульный импульс. Но эта теория не объясняет установку в других модальностях (напр., в зрительной).

Ø Теория «обманутого ожидания». Считалось, что при многочисленных предъявлениях в первой серии у испытуемого возникает ожидание, которое потом обманывается и испытуемый недооценивает вес полученного объекта, считая его более легким. Экспериментальная проверка – в гипнозе вырабатывали установку (15 раз – разные по объему шары), а после гипноза, когда испытуемый ничего не помнил, проводили критические опыты – одинаковые шары. Всё то же самое!!!

Вывод: установка – это не мышечная реакция и не осознанное ожидание, а некоторое внутренне состояние, бессознательная готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Условия возникновения установки:

1) Потребность (субъективный фактор установки). Любой организм (животное и человек) вступает во взаимоотношения со средой непременно на основе какой-либо потребности. О значении потребности свидетельствует уютный пример, приводимый автором: «Скажем, мы входим в комнату с горящим камином. Если нам холодно (то есть мы имеем потребность в тепле), то данная ситуация – камин, огонь – действует так, что вызывает у нас установку приблизиться к камину и даже прибавить жару. Однако в том случае, если у нас появиться противоположная потребность, то есть если нам стало жарко, захотелось прохлады – та же ситуация возбудит установку противоположного действия, в частности отойти подальше от камина и даже потушить огонь» (2004, с. 77).

2) Ситуация (объективный фактор установки). Что бы удовлетворить потребность, надо обратиться к внешней среде, именно так возникает активность – путем встречи потребности и соответствующей ей объективной ситуации (Леонтьев сказал бы «опредмечивание потребности»). Отдельно потребность и отдельно ситуация ничего не дают, важно взаимодействие!!!

Виды и свойства установки.

I. Классификация установок, по Узнадзе.

1. Общая классификация:

· Диффузная (первичная) установка. Ситуация очень простая: актуальная потребность встречается с адекватной ситуацией и возникает установка. Пр.: Импринтинг у животных.

· Фиксированная установка. См. эксперименты.

2. Специальная классификация с точки зрения полноты ликвидации (это скорее не типы установок, а типы испытуемых):

o Статическая. Испытуемые не могут освободиться от фиксированной установки.

o Динамическая. Испытуемые рано или поздно приходят к ответу, что во второй (критической серии) им предъявляют одинаковые шары.

3. Специальная классификация с точки зрения постепенности установки:

§ Пластическая. Под влиянием критических опытов установка начинает меняться, слабеть, независимо, что произойдет с ней в конце.

§ Грубая (инертная). Процесс критических опытов не оказывает никакого влияния на характер установки и она до конца сохраняет себя практически без изменений.

II. Классификация установок, по Асмолову (1979). Смесь психологии установки Узнадзе и психологической теории деятельности Леонтьева.

Смысловые установки. Пр.: притча о трех людях на строительстве (я таскаю камни, я зарабатываю деньги, я строю храм); по оговорам по Фрейду можно определить истинные смысловые установки личности.

Целевые установки – это готовность субъекта совершать оп


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты