Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Quot;иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО. Группа же низкостатусных разделилась на две подгруп- пы, характеризующиеся следующими симптомокомплек- сами:





 


Группа же низкостатусных разделилась на две подгруп-
пы, характеризующиеся следующими симптомокомплек-
сами:

* стратегия подчинения, стиль избегания в стрессо-
вой ситуации и дезадаптивная форма поведения в ин-
тимном взаимодействии;

* стратегия доминирования, стиль реагирования в
стрессовой ситуации — рационализация или отстране-
ние, интернальность (то есть склонность полагаться на
себя) в области неудач и межличностных отношений.

Анализ полученных результатов позволяет предполо-
жить, что обе стратегии поведения — доминирование и
подчинение, соотнесенные с феноменологическими ха-
рактеристиками "насильника" и "жертвы" — являются
проявлением социальной дезадаптации, о чем свидетель-
ствует объединение носителей этих противоположных по
своей сути тенденций в одной группе низкостатусных
субъектов.

15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И
ПСИХОТЕРАПИЯ

Дифференциальная психиатрия ставит своей задачей изу-
чение индивидуальных особенностей лиц с различными
формами нервных расстройств и психических заболеваний,
с целью наиболее эффективной коррекции в процессе ле-
чения и во время последующей психотерапии.

Можно ли обнаружить какие-либо предпосылки раз-
вития заболевания уже в детстве? Существуют ли наи-
более явные, "бросающиеся в глаза" признаки, по
которым невротика или психически больного челове-
ка можно отличить от здорового (условно относящего-
ся к так называемой "норме")?

Во все времена бытовало мнение, что поведенческого
портрета, указывающего на несовпадение тех или иных
индивидуальных проявлений с общепринятыми прави-
лами поведения, вполне достаточно для вывода об ''от-
клонении", или ненормальности. Одним из первых по-
ставил под сомнение очевидность диагностических при-
знаков Ф.Галль, предложивший определять склонность



правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?


 


к психическим заболеваниям по морфологическим, на-
следуемым признакам — выпуклостям и впадинам на
черепе. Созданная Галлем френология представляет сей-
час чисто исторический интерес, но она послужила толч-
ком для последующих изысканий. Ч.Ломброзо, проана-
лизировав большое количество случаев, идет еще дальше
и прибегает в интерпретации аномального поведения к
моши природного, наследственного фактора.

Основы понимания механизмов невротических нару-
шений были сформулированы И.П.Павловым (1926/
1952), указывающим на необходимость исследования
"условной разграничительной линии", пролегающей
между неврозами и психозами:

"...Как можно представить психическое расстройство без
нарушения мозговой ткани, если не в структурном, то в
функциональном отношении? Различие между нервным и
психическим заболеванием есть различие или по сложности
или по тонкости нарушения нервной деятельности" (там же,
с.265).

И.П.Павлов (1951а), изучая нарушение равновесия не-
рвных процессов, выделяет два основных типа неврозов —
психастению и истерию, обозначая механизм первой не-
вротической формы поведения как "преобладание процес-
са раздражения и слабость тормозного процесса", а вто-
рой, соответственно, "наоборот, преобладание тормозно-
го процесса и слабость процесса раздражения" (с.411).

Современная дифференциальная психиатрия и пси-
хотерапия ставят своей задачей выявление роли индиви-
дуальной переменной — отображенной прежде всего в
структуре жизненного опыта субъекта — в предрасполо-
женности к нарушениям, интенсивности развития пато-
логического процесса и в возможности его коррекции.
Многочисленные факты подтверждают также, что взаи-
модействие между медицинскими и психологическими
'"методами лечения по природе своей синергично — объе-
диненные в одном терапевтическом приеме они оказы-
вают гораздо больший эффект, чем этого можно было
°bi ожидать в результате простого суммирования последо-
^тельных корректирующих действий (Eysenck & Grossarlh-
"'Qticek,
1991). Ближайшая задача дифференциальной


340 "иные": ЗА ГРАНИЦЕ» ОБЫЧНОГО

психологии, в этой связи, — показать влияние менталь-
ных событий, таких как совладание (см. главу 22) или
депрессия, на физические нарушения вроде-раковых за-
болеваний. Сейчас уже сформирована главная линия в
этом направлении — построенная на эксперименталь-
ных фактах каузальная теория, показывающая, к приме-
ру, что связанный с депрессией уровень кортизола мо-
жет регулироваться с помощью психологической тера-
пии (Lewis et al., 1994).

