КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ. На протяжении XIX в. немецкая культура занимала передовое место среди европейских стран, однако изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до
На протяжении XIX в. немецкая культура занимала передовое место среди европейских стран, однако изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до высочайшего уровня, как музыка и литература. Их лучшие достижения были связаны с противостоянием в первой трети XIXв. классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Живопись.В немецком романтизме преобладали мистические и религиозные настроения и образы. Самые интересные поиски вели художники в области портрета и пейзажа. Филипп Отто Рунге (1777 – 1810) одним из первых художников-романтиков поставил перед собой задачу синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Восприятие живописи предполагало музыкальное сопровождение. Ансамблевое звучание искусств должно было выразить единство божественных сил мира, каждая частичка которого символизирует космос в целом. Свет и цвет у Рунге отражали изменчивый круговорот жизни («Времена дня»). В своем «Автопортрете» Рунге запечатлел образ художника-романтика. Портрет исполнен в быстрой и размашистой манере. Рунге стремился уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу. Это лучше всего ему удавалось в детских портретах. Он предвосхитил пленэрные открытия второй половины XIX в. – фоном картины является пейзаж, блестяще передающий пространственные отношения, колористическое единство и эффекты светотени на открытом воздухе. Рунге был известным исследователем теории цвета. Он написал книгу «Цветовая сфера» (Гамбург, 1810), которая получила высокую оценку ученых и великого поэта И. В. Гёте, тоже занимавшегося научными изысканиями в этой области. Каспар Давид Фридрих (1770 – 1840) тонко воплотил идеалы романтизма в картинах природы. Искусствоведы отмечают в произведениях художника богатство пейзажных мотивов – море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. В ранний период он работал в графике, предпочитал создавать рисунки сепией, к живописи маслом он обратился довольно поздно («Крест в горах», «Аббатство в лесу», «Монах на берегу моря» и др.). В 1811 – 1812 гг. Фридрих под впечатлением поездки в горы создал серию пейзажей. Например, «Утро в горах» отражает все богатство красок восходящего солнца. К 1820-м годам относятся наиболее интересные работы художника. «Девушка у окна» демонстрирует довольно сложный прием сочетания темного пространства на переднем плане и светлого – на заднем. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, творческим кредо. Картину «Двое, созерцающие луну», где в лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух человеческих фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями, отличают свойственные романтическому пейзажу асимметричная композиция, контрасты света и тени. Фридрих был тонким мастером морских пейзажей («Восход луны над морем», «Гибель "Надежды" во льдах»). Последние работы художника – «Отдых на поле», «Большое болото» и «Воспоминание об Исполиновых горах» – ассоциативны, как любое творение романтиков, и предполагают различные уровни прочтения и толкования. Фридрих очень точен в рисунке, музыкально-гармоничен в ритмическом построении своих произведений, в которых старается говорить эмоциями цвета, световых эффектов.
|