КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО АНГЛИИЖивопись.В первые десятилетия XIX в. завершается начавшийся в середине XVIII в. период подъема английского искусства. В течение всей первой половины XIX в. в нем доминировала академическая школа. Однако пейзаж, которому в академической среде не придавали значения, стал весьма заметным явлением благодаря поискам художников-романтиков. Они, с одной стороны, стремились к реальному отображению мира, а с другой – рассматривали природу как мир страстей и бурных переживаний. Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно – развиваться жанру портрета. Однако большинство известных английских портретистов этого времени не достигли вершин мастеров английского портретного искусства XVIII в. и лишь подражали им. Актуальная для английского романтизма тема Средневековья определила, в частности, появление так называемых прерафаэлитов (Д.Г. Россети, У.Х. Хант, Д.Э. Миллес, Ф.М. