КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИВ XVIIIв. наиболее значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в таких немецких государствах, как Бавария, Саксония и Пруссия. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII в. развивался стиль барокко. По насыщенности и сложности форм немецкое барокко можно сравнить только с барокко Италии. Вместе с тем немецкое барокко отличается в целом некоторой измельченностью и сухостью деталей. Типично барочные элементы нередко переплетаются в нем с мотивами рококо. Немецкая монументально-декоративная живопись в барочном стиле складывалась под влиянием Д.Б. Тьеполо. В области теории искусства Германия наряду с Францией занимала в XVIII в. ведущее положение среди европейских стран. Деятельность И.И. Винкельмана, работы Г.Э. Лессинга и И.В. Гёте, Ф. Шиллера имели важное значение для формирования классицизма в европейском искусстве. Книга Винкельмана «История искусства древности» (1763) была первой научной работой по теории искусства и закладывала основы искусствоведения. Он рассматривал развитие искусства при помощи рационалистической методологии классицизма, обратившись к анализу всего художественного процесса в целом в противовес укоренившемуся до него описанию творчества отдельных мастеров и школ, применял метод сравнительного изучения произведений искусства. В живописи идеи классицизма были претворены саксонским художником А.Р. Менгсом (1728 – 1779), наиболее характерной работой, которого является роспись плафона «Парнас» в вилле Альбани в Риме. Менгс трактует роспись как станковую картину, помещенную на плоскость потолка, отказавшись от иллюзорно-пространственной системы построения фрески, характерной для барочной живописи. Значительное развитие получает во второй половине XVIII в. портретная живопись Германии (А. Граф, А. Кауфман). Классический стиль приобрел более последовательный и четкий характер в немецкой архитектуре последней четверти XVIII в. Архитектура и скульптура.Большинство немецких построек в стиле барокко поражают пышностью убранства. В Баварии архитектор И.Б. Нейман (1687 – 1753) возвел грандиозную резиденцию епископа-курфюста Франконии (1719 – 1744) в Вюрцбурге. Архитектурное решение дворца определилось под влиянием композиции Версаля. Сооружение состояло из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон парадный открытый двор. Фасад дворца большой протяженности Нейман украсил крупными ризалитами. Нижний этаж отличается простотой, а верхние этажи украшены более пышно. Интерьеры дворца оформлены весьма изысканно, с использованием эффектных орнаментальных мотивов и скульптур. Особенно замечательна трехмаршевая парадная лестница, плафон которой был расписан Д.Б. Тьеполо на тему «Олимп и четыре части света» (1750-1753). Он же расписал Главный императорский зал дворца. Интерьеры Вюрцбурга принадлежат к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры XVIII в. Архитектор М.Д. Пёппельман (1662 – 1736) работал преимущественно в Саксонии. Он прославился строительством Цвингера (1711 – 1728) – парадной резиденции курфюстов Саксонии в Дрездене. Цвингер был предназначен для празднеств под открытым небом, поэтому он имеет большой двор, окруженный с трех сторон двухэтажными павильонами. Они соединяются одноярусными застекленными галереями, обработанными аркадами, где можно укрыться в случае плохой погоды. Над центром длинной галереи возвышается купол с пышной барочной скульптурой. В стиле барокко архитектором Г. Кьявери построена дворцовая католическая церковь в Дрездене (1738 – 1756). Привлекает внимание необычным расположением над входом западного фасада богато декорированная колокольня. Протестантский храм Фрауенкирхе (1726 – 1743) в Дрездене архитектор Г. Бер (1666 – 1738) также задумал в стиле барокко, но он использовал лишь простые плоские архитектурные украшения, без вычурности и пышности. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело выразительный силуэт. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, поэтому оно казалось вытесанным из одного куска камня. К сожалению, с течением времени белый известняк под воздействием атмосферных осадков стал черным, что значительно изменило облик Фрауенкирхе. Бер создал величественный храм, прекрасно соответствующий духу протестантского богослужения. Здание было разрушено во время Второй мировой войны, а в наши дни оно полностью восстановлено. Архитектура Пруссии и Берлина объединила в себе стилистические черты сооружений различных частей Германии. Наиболее крупным немецким архитектором и скульптором начала XVIII в. был А. Шлютер (ок. 1660 – 1714), продолживший начатое до него в классицистическом стиле строительство Цейхгауза (Арсенала) – одного из лучших сооружений Берлина, отличающееся композиционной четкостью и пропорциональностью фасадов. Шлютер великолепно украсил это здание декоративными статуями и рельефами, особенно выразительны трагические маски умирающих воинов. Оно из ярких скульптурных произведений Шлютера – конный бронзовый памятник курфюсту Ф. Вильгельму IIв Берлине (1696 – 1703). Шлютер облачил своего героя в античное одеяние и парик по моде XVIII в. Композицию дополняют статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олицетворяющие побежденных врагов Пруссии. В Потсдаме, пригороде Берлина, для короля Пруссии Фридриха IIархитектор Г.В. Кнобельсдорф (1699 – 1753)построил королевскую резиденцию Сан-Суси (1745 – 1747). Название в переводе с французского означает «без забот». Одноэтажное вытянутое здание дворца в соответствии со стилем рококо украшено изящной балюстрадой по карнизу. В его центре расположен овальный зал, крытый куполом. Торжественность парадного двора создается при помощи полукруглой колоннады. Ощущение единства интерьеров и природы достигается благодаря отсутствию цокольного этажа и огромным распахивающимся окнам-дверям. Величественность ансамблю придает большое количество лестниц-террас, ведущих в парк. Значительным сооружением Кнобельдорфа является здание Оперного театра в Берлине (1750), на фасадах которого применены древнегреческие ордера. Передний фасад наделен портиком коринфского стиля. Интерьеры оформлены в стиле рококо. Постепенно в Пруссии складывается архитектура немецкого классицизма – официально-холодная и тяжеловесная. Характерный пример – Бранденбургские ворота в Берлине (1788 – 1791). Архитектор К.Г. Лангханс (1732 – 1808)избрал образцом для них Пропилеи афинского Акрополя. Ворота, украшенные колоннами и колесницей с квадригой коней наверху, производят демонстративно величественное впечатление. Суровая и торжественная архитектура Бранденбургских ворот во многом определила стиль ряда более поздних сооружений немецкой столицы. Вопросы и задания 1) Что характерно для стиля рококо в целом? 2) Какие основные черты присущи живописи рококо? 3) Сравните живопись французского и английского рококо. 4) Расскажите о шедеврах европейской архитектуры рококо XVIIIв. 5) Каковы основные черты неоклассицизма? 6) Приведите примеры памятников европейской архитектуры классицизмаXVIII в. 7) На манеру какого художника, ориентировались все европейские мастера в XVIII в.? В чем она заключалась? 8) Какие новые приемы привнес в живопись Ватто? 9) Как творчество Буше связано со стилем рококо? 10) Каковы основные тенденции в творчестве Фрагонара? 11) Расскажите о творчестве Давида. 12) Расскажите о творчестве Хогарта. 13) Сравните портреты актрисы Сары Сиддонс работы Рейнольдса и Гейнсборо. 14) Какие стили были характерны для английской архитектуры XVIII в.? 15) Каковы основные черты английского пейзажного парка? 16) Расскажите о развитии стиля барокко в немецкой архитектуре XVIII в. 17) Приведите примеры памятников немецкой архитектуры XVIII в., построенных в стиле классицизма.
|