Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Интеллектуальность VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Для измерения креативности, как правило, приме-
няются тесты, выявляющие необычность, оригиналь-

 


феномен КРЕАТИВНОСТИ

ность восприятия и мышления у креативов по сравне-
нию со стандартностью и распространенностью данных
ответов у считающихся не-креативами субъектов
(Тоггапсе, 1979). Наиболее интересным представляется
сопоставление уровня необычных и неожиданных отве-
тов, относящихся к явным признакам креативности, с
показателями IQ. С этой целью было проведено обследо-
вание студентов (Get^els & Jackson, 1962), по результа-
там которого выявились две непересекающиеся группы:

не-креативы с очень высоким уровнем IQ (свыше 150)
и креативы с гораздо меньшим (хотя и выше среднего)
уровнем 10 (около 127 баллов). Был также проведен тест
измерения достижений в обучении, включающий важ-
ные для академической успеваемости задания (анализ
прочитанного, лингвистические навыки, грамотность и
пр.). Ожидалось обнаружить разницу в тесте достижений
между двумя группами, обусловленную весьма суще-
ственной разницей (в 23 балла!) в уровне тестируемого
интеллекта. Однако никакой разницы в успешности не
было выявлено. Креативность оказалась фактором, ко-
торый не фиксировался с помощью стандартных тестов
интеллекта.

Этот вывод после был воспроизведен в восьми иссле-
дованиях, но само новое измерение психической способ-
ности было скорее обозначено "от противного", чем ве-
рифицировано. Корреляция между баллами креативности
и баллами IQ обычно оказывалась очень низкой, состав-
ляя 0.10—0.30, и каждый раз исследователи убеждались,
что тесты измеряют различные факторы (Anastasi & Urbina,
1997). Другими словами, если при организации приема в
университеты ориентироваться на группу студентов, за-
нимающих верхние 20% на шкале интеллекта, можно по-
терять 70% креативов (Тоггапсе, 1980).

Возможно, в этом кроется причина того, что прогнос-
тичность успешности, сделанная на основе выявленного
Уровня креативности, оказывается высокой для таких об-
ластей деятельности, как драматическое искусство, лите-
ратура и музыка, составляя г = 0.50 для пятилетнего пе-
риода (Cropley, 1972). Но этот тип прогноза теряет свою
силу, будучи применен к оценке будущей успешности в




^

352 "иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОЮ

научных областях. Зато показатели уровня IQ оказываются
весьма эффективными для предсказания успеха в точных
академических науках.

конвергентность VS ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Возможное объяснение описанного только что фено-
мена заключается, с одной стороны, в наличии большего
пространства для проявления необычного и неопределен-
ного в искусстве, и, с другой стороны, в большей регла-
ментированности и жесткости правил, характерных для
точных наук — физики, химии, биологии и математики. В
то же время, изучая особенности связанного с творчески-
ми процессами дивергентного мышления (понимаемого как
порождение множества решений на основе однозначных
данных; обычно противопоставляется диагносцируемому
с помощью традиционных тестов интеллекта конвергент-
ному мышлению, нацеленному на выявление единствен-
но верного результата — см. Guilford & Hoepfner, 1971),
исследователи установили, что ответы дивергентного типа
(по сравнению с ответами, обнаруживающими низкую
дивергентность) оказываются эффективными предикто-
рами для последующего проявления креативности в обла-
сти научных изысканий, архитектуры и инженерных раз-
работок (Cough, 1976).



креативность VS РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ

По мнению В.Н.Дружинина (1995), все интеллектуаль-
ные тесты и тесты креативности можно проранжировать
по шкале "регламентированность—свобода" поведения
испытуемого в ситуации тестирования. Представим про-
анализированные в указанной выше работе данные на ри-
сунке 24.

Корреляции тестов интеллекта и тестов креативности,
таким образом, находятся в довольно сильной зависимос-
ти от ситуации тестирования. В то же время "креативность
проявляется в той мере, в которой ситуация оказывается
менее жесткой с точки зрения ограничительных требова-
ния к деятельности" (Дружинин, 1995). На основе экспе-
риментальных данных исследователь приходит к выводу о


ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ ____-

Рис. 24. Соотношение креативности и регламентирован-
ности—свободы поведения субъекта в тестовой

ситуации

возможности судить по оригинальному ответу о наличии у
человека креативности; однако отсутствие в свободной
ситуации креативных ответов еще не свидетельствует об
отсутствии у человека креативности.

Выявленная реципрокная зависимость между креатив-
ностью и регламентированностью поведения характер-
на не только для тестовых, но и для широкого круга
жизненных ситуаций. При этом одно важное обстоятель-
ство играет решающую роль — "свободные условия толь-
ко создают возможности для проявления креативности"
(там же, с. 124), проявляется же креативность, с нашей
точки зрения, лишь в результате осознанной потребности
в творчестве. ,


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 12; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Quot;иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО | Элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ .ТВОРЧЕСКОЙ
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты