Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО АНГЛИИ. Англия занимала несколько обособленное положение среди европейских стран из-за своего географического




 

Англия занимала несколько обособленное положение среди европейских стран из-за своего географического, политического и экономического своеобразия, хотя и находилась в постоянном взаимодействии с ними. На XVIII в. приходится расцвет английского искусства, связанный с общим подъемом культуры и буржуазной революцией 1640-1660 гг. Английская школа живописи выдвинула плеяду вы­дающихся мастеров: В. Хогарт, Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо и др.

Архитектура.В1666 г. Лондон сильно пострадал от пожара, поэтому в последующий период активно велись восстановительные работы, которые возглавил королевский архитектор К. Рен. Главный его шедевр – собор Св. Павла (1675 – 1710). Гигантский купол собора возвышается над городом. В истории архитектуры сочетание средневекового собора, на руинах которого был возведен храм, и классического купола довольно необычно. Как и собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла имеет внутренний купол и наружный, чисто декоративный, увенчанный большим фонарем. Уникальность сооружения Рена заключается в том, что он применил конструкцию купола из трех частей, так как построил конус из кирпича между внутренним и внешним куполами.

По проектам Рена было возведено 52 церкви. Отличительной чертой английского храма стали высокие колокольни.

В поисках национального стиля английские архитекторы обратились к книгам и путешествиям. Образцом для себя они выбрали древние постройки итальянца А. Палладио. Так возникло палладианство – стиль, который отличают строгие формы, гладкие стены, отсутствие украшений. Яркий пример – дом с классическим портиком и фронтоном в усадьбе К. Кемпбелла Уонстед-хаус близ Лондона.

Особенностью архитектуры английского классицизма было то, что в этом стиле строили в основном частные усадьбы и городские дома, а не общественные здания, как во Франции. По сравнению с французскими английские постройки были более легкими и изящными, особенно хороши были яркие и декоративные интерьеры домов.

Например, Р.Адам (1728 – 1792) любил использовать для украшения комнат этрусские орнаментальные мотивы. Один из наиболее известных его интерьеров – приемная в доме Сайон-хаус, украшенная 12 колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами на них. Колонны не имеют конструктивного значения: они просто приставлены к стене. Интерьеры Адама были высшим достижением английской архитектуры того времени, поэтому даже появился «стиль Адама», названный в его честь.

Одновременно с сооружениями классицизма в Англии появились постройки с использованием готических элементов (стрельчатые арки, высокие крыши, витражи и др.). Этот период увлечения готикой принято называть «готическим Возрождением». Он продолжался с середины XVIII в. вплоть до XX в.

Пейзажный парк. Вотличие от регулярного (французского) парка, в котором дорожки и аллеи прокладываются по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном (английском) парке создается иллюзия реальной природы, якобы не тронутой цивилизацией.

Придумали пейзажный парк англичане в XVIII в. У истоков этой идеи стоял архитектор сэр Д. Ванбро. Во время строительства дворца близ Оксфорда он написал специальный «Меморандум», в котором призывал свою заказчицу, герцогиню Мальборо, сохранить в усадьбе старый полуразрушенный дом, поскольку эти руины прекрасно украшали ландшафт.

Первый пейзажный парк устроил в своей усадьбе близ Лондона поэт А. Поуп. Он хотел создать парк, отвечающий английским представлениям о свободе и независимости личности. Регулярный парк, например парк Версаля, казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу. Англию же поэт считал свободной страной, и это должно было проявиться во всем, в том числе и в отношении к природе.

Лучшие пейзажные парки Англии той эпохи были созданы У.Кентом. Парк в Стоу (Центральная Англия) он украсил павильонами, построенными в разных стилях. Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально сделанные руины, которые напоминали давно минувшие времена. Уже в середине XVIII

Д. Рейнольдс. Портрет Сары Сиддонс в образе музы Трагедии

 

Т. Гейнсборо. Портрет Сары Сиддонс

 

столетия пейзажные парки были широко распространены, причем не только в Англии, но и во Франции, Германии, России.

Живопись.Один из самых значительных художников Англии XVIII в. – Уильям Хогарт (1697 – 1794). Как представитель национальной школы живописи, всегда сохраняющей интерес к человеку и окружающей природе, он был певцом радости естественного существования человека. Художественный язык Хогарта полон полунамеков, нюансов, оттенков, и в этом он близок к искусству рококо. Вместе с тем художник был склонен выискивать в жизни нечто нравственно уродливое и сатирически изображать его. Подобные образы встречались и впроизведениях французского рококо, однако Хогарт придает им усиленно полемическое звучание, стремясь обличать и клеймить пороки. Он обращается уже не к чувствительности зрителя, а к его разуму, воле. При этом говорит не один на один, а взывает к толпе, большому собранию народа.

Творческое наследие Хогарта состоит из нескольких серий картин, выполненных маслом, которые затем были тиражированы в гравюрных вариантах с литературными пояснениями («Карьера распутника», «Модный брак»). Напечатанные гравюры принесли Хогарту широкую известность.

Высшие достижения английского искусства второй половины XVIII в. относятся к жанру портрета. Художники стремились привнести в традиционные схемы парадного портрета живость характеров и точность психологических характеристик.

Большое место занимают портреты и в творческом наследии Хогарта («Семейство Уолластон», «Семейство Чомли», «Капитан Корэма», «Миссис Солтер»). Интересны автопортреты художника и типы людей из народа, например, знаменитая «Девушка с креветками» – изображение молодой и задорной рыбачки.

Одним из значительных портретистов был Джошуа Рейнольдс (1723 – 1792), создавший галерею образов своих современников – писателей, ученых, артистов, представителей знати. Сильные стороны его живописи проявились там, где он следовал натуре, изображал портретируемых в кругу семьи, за работой («Портрет писателя С.Джонсона», «Портрет сестер Уолдгрейв»). Кроме этого, художник писал парадные и аллегорические портреты в «большом статуарном стиле» (по его собственному выражению), например «Портрет Сары Сиддонс в образе музы Трагедии».

К лучшим работам Рейнольдса можно отнести образы офицеров, запечатленных на полях сражений («Портрет адмирала лорда Дж. О. Хитфтльда»). Творчество художника сочетает в себе традиции барочного аристократического портрета, классицистические тенденции и черты просветительского гуманизма.

Младшим современником Рейнольдса – был крупнейший английский художник Томас Гейнсборо (1727 – 1788).

Он главным образом работал в области портрета, но писал также замечательные пейзажи. В лучших произведениях Гейнсборо был реалистом, остро чувствующим характеры моделей. Он создал особый тип композиции – изображал людей отдыхающими или прогуливающимися на фоне пейзажа. В этих полотнах окружающая человека природа становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого. Художник использует сочетания и переливающиеся оттенки холодных голубовато-серых, жемчужных, оливковых и серебристых тонов. Ощущения изменчивости и воздушности мастер добивается с помощью тонкой игры светотени, динамичных мазков, сливающихся на расстоянии в одно целое. Особенности живописной манеры Гейнсборо можно проследить на примере портретов герцогини де Бофор («Портрет дамы в голубом») и Сары Сиддонс, передающих пленительные, благородные и утонченные образы молодых красавиц. Гейнсборо писал портреты в полный рост, поясные, погрудные, парные и групповые, сближающиеся с жанровыми сценами. Зрелый стиль художника сложился под влиянием А. Ван Дейка и А. Ватто.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты