КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ. Во французском искусстве первой трети XIX в
Во французском искусстве первой трети XIX в. четко выделились различные стили, прежде всего противоборствующие между собой классицизм и романтизм, главным отличием которого был активный, наступательный («революционный») характер. Скульптура.Для творчества скульпторов-романтиков характерны отказ от канонов, яркая эмоциональность, обращение к историческим сюжетам. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда (1784 – 1855) «Выступление добровольцев в 1792 году», который чаще называют «Марсельеза». Он украшает Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. В композиции смело объединены аллегория и реальность. Гений победы, рассекающий воздух крыльями, зовет за собой народ. В монолитных рядах наряду с типичными образами простых людей можно увидеть мужественного воина, облаченного в античные одежды. Богатство фактурных приемов, резкие контрасты света и тени подчеркивают мощную моделировку форм высокого рельефа. Живопись.Творчество Жана Огюста Доминика Энгра (1780 – 1867) приходится на период решительных изменений в искусстве: классицизм уступает место романтизму. Энгр, будучи в целом верным приверженцем классицизма, эту традицию понимал по-своему. С 1808 по 1818 г. были созданы «Сидящая купальщица», «Зевс и Фетида», «Большая одалиска», «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», «Рафаэль и Форнарина». Тематический диапазон Энгра явно выходит из рамок классицизма – с этим стилем его связывают только формальные поиски. Репутацию вождя классицизма за Энгром закрепила картина «Обет Людовика XIII», присланная в Салон 1824 г. Энгр как, классицист отчетливо представляет возможности живописного языка и никогда не пытается, подобно романтикам, нарушить пределы традиции. Романтики опирались на фантазию, классицизм предпочитал основываться на исторической и мифологической реальности. В период позднего классицизма это рождало странную смесь напыщенной надуманности и слащавого, с оттенком бытовизма, натурализма. Главные принципы Энгра как художника классической школы – точный контур, обрисовывающий фигуру, скульптурная лепка форм, динамичный рисунок, строгий, но разнообразный ритм, монохромность колорита – реализуются в лучших работах позднего периода: «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием», «Венера Анадиомена», «Турецкая баня» и др. На протяжении всего творческого пути Энгр с увлечением работает в жанре портрета (портреты семьи Ривьер, госпожи Девосе, госпожи Шовен, художника Те вене на – директора Французской академии в Риме). Художник стремился передать не только внешнее сходство, но и духовные устремления изображенных им людей. Видимо, герои его картин были близки художнику, и портреты ему на редкость удались. Младшим современникам Энгра – художникам Жерико и Делакруа, к 1860-м годам определившим лицо нового стиля – романтизма, он казался глубоко архаичным. Теодор Жерико (1791 – 1824) прожил короткую жизнь. Многие его планы остались неосуществленными, сохранились только наброски композиций. В Салоне 1812 г. Жерико показал большое полотно « Офицер императорских конных егерей во время атаки». Это был год апогея славы Наполеона и военного могущества Франции. На картине изображен всадник с саблей наголо на вздыбленном коне, призывающий солдат за собой. Диагональная композиция наилучшим образом усиливает эффект движения. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в волю человека, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в показе того, что раньше могла передать только музыка или поэзия: азарта боя, начала атаки, ритма сражения. С этой темой связано еще несколько произведений: «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир». Одна из лучших картин художника – «Плот "Медузы"» - была выставлена в Салоне 1819 г. и произвела настоящий фурор. Жерико создал свое произведение на основе реальных событий. У берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Погибающему кораблю удалось сбросить плот, на котором собралась горстка людей. Двенадцать дней их носило по бушующему морю, пока они не встретили судно «Аргус». О случившемся подробно рассказали спасшиеся пассажиры корабля – хирург Савиньи и инженер Корреар. Жерико заинтересовала ситуация предельного напряжения духовных и физических сил людей. Картина изображала пятнадцать спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте «Аргус». «Плот "Медузы"» явился результатом длительной подготовительной работы художника. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Сначала Жерико хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но потом решил сделать сюжетом их героическое поведение. Люди мужественно перенесли несчастье, и надежда на спасение их не оставила. В построении композиции художник выбрал точку зрения сверху, что позволило ему дать панорамный охват пространства (видны морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех оказавшихся на плоту. Диагональная композиция подчеркивает контраст между бессильно лежащими и устремившимися навстречу кораблю людьми, среди которых особенно выделяется машущий красным платком человек, подающий сигнал проходящему судну. Четкость ритма, нарастание динамики от группы к группе, красота обнаженных тел, темный колорит картины задают некую условность изображения. Полотно оказалось программным для романтического стиля, но
Т. Жерико. Плот «Медузы»
официальные круги восприняли его как критический памфлет. Жерико очень много работал в технике литографии. Например, «Большая английская сюита» (1821) представляет жизнь простого английского труженика. Стремление передать душевные движения и яркие эмоциональные состояния заставило Жерико согласиться на предложение его друга психиатра написать некоторых пациентов лечебницы («Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем» и др.). Новаторство Жерико открывало новые возможности для выражения идей романтизма. Поиски Жерико были продолжены Эженом Делакруа (1798 – 1863). Он хорошо понял, что в искусстве наступили времена необыкновенных страстей и сильных эмоциональных потрясений. Вождем романтизма Делакруа становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину «Резня на Хиосе». Откликаясь на события Французской революции 1830 г., он пишет картину «Свобода, ведущая народ» (1831). Подготовительные рисунки, эскизы показывают, как развивалась тема – от жанровой зарисовки к обобщению и символу. Сначала Делакруа представлял сюжет как схватку восставших с правительственными войсками и включил в эскиз портреты героев революции. В окончательном варианте изображены только восставшие, возглавляемые, а точнее, вдохновляемые фигурой Свободы, подобной античной богине. Облик женщины настраивает зрителя на символическое восприятие картины. Она поднялась над баррикадой, неуязвимая, в отличие от убитых восставших. Художник помещает рядом с фигурой Свободы студента, рабочего, мальчишку, вся остальная толпа слабо видна в дыме сражения. Картина «Свобода, ведущая народ» закрепила победу романтизма во французской живописи. После поездки Делакруа в Африку в конце 1831 г. он показал себя как блестящий мастер колорита («Алжирские женщины в своих покоях», всадники, сцены охот и сражений). В исторических картинах 1840-х годов («Взятие Константинополя», «Правосудие Траяна») новая манера художника явлена в полной мере. Открыв возможности цвета, Делакруа стремится опробовать их во всех видах и жанрах живописи: он создает монументально-декоративные росписи, пишет пейзажи, натюрморты, портреты. Среди портретируемых – выдающиеся деятели искусства XIX в.: писательница Жорж Санд, композитор и пианист Ф. Шопен, скрипач Н. Паганини. Делакруа также иллюстрировал произведения В. Шекспира и Д. Байрона, занимался литературным творчеством. Он хорошо описал процесс творческой работы художника-романтика, свои опыты по цвету, взаимоотношения музыки и других видов искусства.
|