"..; У

15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ !зм
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Прежде всего отграничим от понятия деструктивных
тенденций врожденные психопатологические явления, оз-
начающие, что человек практически лишен Природой
возможности самому успешно совладать со своей жиз-
нью. Речь идет о сформированных прижизненно дезадап-
тивных установках, приобретенных под воздействием
жизненных обстоятельств неблагоприятных психических
и личностных образований. Рассматривая соотношение
личностных предпосылок и сопутствующих обстоя-
тельств, мы так или иначе затрагиваем вопрос об обшей
направленности жизненного пути человека. На приведен-
ном ниже рисунке 22* даются условные траектории ве-
роятных жизненных трендов, детерминированных кон-
структивными (см. главу 15) или деструктивными тен-
денциями в развитии самой индивидуальности,

Еще одна важная особенность, существенно влияю-
щая на сущность интерпретации представленных трен-
дов, связана с их вероятностным характером, не обус-
ловливающим, а, скорее, результирующим итоги отдель-
ных этапов жизненного пути личности.

* Отметим, что общий характер рисунка часто исполь-
зуется в качестве иллюстрации возможных путей разви-
тия субъекта в различные периоды жизни (например, в
связи с периодом юности — см. Compas, Hinden & Gerhafd,
1995, р.272).


[]рАВИЛА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ? 341

Рис. 22. Траектории деструктивных/конструктивных
тенденций жизненного пути человека:

1 —адаптивное и творческое развитие индивидуальности;

2 — временное отклонение, связанное обычно с возрастной деза-
даптацией;

3 — развитие совпадающих навыков со сложными ситуациями;

4— постепенная деградация;

5—делинквентность, стабильная девиантная линия поведения.

Ключевые термины главы: акцентуации личности, ано-
мальное развитие, антисоциальное поведение, веро-
ятный жизненный путь, девиантный стиль, дезадап-
тивное поведение, деструктивные тенденции, клини-
ческие синдромы поведения, конструктивные тенден-
ции, личностные деформации, ментальный тест, орга-
нические поражения, пограничные состояния, пси-
хосоматические расстройства, психопатология, пси-
хотравмирующие ситуации, ранний негативный опыт,
сексуальное насилие, факторы риска, функциональ-
ные расстройства, циклы уязвимости.


глава16. феномен КРЕАТИВНОСТИ

Талант работает, гений творит.

Шуман

'"The only difference between me and
a "madman" is that I am not mad"*.

Сальвадор Дали

Раздел о дифференциальной специфике феномена кре-
ативности и отличительных особенностях творческой лич-
ности не случайно находится по соседству с главой о дру-
гих "иных" — людях с различными деформациями психи-
ки, выделяющими их на фоне остальных. Творчество тожеЯ
является чертой, наиболее отличающей одного человека?
от другого. И девиации, и креативность, являясь личност-
ными особенностями, нередко определяют образ жизни в
целом. Но, на наш взгляд, эти две формы особенного в
человеке принципиально различны. Патология всегда от-
ражает тенденцию к личностной деструкции и поведен-
ческой дезадаптации. Творчество же есть особая форма са-
мовыражения, связанная с конструктивной тенденцией в
развитии личности и активностью, направленной на со-
зидание, а не разрушение. Имеет смысл особый акцент
сделать на том, что в индивидуальности человека тесно
сплетены обе тенденции — конструктивная, берущая сво-
им истоком творческое начало, и деструктивная, произ-
водная от потенциальных или актуальных патологических
образований.

Уже много веков идет спор о том, где проходит грань
между творчеством и патологией, гением и сумасшедшим,
порывами вдохновения и безумными актами отчаявшего-
ся сознания. Творческий человек — тоже "иной", но его
инако-бытие, в отличие от деформированной личности,
заключается в другом. "В чем именно состоит феномен креа-

 

тивности?" — так можно обозначить основную задачу это-

* Единственная разница между мною и сумасшед-
шим состоит в том, что я не сумасшедший (англ.).


феномен КРЕАТИВНОСТИ

го раздела, ставшего уже традиционным в дифференци-
альной психологии.

16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ
ГЕНИАЛЬНОСТИ?

Вера в связь между разными видами душевного расстрой-
ства и одаренностью устойчива. Тому, конечно же, есть
подтверждения из жизни. Талантливый писатель Эрнест
Хэмингуэй страдал от запоев и депрессии и покончил
жизнь самоубийством. Выдающаяся актриса кино двадца-
того века Мэрилин Монро была склонна к алкоголизму и
также убила себя. Незаурядный немецкий философ Фрид-
рих Ницше всю жизнь страдал от меланхолии, а знамени-
тый француз Жан Поль-Сартр употреблял стимуляторы и
алкоголь, с помощью которых регулировал свое настрое-
ние и сон. Эту довольно печальную портретную галерею
можно расширить соответствующими примерами до неве-
роятных размеров. С самого начала возникают два вопроса:

1. Возможно, случаи тяжелых расстройств среди выдаю-
щихся, творческих людей так же часты, как и среди "обыч-
ных" (так и хочется написать — "нормальных") людей.
Подтверждение этой гипотезы, путем сравнения двух вы-
борок с выявлением процента "сумасшедших", позволи-
ло бы избавиться от представления о неразрывной связи в
паре "творчество—безумие".

