КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ. В XVIIв. во Франции установилась абсолютная монархия
В XVIIв. во Франции установилась абсолютная монархия. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643 – 1715) «Государство – это я» имела под собой весомое основание: королевской власти подчинялась даже религиозная жизнь страны. Во французском изобразительном искусстве XVIIв. можно выделить два этапа, хронологически совпадающие с первой и второй половиной столетия. В его первой половине при дворе официальным стилем стало барокко, хотя оно не получило широкого распространения. В борьбе с ним формировались реализм и классицизм, который и оказался самым крупным явлением художественной жизни Франции. В нем нашли отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся к 30-м годам XVII в. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. Ведущая роль в это время принадлежала живописи. Во второй половине XVIIв. классицизм утратил глубину и независимость идей. Между тем он был официально признан великим стилем, охватившим все виды искусств, при этом живопись и скульптура приобрели декоративный характер и стали подчиняться архитектуре. Живопись.Наиболее выдающимся художником французского классицизма XVII в. считается Никола Пуссен (1594 – 1665), хотя его творчество шире рамок этого стиля. Его художественные замыслы были соотнесены с глобальной для изобразительного искусства задачей – созданием гармонии картины. Во второй половине 1620-х годов Пуссен осваивал колористические вершины венецианской живописи, особенно наследие Тициана. Влиянием живописной палитры этого мастера объясняется колорит картины «Ринальдо и Армида» (МГИИ им. А.С. Пушкина, Москва). Полотна «Аполлон и Дафна», «Вакханалия» и «Царство Флоры» (1631 – 1632) развивают мифологические мотивы «Метаморфоз» Овидия. Многофигурная композиция «Царство Флоры» проста и выразительна. Точно найдены жесты и позы античных героев, превращающихся в цветы. Слегка склонившись, Нарцисс глядит на свое отражение в сосуде с водой, который принесла ему Эхо, очарованная его красотой; с тоской и нежностью смотрят друг на друга влюбленные Смила и Крон... Даже смерть в царстве танцующей Флоры выглядит светлой и гармоничной. Фигуры стройны, элегантны, цвета воздушны, так как Пуссен считает, что именно такими природа и разум учат их создавать. Произведения 1620 – 1630-х годов – реализация программных устремлений Пуссена: его интересуют героические образы («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия»). Художник стремится философски подходить к своим сюжетам. К сюжету об Аркадии – стране безмятежного счастья – Пуссен обращался не раз. Несколько вариантов композиционных эскизов говорят о важности для него этой темы. Антитеза быстротечности жизни и неизбежности смерти развивается в картине «Аркадские пастухи» (1632 – 1635). Заброшенная гробница с надписью: «И я был в Аркадии» – приводит в смятение пастухов, обнаруживших ее. Художник фиксирует разные состояния человеческого духа – раздумье, глубокое уныние, удивление. Философским размышлением о сложности творческого процесса стало панно «Триумф поэта» (1635 – 1638). Это – парафраз греческих рельефов. Все участники сцены – муза Каллиопа, Аполлон и увенчиваемый венком поэт – изображены друг за другом в ряд, в небольших ракурсах, окутаны прозрачной средой, светом и тенью. Знаменитый луврский «Автопортрет» Пуссена (1650) – один из самых удивительных в истории искусства. На фоне натянутых холстов в рамах мастер повернулся к зрителю. Видно, как он погружен в себя, как сосредоточен на своих мыслях. Взгляд Пуссена исследователи сравнивают скорее со взглядом ученого-аналитика, чем художника, воспринимающего мир как целое. После кризиса 1640-х годов образная система Пуссена стала строиться на новых художественных принципах. Вниманием мастера завладела природа. Она явилась для него символом гармонии бытия («Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» и др.). На полотне «Иоанн Богослов на острове Патмос» фигура Иоанна неотделима от величия природы, пейзаж удивителен по масштабности, устойчивости и грандиозности панорамы. Знаменитый пейзажный цикл «Четыре времени года» художник выполнил в последние годы жизни. Четыре поры жизни человека (и шире – человечества) аллегорически увидены в нем. В пейзаже «Весна» Адам и Ева встречают «утро человечества» в цветущем райском саду. Картина «Зима» – конец жизни, гибель, потоп. Безжалостная смерть холодом сковывает мир, рушащийся от воды, которая мощным потоком вырывается из-под земли. Этот трагический пейзаж был последней работой Пуссена.
