Quot;иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО. Группа же низкостатусных разделилась на две подгруп- пы, характеризующиеся следующими симптомокомплек- сами:
Группа же низкостатусных разделилась на две подгруп- пы, характеризующиеся следующими симптомокомплек- сами:
* стратегия подчинения, стиль избегания в стрессо- вой ситуации и дезадаптивная форма поведения в ин- тимном взаимодействии;
* стратегия доминирования, стиль реагирования в стрессовой ситуации — рационализация или отстране- ние, интернальность (то есть склонность полагаться на себя) в области неудач и межличностных отношений.
Анализ полученных результатов позволяет предполо- жить, что обе стратегии поведения — доминирование и подчинение, соотнесенные с феноменологическими ха- рактеристиками "насильника" и "жертвы" — являются проявлением социальной дезадаптации, о чем свидетель- ствует объединение носителей этих противоположных по своей сути тенденций в одной группе низкостатусных субъектов.
15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Дифференциальная психиатрия ставит своей задачей изу- чение индивидуальных особенностей лиц с различными формами нервных расстройств и психических заболеваний, с целью наиболее эффективной коррекции в процессе ле- чения и во время последующей психотерапии.
Можно ли обнаружить какие-либо предпосылки раз- вития заболевания уже в детстве? Существуют ли наи- более явные, "бросающиеся в глаза" признаки, по которым невротика или психически больного челове- ка можно отличить от здорового (условно относящего- ся к так называемой "норме")?
Во все времена бытовало мнение, что поведенческого портрета, указывающего на несовпадение тех или иных индивидуальных проявлений с общепринятыми прави- лами поведения, вполне достаточно для вывода об ''от- клонении", или ненормальности. Одним из первых по- ставил под сомнение очевидность диагностических при- знаков Ф.Галль, предложивший определять склонность
правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?
к психическим заболеваниям по морфологическим, на- следуемым признакам — выпуклостям и впадинам на черепе. Созданная Галлем френология представляет сей- час чисто исторический интерес, но она послужила толч- ком для последующих изысканий. Ч.Ломброзо, проана- лизировав большое количество случаев, идет еще дальше и прибегает в интерпретации аномального поведения к моши природного, наследственного фактора.
Основы понимания механизмов невротических нару- шений были сформулированы И.П.Павловым (1926/ 1952), указывающим на необходимость исследования "условной разграничительной линии", пролегающей между неврозами и психозами:
"...Как можно представить психическое расстройство без нарушения мозговой ткани, если не в структурном, то в функциональном отношении? Различие между нервным и психическим заболеванием есть различие или по сложности или по тонкости нарушения нервной деятельности" (там же, с.265).
И.П.Павлов (1951а), изучая нарушение равновесия не- рвных процессов, выделяет два основных типа неврозов — психастению и истерию, обозначая механизм первой не- вротической формы поведения как "преобладание процес- са раздражения и слабость тормозного процесса", а вто- рой, соответственно, "наоборот, преобладание тормозно- го процесса и слабость процесса раздражения" (с.411).
Современная дифференциальная психиатрия и пси- хотерапия ставят своей задачей выявление роли индиви- дуальной переменной — отображенной прежде всего в структуре жизненного опыта субъекта — в предрасполо- женности к нарушениям, интенсивности развития пато- логического процесса и в возможности его коррекции. Многочисленные факты подтверждают также, что взаи- модействие между медицинскими и психологическими '"методами лечения по природе своей синергично — объе- диненные в одном терапевтическом приеме они оказы- вают гораздо больший эффект, чем этого можно было °bi ожидать в результате простого суммирования последо- ^тельных корректирующих действий (Eysenck & Grossarlh- "'Qticek, 1991). Ближайшая задача дифференциальной
340 "иные": ЗА ГРАНИЦЕ» ОБЫЧНОГО
психологии, в этой связи, — показать влияние менталь- ных событий, таких как совладание (см. главу 22) или депрессия, на физические нарушения вроде-раковых за- болеваний. Сейчас уже сформирована главная линия в этом направлении — построенная на эксперименталь- ных фактах каузальная теория, показывающая, к приме- ру, что связанный с депрессией уровень кортизола мо- жет регулироваться с помощью психологической тера- пии (Lewis et al., 1994).
"..; У
15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ !зм ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Прежде всего отграничим от понятия деструктивных тенденций врожденные психопатологические явления, оз- начающие, что человек практически лишен Природой возможности самому успешно совладать со своей жиз- нью. Речь идет о сформированных прижизненно дезадап- тивных установках, приобретенных под воздействием жизненных обстоятельств неблагоприятных психических и личностных образований. Рассматривая соотношение личностных предпосылок и сопутствующих обстоя- тельств, мы так или иначе затрагиваем вопрос об обшей направленности жизненного пути человека. На приведен- ном ниже рисунке 22* даются условные траектории ве- роятных жизненных трендов, детерминированных кон- структивными (см. главу 15) или деструктивными тен- денциями в развитии самой индивидуальности,
Еще одна важная особенность, существенно влияю- щая на сущность интерпретации представленных трен- дов, связана с их вероятностным характером, не обус- ловливающим, а, скорее, результирующим итоги отдель- ных этапов жизненного пути личности.
* Отметим, что общий характер рисунка часто исполь- зуется в качестве иллюстрации возможных путей разви- тия субъекта в различные периоды жизни (например, в связи с периодом юности — см. Compas, Hinden & Gerhafd, 1995, р.272).
[]рАВИЛА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ? 341
Рис. 22. Траектории деструктивных/конструктивных тенденций жизненного пути человека:
1 —адаптивное и творческое развитие индивидуальности;
2 — временное отклонение, связанное обычно с возрастной деза- даптацией;
3 — развитие совпадающих навыков со сложными ситуациями;
4— постепенная деградация;
5—делинквентность, стабильная девиантная линия поведения.
Ключевые термины главы: акцентуации личности, ано- мальное развитие, антисоциальное поведение, веро- ятный жизненный путь, девиантный стиль, дезадап- тивное поведение, деструктивные тенденции, клини- ческие синдромы поведения, конструктивные тенден- ции, личностные деформации, ментальный тест, орга- нические поражения, пограничные состояния, пси- хосоматические расстройства, психопатология, пси- хотравмирующие ситуации, ранний негативный опыт, сексуальное насилие, факторы риска, функциональ- ные расстройства, циклы уязвимости.
глава16. феномен КРЕАТИВНОСТИ
Талант работает, гений творит.
Шуман
'"The only difference between me and a "madman" is that I am not mad"*.
Сальвадор Дали
Раздел о дифференциальной специфике феномена кре- ативности и отличительных особенностях творческой лич- ности не случайно находится по соседству с главой о дру- гих "иных" — людях с различными деформациями психи- ки, выделяющими их на фоне остальных. Творчество тожеЯ является чертой, наиболее отличающей одного человека? от другого. И девиации, и креативность, являясь личност- ными особенностями, нередко определяют образ жизни в целом. Но, на наш взгляд, эти две формы особенного в человеке принципиально различны. Патология всегда от- ражает тенденцию к личностной деструкции и поведен- ческой дезадаптации. Творчество же есть особая форма са- мовыражения, связанная с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на со- зидание, а не разрушение. Имеет смысл особый акцент сделать на том, что в индивидуальности человека тесно сплетены обе тенденции — конструктивная, берущая сво- им истоком творческое начало, и деструктивная, произ- водная от потенциальных или актуальных патологических образований.
Уже много веков идет спор о том, где проходит грань между творчеством и патологией, гением и сумасшедшим, порывами вдохновения и безумными актами отчаявшего- ся сознания. Творческий человек — тоже "иной", но его инако-бытие, в отличие от деформированной личности, заключается в другом. "В чем именно состоит феномен креа-
тивности?" — так можно обозначить основную задачу это-
* Единственная разница между мною и сумасшед- шим состоит в том, что я не сумасшедший (англ.).
феномен КРЕАТИВНОСТИ
го раздела, ставшего уже традиционным в дифференци- альной психологии.
16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ ГЕНИАЛЬНОСТИ?
Вера в связь между разными видами душевного расстрой- ства и одаренностью устойчива. Тому, конечно же, есть подтверждения из жизни. Талантливый писатель Эрнест Хэмингуэй страдал от запоев и депрессии и покончил жизнь самоубийством. Выдающаяся актриса кино двадца- того века Мэрилин Монро была склонна к алкоголизму и также убила себя. Незаурядный немецкий философ Фрид- рих Ницше всю жизнь страдал от меланхолии, а знамени- тый француз Жан Поль-Сартр употреблял стимуляторы и алкоголь, с помощью которых регулировал свое настрое- ние и сон. Эту довольно печальную портретную галерею можно расширить соответствующими примерами до неве- роятных размеров. С самого начала возникают два вопроса:
1. Возможно, случаи тяжелых расстройств среди выдаю- щихся, творческих людей так же часты, как и среди "обыч- ных" (так и хочется написать — "нормальных") людей. Подтверждение этой гипотезы, путем сравнения двух вы- борок с выявлением процента "сумасшедших", позволи- ло бы избавиться от представления о неразрывной связи в паре "творчество—безумие".
2. Возможно также, что сравнение неблагополучной в смысле психического здоровья части творческой популя- ции с другой, вполне благополучной по показателям ду- шевного здоровья и личностного успеха, также избавило нас — в случае положительного ответа о невыявленных различиях — от навязчивого стереотипа о "сумасшедшем профессоре" или "художнике-маньяке".
Мы попытаемся среди разрозненных исследовательс- ких данных и гипотез собрать сведения, подтверждающие мли опровергающие эти два положения. Однако заранее нужно сказать, что свидетельств о существовании научно °боснованного исследования, непосредственно посвящен- мого проверке сформулированных гипотез, пока встретить "е Удалось.
"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА
Всего двести лет назад шизофрения и меланхолия - выделенные среди прочего сонма психических забо-5 леваний — считались источником... творчества. Ч. Ломб- розо (1896/1995) был уверен в том, что гениальность — лишь одна из форм умопомешательства. Возможно, как отголосок этой установки (или как факт творческой реальности?), недавние исследования подчеркивают роль депрессии и мании, сопровождающих жизненный путь многих творческих людей. Калифорнийские психологи (Goertyl et a/.,1978) сообщают о 10% превышении пси- хических заболеваний в обследованной ими группе твор- ческих личностей, по сравнению с контрольной выбор- кой. Обсуждаемую точку зрения всецело поддерживают клиницисты, неизменно обнаруживающие тесную связь между душевными заболеваниями и творчеством. В связи с этим уместно вспомнить ремарку Ивана Петровича Павлова во время обсуждения на одной из знаменитых "сред" только что вышедшей книги Эрнста Кречмера (1924/1994) "Строение тела и характер". Павлов (1951а), говоря о выделенных Кречмером на основе конститу- ции типах, подчеркнул:
"Почему типы, преобладающие в заболеваниях и в конце концов попадающие в психиатрическую лечебницу, должны считаться основными? Ведь большинство человечества вовсе к этой лечебнице отношения не имеет. Он (Кречмер) увлек- ся клиникой и позабыл о другом мире" (с.475—476).
Однако взгляд на различия между "творческими" и "не- творческими" типами людей через данные клинических обследований очень распространен и сейчас. Г.Айзенк (Eysenk, 1993) также предполагает, что психотизм — как черта личности, характеризующая крайность поведения и образа мышления — лежит в основе множества форм кре- ативности.
16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
Радует то, что некоторые — пока еще очень малочис- ленные — авторы подчеркивают в своих исследованиях,
феномен wa тивности
что творческое развитие по природе своей 'базируется на здоровых психических процессах (Rothenberg, 1979).
Некоторые выводы представляются весьма шокирую- щими даже сторонникам вынесенной в заглавие раздела гипотезы. Например, данные в поддержку представления о необходимости эмоциональной стабильности для дости- жения жизненного успеха {Albert, 1992). Здесь нужно сде- лать одно важное замечание. В исследовании психологи- ческих особенностей творческой личности не всегда раз- водятся уровни достигнутых результатов, по которым, соб- ственно говоря, творчество и оценивается. Эту иерархию результатов можно представить следующим образом:
ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ
Рис. 23. Пирамида успеха
Понятно, что не все люди, достигшие жизненного ус- пеха, обязательно могут похвастаться наличием творчес- ких достижений, также как и не все, имеющие таковые, считаются (а не "считают себя") гениальными. Два обрам- ляющих Пирамиду Успеха субъективных (интраиндивиду- альных) параметра являются необходимыми условиями творческого роста и важным дополнением к общему пор- трету выдающейся личности. Однако они часто интерпре- тируются как своя противоположность, превращаясь в первое и второе ограничения, препятствующие творчес- кому развитию. История свидетельствует, что далеко не йсе гении обладали соответствующим уровнем личностно- 10 развития, центральным элементом которого является Фактор психологической культуры. И, конечно же, снять первое ограничение (достижение ощущения благополучия) '°всем не представляется возможным с точки зрения сто- 1-°нников "клинической (психопатологической) теории
|