КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Quot;иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
ривать как соотношение более общего и более спе- циального. В этом случае одаренность есть фактор не- коей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных спо- собностей. Очевидна связь этой гипотезы с представ- лениями о природе интеллекта (см. главу 6), в котором выделяются общий и специальные факторы. Перспек- тивной является и точка зрения Б.М.Теплова (1986), который, вопреки традиционным представлениям об од- носторонности таланта, считал, что "талант как тако- вой многосторонен" (см. Лейтес, 1997). Не менее су- щественным представляется объяснение различий меж- ду одаренностью и талантливостью с позиций генети- чески-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс.
Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и спе- циальных способностей, но, прежде всего, их соотно- шением с другими индивидуальными свойствами (в пер- вую очередь мотивационными факторами) и предостав- ляемыми средой возможностями (Гржибкова, 1988). В многомерных моделях таланта подчеркивается интерак- тивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и экопсихологически- ми переменными (Heller, 1986).
Все более очевидной становится связь таланта с осо- бенностями личности. Концентрированное выражение эта точка зрения получает, например, в концепции креа- тивной активности личности {Богоявленская, 1983), со- гласно которой можно говорить о существовании особо- го симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятству- ющих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соот- ветствует конструкту "поисковой активности" (Аршавс- кий, Ротенберг, 1976; Ротенберг, Аршавский, 1984) и "поиску ощущений" (Zuckerman, 1994). Данные многих других исследований также позволяют рассматривать
феномен КРЕАТИВНОСТИ
талантливость как переменную, связанную с личност- ным уровнем в структуре индивидуальных свойств.
Если о рассмотренных только что компонентах креа- тивности, как весьма неоднозначного жизненного явле- ния, еще можно помыслить в терминах научного анализа, то эффект гениальности представляется для многих иссле- дователей творчества и вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. Спору нет, гениальность непредс- казуема. Но изучать ее как уже имеющийся факт жизни представляется возможным и необходимым, для того хотя бы, чтобы понять потенциальные возможности человека как особого вида творящих (то есть преобразующих путем сознательного конструктивного созидания) существ. Сре- ди наиболее часто упоминаемых признаков гениальности выделяются спонтанность, как следствие внесознательной активности психики; непредсказуемость поведения в ти- пичных ситуациях; организующее воздействие мотивации, результатом чего является не только потребление, но и генерирование творческой энергии. Все эти характеристи- ки относятся одновременно и к разряду интегративных эффектов, производимых саморазвивающимися и саморе- гулируемыми системами, которые составляют целостную человеческую индивидуальность. При этом понятия "уни- кальность" и "творческая активность" соответствуют тому "уровню анализа, предметом которого является целост- ная индивидуальность" (см. например, Дружинин, 1993).
Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности. Подчеркнем, что речь идет о точке отсчета в анализе фе- номена, а не о тождественности рассматриваемых поня- тий. Гений — это не просто = одаренность + талантли- вость. Арифметические вычисления не применимы к оценке сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обра- тившись к интегральному анализу ее носителя — индиви- дуальности того человека, который считается гением.
16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?
Если гениальность — это неуловимое нечто, а креатив- ность — спонтанное проявление внесознательно регули-
|