Н. Пуссен. Аркадские пастухи
Младшим современником Пуссена был Клод Лоррен (1600 – 1682), художник, который работал только в жанре пейзажа. Такое разделение живописцев по специализациям – характерное для классицизма явление. Мастер, как правило, имел свое жанровое амплуа и не переходил его грани. Такие всеобъемлющие гении, как Никола Пуссен, свободно владеющие всеми жанрами, были редки. Клод Лоррен – родоначальник классицистического пейзажа. Пейзаж в его картинах вырос в полноправный жанр со своими специфическими отличиями. Художественный метод Лоррена как представителя классицизма предполагал сложную, идеализированную композицию, в которой не было места случайностям и натурным мотивам. Правда, художник выполнил достаточно много рисунков окрестностей Рима, но они решены панорамно и обобщенно. Исследователи, противопоставляя пуссеновские пейзажи видам Лоррена, пишут об усилении в работах последнего лирического начала в противовес героическому у старшего современника. Безусловно, что пейзажи этих художников не только изображение природного ландшафта, но и опосредованный образ человеческого духа, волнующих живописца проблем. Лоррен предпочитал писать морские дали (морские гавани – его излюбленный сюжет), широкие панорамы с глубокими горизонтами, различные периоды суток – закат или восход, утренний туман или вечерние сумерки. В 1650-е годы Лоррен вступил в пору творческого подъема и создал лучшие из своих произведений. В «Похищении Европы» представлен обобщенный образ природы, сюжет - лишь повод для написания морской панорамы. Поздний период творчества был отмечен у Лоррена более эмоциональным восприятием природы. Его колорит и свет достигают совершенства. Интересны картины «Утро» (1666), «Полдень» (1661), «Вечер» (1663), «Ночь» (ок. 1672) (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Истомой овеян «Полдень», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек – «Ночь». Самая лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Серебристо-голубой свет приближающегося утра растворяет силуэт большого дерева на переднем плане – он прозрачно темнеет на общем фоне. В тени просыпаются античные руины – следы ушедшей цивилизации, и этот мотив придает оттенок печали тихой поэзии рассвета. Система построения пейзажа в различных композиционных мотивах разработана Лорреном достаточно подробно. Классицистический принцип строгой выстроенности пейзажа предполагает деление пространства на несколько планов, выверенное соотношение между ними, свободный центр и обрамляющие композицию справа и слева деревья – кулисы. Такие изобразительные приемы стали каноничными для художников-пейзажистов вплоть до XIX в. Архитектура и сады.В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки: Люксембургский дворец в Париже, все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, и дворец Мезон-Лаффит под Парижем, здание которого в плане имеет П-образную форму, что делает его более открытым. В первой половине XVIIв. вокруг дворца архитектор обязательно устраивал парк. В отличие от английских парков с естественной природой французы создали искусственный пейзаж, не похожий на природный: с четкой планировкой, аллеями, пересекающимися под прямым углом, цветниками правильной формы, деревьями, подстриженными в виде геометрических тел. Такой парк получил название регулярный или французский. Вершиной нового стиля в архитектуре стал Версаль – грандиозная парадная резиденция, громадный комплекс дворцов, садов и парков, расположенный в двух десятках километров к юго-западу от Парижа. Он настолько велик, что его невозможно охватить взглядом. Только с воздуха открывается грандиозный план Версаля и полностью видны его пределы. Версальский дворец был воздвигнут в XVII в. по приказу Людовика XIV, не любившего мятежный Париж. По замыслу архитектора Луи Лево (заканчивал строительство Версаля Ж. Ардуэн-Мансар), главной частью комплекса должен был стать Большой дворец. Все постройки дворца оформлены в одном стиле. Фасады поделены на три яруса. Нижний ярус отделан рустом; средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры; верхний ярус был меньше всех по размеру и лишен украшений. Тысячи рабочих строили Версаль более 30 лет. Они срывали холмы, осушали болота, пересаживали целые рощи. Чтобы снабдить водой 1400 фонтанов, был построен специальный канал. Когда двор Людовика XIVпереехал в Версаль, в Большом дворце и прилегающих к нему зданиях разместилось около 10 тыс. придворных и слуг. 700 комнат дворца были отделаны бархатом и золотом, украшены живописными полотнами, скульптурами, зеркалами и произведениями декоративно-прикладного искусства. Великолепную Зеркальную галерею освещали 17 высоких окон, а с противоположной стороны было установлено такое же количество зеркал. Особенно хороша была галерея на закате солнца, когда все помещение наполнялось пылающим светом. Версальский дворец поражал современников своими размерами и роскошью. Парки Версаля, созданные знаменитым архитектором и садовником А. Ленотром, с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами представляли собой шедевр французского стиля в парковом искусстве. Они предназначались для отдыха и увеселений, для наслаждения операми Люлли, пьесами Расина и Мольера. В известном смысле, весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену. Классическая соразмерность и торжественность архитектуры Версаля символизировали великолепие французской короны, мощь страны, которой правил Людовик XIV – Король-солнце. Вопросы и задания 1) Какие черты пришли в стиль барокко от Возрождения? 2) Найдите сходство барокко и эллинизма. 3) Находите ли вы общее в мировоззрении человека в эпоху барокко и в наши дни? 4) Какие проблемы впервые выдвигает искусство барокко? 5) Какое из искусств играет ведущую роль в стиле барокко? 6) Какие основные черты присущи барочной живописи? 7) Кто был основателем стиля барокко? Охарактеризуйте его творчество. 8) Какие шедевры барочной архитектуры вы знаете? 9) Что нового привнес в искусство Л. Бернини? 10. В чем заключается коренное отличие фрески «Тайная вечеря» Леонардо от одноименной фрески Тинторетто? 11) Какие новые приемы привносит в живопись Караваджо? 12) Расскажите о творчестве П. Рубенса. 13) Чем прославился А. Ван Дейк? 14) Какие произведения Рембрандта являются шедеврами мирового искусства? Охарактеризуйте их. 15) Какие новые возможности светотени открыл Рембрандт? 16) Каким образом представления о времени воплотились в живописи Веласкеса и Рембрандта? 17) Каковы основные черты классицизма? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. 18) На каких художественных принципах строилась образная система Н. Пуссена? 19) Расскажите о самых известных полотнах Веласкеса. 20) Какие композиционные приемы помогли Веласкесу раскрыть идейное содержание картин «Менины» и «Пряхи»? 21) Расскажите о системе построения пейзажа, разработанной К. Лорреном. 22. Опишите архитектурно-художественные достоинства дворцово-паркового ансамбля Версаля.
|