КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII в.XVIII век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но и к широкой демократической среде. Определяющие тенденции в искусстве стран Европы проявлялись неравномерно и отличались большим разнообразием. Стиль барокко в XVIII в. перешел в свою завершающую фазу, которая получила название позднее барокко. В разных странах и в разных видах искусства временные границы позднего барокко определялись по-своему. Дольше всего оно просуществовало в монументально-декоративной живописи, особенно в росписях храмовых интерьеров, и скульптуре. Искусство XVIII в. прошло два этапа. Первый характеризовался видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Второй связан с развитием просветительского классицизма, который приобрел новые черты. Рококо– стиль европейского искусства первой половины XVIII в., сформировавшийся во Франции и получивший свое название от элемента орнамента рокайль, напоминающего по форме морскую раковину. Орнамент с рокайльными элементами появился при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природу (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Впоследствии термин «рокайль» стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, похожие на раковину, неровную жемчужину или камень. Иногда термин «рокайль» применяется для обозначения стиля рококо в целом. Современники называли рококо «стилем Людовика XV», отмечая время его возникновения. Утративший присущие барокко монументальность и размах, стиль рококо был обращен к удобству повседневного быта, утонченности обстановки. В убранстве помещений большую роль играли орнаменты, покрывающие стены и потолки. Интерьеры украшались рельефами, масками амуров, живописными панно и зеркалами. Прихотливым изяществом отличались изделия декоративно-прикладного искусства, мастера которого умели выявить выразительные возможности фарфора, ювелирных украшений, резьбы по дереву. В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм. Пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. Рокайльное искусство в силу своего изящества нуждалось в особого рода зрителях, которые могли и умели наслаждатъся им. Культура XVIIIв. получает в наследство от предыдущего столетия такое мироощущение, в котором художественный вкус важнее многих других качеств человека. В произведении искусства возникает иллюзия жизненности, но человек со вкусом это понимает, кроме того, он знает, как она достигается, и получает двойное наслаждение: с одной стороны, от естественного, с другой – от искусственного. Знание и наслаждение – противоречивые стремления – стали для культуры рококо основополагающими факторами. Художник и зритель идут навстречу друг другу. Если для барочных эффектов необходима вся гамма эмоциональных состояний – от радости до трагической безысходности, то для наслаждающегося рококо подходят лишь изысканно тонкие, изящные чувства. Для художественного языка рококо слово «изящный» – ключевое. Как известно, оно характеризует красоту очертаний предметов, их соразмерность, отточенность формы, изысканность, элегантность внешнего вида. О величественном, прекрасно-возвышенном, как это было в искусстве барокко, речь уже не идет. В манере выдающихся мастеров рококо заметны виртуозная легкость и тонкость исполнения, точно найденная мера между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа. С 1760-х годов на смену стилю рококо пришла вторая волна классицизма – неоклассицизм. Неоклассицизм– стиль, существовавший в XVIII– начале XIXв., – противопоставил декоративности рококо естественную простоту. Классицизм XVIII в. смог глубже узнать источник своего творческого вдохновения - античность. В XVIIв. знания об античности были отрывочными. Только в 1719 г. в Геркулануме и в 1748 г. в Помпеях начались археологические раскопки покрытых лавой Везувия городов. Художники впервые получили возможность изучать древнегреческое искусство по подлинникам. Великая античная традиция в искусстве классицизма оказалась зримой, пластически-осязаемой, чувственно-воплощенной. Во второй половине XVIII в. живопись обратилась к республиканским идеям Античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж.Л. Давид). Далеко не во всех странах неоклассицизм сменил рококо. Так было во Франции и отчасти в Германии, в Италии рококо сосуществовало с барокко. Внутри национальных школ открыто проявлялась борьба разных художественных направлений. Параллельно с неоклассицизмом, испытывая его воздействие, развивался реализм. Во второй половине XVIII в. зародился сентиментализмс его культом чувства и страсти, преклонением перед искренностью, с состраданием, вызывающим слезы. Тогда же возникло и связанное с ним предромантическое направление, пробудился интерес к Средневековью и народным формам искусства. В живописи идеалы сентиментализма наиболее полно выразил Ж.Б. Грёз в образах молоденьких, соблазнительных, но обязательно бедных и несчастных девушек, нищих, детей и обездоленных стариков. Отчасти к сентиментализму склонялись О. Фрагонар и Ж.С. Шарден. Большое распространение сентиментализм получил в Германии и Австрии. Он породил моду на миниатюрную живопись, медальоны с портретами, коробочки, табакерки и др. В Западной Европе неоклассицизм и сентиментализм представляют собой, скорее, две последовательные фазы одного художественного процесса.
|