2. Возможно также, что сравнение неблагополучной в
смысле психического здоровья части творческой популя-
ции с другой, вполне благополучной по показателям ду-
шевного здоровья и личностного успеха, также избавило
нас — в случае положительного ответа о невыявленных
различиях — от навязчивого стереотипа о "сумасшедшем
профессоре" или "художнике-маньяке".

Мы попытаемся среди разрозненных исследовательс-
ких данных и гипотез собрать сведения, подтверждающие
мли опровергающие эти два положения. Однако заранее
нужно сказать, что свидетельств о существовании научно
°боснованного исследования, непосредственно посвящен-
мого проверке сформулированных гипотез, пока встретить
"е Удалось.


"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО

16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА

Всего двести лет назад шизофрения и меланхолия -
выделенные среди прочего сонма психических забо-5
леваний — считались источником... творчества. Ч. Ломб-
розо (1896/1995) был уверен в том, что гениальность —
лишь одна из форм умопомешательства. Возможно, как
отголосок этой установки (или как факт творческой
реальности?), недавние исследования подчеркивают роль
депрессии и мании, сопровождающих жизненный путь
многих творческих людей. Калифорнийские психологи
(Goertyl et a/.,1978) сообщают о 10% превышении пси-
хических заболеваний в обследованной ими группе твор-
ческих личностей, по сравнению с контрольной выбор-
кой. Обсуждаемую точку зрения всецело поддерживают
клиницисты, неизменно обнаруживающие тесную связь
между душевными заболеваниями и творчеством. В связи
с этим уместно вспомнить ремарку Ивана Петровича
Павлова во время обсуждения на одной из знаменитых
"сред" только что вышедшей книги Эрнста Кречмера
(1924/1994) "Строение тела и характер". Павлов (1951а),
говоря о выделенных Кречмером на основе конститу-
ции типах, подчеркнул:

"Почему типы, преобладающие в заболеваниях и в конце
концов попадающие в психиатрическую лечебницу, должны
считаться основными? Ведь большинство человечества вовсе
к этой лечебнице отношения не имеет. Он (Кречмер) увлек-
ся клиникой и позабыл о другом мире" (с.475—476).

Однако взгляд на различия между "творческими" и "не-
творческими" типами людей через данные клинических
обследований очень распространен и сейчас. Г.Айзенк
(Eysenk, 1993) также предполагает, что психотизм — как
черта личности, характеризующая крайность поведения и
образа мышления — лежит в основе множества форм кре-
ативности.

16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО
САМОВЫРАЖЕНИЯ

Радует то, что некоторые — пока еще очень малочис-
ленные — авторы подчеркивают в своих исследованиях,


феномен wa тивности

что творческое развитие по природе своей 'базируется на
здоровых психических процессах (Rothenberg, 1979).

Некоторые выводы представляются весьма шокирую-
щими даже сторонникам вынесенной в заглавие раздела
гипотезы. Например, данные в поддержку представления
о необходимости эмоциональной стабильности для дости-
жения жизненного успеха {Albert, 1992). Здесь нужно сде-
лать одно важное замечание. В исследовании психологи-
ческих особенностей творческой личности не всегда раз-
водятся уровни достигнутых результатов, по которым, соб-
ственно говоря, творчество и оценивается. Эту иерархию
результатов можно представить следующим образом:

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ

Рис. 23. Пирамида успеха

Понятно, что не все люди, достигшие жизненного ус-
пеха, обязательно могут похвастаться наличием творчес-
ких достижений, также как и не все, имеющие таковые,
считаются (а не "считают себя") гениальными. Два обрам-
ляющих Пирамиду Успеха субъективных (интраиндивиду-
альных) параметра являются необходимыми условиями
творческого роста и важным дополнением к общему пор-
трету выдающейся личности. Однако они часто интерпре-
тируются как своя противоположность, превращаясь в
первое и второе ограничения, препятствующие творчес-
кому развитию. История свидетельствует, что далеко не
йсе гении обладали соответствующим уровнем личностно-
10 развития, центральным элементом которого является
Фактор психологической культуры. И, конечно же, снять
первое ограничение (достижение ощущения благополучия)
'°всем не представляется возможным с точки зрения сто-
1-°нников "клинической (психопатологической) теории



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты