Элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ .ТВОРЧЕСКОЙ
личности
Э.Людвиг (Ludwig, \996)-в своей недавней работе вы- делил следующие критерии, определяющие границу меж-
12 А. Либин
"иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
ду творчеством и дезадаптацией, под творчество маскиру- ющейся. Это комбинация элементов, включающая лично- стные и ситуативные переменные:
"наличие специального таланта или способностей
благополучные родители
настойчивость (не чуждая упрямству и своенравию)
способность быть одному
физическая обостренная чувствительность
личностная самобытность
стремление быть первым
духовная неудовлетворенность" (с. 181). Каждый из этих элементов обозначает грань между фор- мированием творческой формы жизни и "обычным суще- ствованием". Например, первая отмеченная позиция ин- терпретируется как стремление к самообучению и изуче- нию гораздо большего, чем требуется формально; жела- ние учиться под руководством известных мастеров (буду- щие Нобелевские лауреаты стремятся учиться у нынеш- них) и т.д.
Многие из отмеченных выше элементов оказывались в разное время предметом специальных исследований. Ф.Гальтон (Gallon, 1869/1978) в своей книге "Наследст- венный гений", положившей начало этапу научных ис- следований творчества, утверждал, что присущий гени- ям талант, по всей видимости, концентрируется в опре- деленных семейных кланах и, вследствие этого, являет- ся сугубо врожденным качеством. Однако современные данные не подтверждают предположения о генетичес- ких предпосылках креативности как психологического феномена,
Большинство представителей идеографического подхода (Wallace & Gruber, 1989), модернизирующие представле- ния Гальтона в современной герменевтической традиции, полагают, что каждая творческая личность и соответству- ющая ей окружающая среда образуют уникальную конфи- гурацию характеристик, которая не может быть деконтек- стуализирована в виде измеряемых переменных. Такая си- туация порождает оксиморон "неуникальной уникальнос- ти" (Eysenck, 1996), так как, не имея возможности провести сравнительный анализ сугубо уникального феномена твор-
феномен КРЕАТИВНОСТИ
ческой личности, невозможно сделать вывод об уникаль- ности и творческости самой личности.
16.5. портрет ГЕНИЯ
В обыденном сознании неизбежно присутствует образ профессора-не-от-мира-сего или обладающего мистичес- ким даром творения художника. Кажется, что образ таин- ственного гения не включает в себя никаких черт, прису- щих "простым смертным". Многие психологические тео- рии также испытали на себе давление этих житейских сте- реотипов, так как даже весьма солидная профессиональ- ная подготовка не является иммунитетом от "заражения стереотипами". И все же...
Хотя психологами неоднократно высказывалось мнение, что "величие лидеров есть лишь в меньшей степени след- ствие их выдающейся личности, но в гораздо большей сте- пени она определяется тем, что они находятся в нужном месте в нужное время" (Simonton, 1984), сегодня никто не возьмется оспаривать наличие определенной совокупнос- ти индивидуальных свойств, отличающих в целом когорту гениев от остальных людей. Правда, продолжая только что процитированную фразуД.Симонтона, можно сказать, что умение "находиться в нужное время в нужном месте" яв- ляется логическим завершением стремления творческой личности найти подходящую для реализации своих замыс- лов среду и конкретную ситуацию.
Среди многообразия характеристик, описывающих твор- ческую личность, можно выделить семь базовых векторов, определяющих свойственную креативным субъектам нео- бычность мировосприятия и поведения:
* независимость взглядов и неконформность суждений;
* стремление выйти за рамки, "нарушить границы";
оригинальность и нестандартность;
* устойчивость к неопределенным ситуациям;
* конструктивная активность в предметной деятель- ности;
* сила Я, связанная с возможностью автономного фун- кционирования и устойчивостью к давлению социального окружения;
12*
|