Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Начало ярославской археологии




Глава 1

Летопись отечественной археологии насчитывает не одно столетие. Даже если оставить в стороне ее долгую предысторию, когда отношение к археологическим находкам определялось отчасти любопытством, а отчасти корыстью, то уже в начале XVIII века налицо относительно планомерные розыски российских древностей. Поворотным пунктом в развитии этого процесса можно считать момент выхода в 1718 году указа Петра I о закупке редкостей для Кунсткамеры, который ознаменовал подключение государства к деятельности по поиску, сохранению и изучению предметов отечественной старины.

Постепенно все более осознается научная, историческая значимость предметов древности, наряду с их материальной коллекционной ценностью. Научный интерес шаг за шагом теснит алчность коллекционера; кладоискательские раскопки постепенно сменяются исследовательскими. Особенно расширяются масштабы раскопок после открытия в 1830 году знаменитого скифского кургана Куль-Оба, сокровища которого произвели на современников ошеломляющее впечатление. Известно, например, что в 1763 году будущий ярославский генерал-губернатор, А. П. Мельгунов раскопал богатейшее скифское погребение в Литой могиле под Елисаветградом [Формозов, 1986; 17-86].К сожалению, сведений об археологических изысканиях Мельгунова на территории Ярославской губернии нет.

Со временем, с ростом числа проводившихся в разных местах раскопок, с накоплением находимых в ходе их материалов все более вызревает потребность в формировании центрального органа, координирующего проведение такого рода работ, остававшихся до поры в большинстве своем делом рук случайных любителей и энтузиастов, что приводило к невосполнимым порой утратам из-за неумения или неграмотности. Наиболее значимыми вехами на пути развития отечественной археологии в XIX веке стали создание в 1846 году Русского археологического общества (РАО), Императорской археологической комиссии в Петербурге (ИАК) в 1859 году, а в 1864 – организация Московского археологического общества (МАО).

Во второй половине ХIХ века археология постепенно сформировалась как самостоятельная научная дисциплина, со своей теоретической и практической историей, быстро развивающейся методологией полевой и лабораторной работы, с солидным запасом фактов и зарождающимся их осмыслением и обобщением. К этому времени в фондах музеев были уже накоплены значительные коллекции археологических материалов, найденных при раскопках древних поселений и захоронений Центральной России, что позволило сделать первые выводы относительно этнической принадлежности населения, оставившего эти памятники, их датировки и классификации.

Предпосылки ярославской археологии тоже начинают складываться в XVIII веке. Есть сведения об «изысканиях», которые проводились на территории края еще в 1733 году. В.И. Лествицын сообщает о первой «археологической экспедиции», посетившей Ярославль и Ростов в 1761 году. Она была организована Академией наук и возглавлялась «рисовального художества учителем ранга порутческого» Андреем Грековым [Лествицын, 1878]. Поскольку термин «археология» понимался гораздо шире, чем сегодня, включая понятие «древности» едва ли не во всех его проявлениях, целью этой экспедиции было изучение фресковой живописи и иконографии древнерусских городов. Другими словами, археологии в сегодняшнем смысле слова она не имела прямого отношения. Но этого уже нельзя сказать о поездке в Ярославскую губернию в 1809 году столичного исследователя К.М. Бороздина, целью которого было «открывать и описывать древние достопримечательности», к коим причислялись и памятники археологии в современном смысле. В отличие от своих предшественников он оставил описание нескольких курганных могильников [Трефолев, 1846].

Подлинное же археологическое изучение Ярославского края началось в 50-е годы Х1Х века. С 1852 года согласно специальному императорскому указу все археологические изыскания в России находятся в ведении министра внутренних дел Л.А Перовского, под началом которого работал граф Алексей Уваров. Ему вместе с коллежским советником Павлом Савельевым суждено было стать родоначальниками систематического исследования археологического наследия на территории Ярославского края. Рис. 1. А.С. Уваров

Уваров Алексей Сергеевич (1825-1884) – археолог. Родился в Петербурге 28 февраля 1825 г. Его отец, Сергей Семенович Уваров, президент Петербургской Академии наук, министр народного просвещения, с именем которого связано становление в России основ самостоятельной системы общественного образования. В детстве и юности, обучаясь дома по программе, составленной отцом, и под его наблюдением, Уваров младший получил основательную подготовку в области гуманитарных, точных и естественных наук. Образование он продолжил на словесном отделении философского факультета Петербургского университета. Серьезное влияние на формирование будущего ученого оказали профессор Ф.Б. Грефе, читавший курс греческой словесности и профессор русской истории Н.Г.Устрялов, под влиянием которого Уваров выбрал тему диссертации «Исследование, в какой степени дополняются сведения о первом Самозванце актами, изданными Археографической комиссией». По окончании университета Уваров некоторое время служил в министерстве иностранных дел, затем перешел в министерство внутренних дел. В начале 1850-х годов это ведомство получило право контроля над археологическими изысканиями на территории России. В 1851–1852 гг. Уваров возглавил археологическую экспедицию в Суздальский уезд. Материалы, полученные в ходе работ, стали основным источником для исследования «Меряне и их быт по курганным раскопкам». В 1853–1854 гг. он возглавлял экспедицию в Таврическую губернию, работал в Ольвии, Неаполе Скифском, Херсонесе. В 1864 г. А.С.Уваров учреждает Московское археологическое общество (МАО). По замыслу графа Уварова, в МАО могли участвовать все, кто разделял стремление «уничтожить равнодушие к отечественным древностям». В русле этой программы с 1869 г. действовали Всероссийские археологические съезды, собиравшиеся в первое время в университетских центрах России: Москве, Петербурге, Киеве, Одессе. После смерти Уварова общество возглавила его вдова – Прасковья Сергеевна, исполнявшая должность председателя вплоть до отъезда в эмиграцию. Период с 1872 по 1884 г. связан с Историческим музеем. Первоначально выступив в роли одного из основных его организаторов, он стал автором устава и программы музея, а с 1881 г. занял пост его фактического директора. Именно при нем было закончено строительство здания, созданы первые экспозиции, произошло торжественное открытие музея.

В первой половине пятидесятых годов они проделали огромный объем работ на владимирских и ярославских памятниках, открыв новую страницу в истории археологии Центральной России. Идея раскопок принадлежала Л.А. Перовскому; впрочем, нужно уточнить, что когда он в 1850 году предложил А.С. Уварову провести раскопки каких-нибудь древнерусских памятников, то имел в виду Новгород Великий. Уваров согласился с необходимостью таких исследований, но в качестве объектов небезосновательно предпочел места скопления курганов в центральных регионах – на территории нынешних Владимирской и Ярославской областей.

Проект был принят, из казны выделено 2 500 рублей, и работы начались. В марте 1851 года Уваров «по Высочайшему повелению» в окрестностях Суздаля разворачивает раскопки курганных могильников, продолжавшиеся два года.

Эти земли он выбрал потому, что, по его мнению, они мало подвергались иностранному влиянию и оставили заметный след в отечественной истории. Помимо финансовой поддержки граф получил надворного советника Пискарева, художника Медведева и землемера Аляева «в помощь» [Спицын, 1905; 84-85] по организации работ. Двое последних вели графическую документацию – Аляев составлял планы курганных групп, а Медведев делал зарисовки находок. Начатые в Суздальском уезде, исследования были продолжены в Юрьевском и Владимирском, а затем в Переславском, который тогда входил в состав Владимирской губернии, и Ростовском. Своей целью Уваров считал определение характерных особенностей мерянского погребального обряда.

Рис. 2. Открытый лист, выданный А.С. Уварову на проведение археологических


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты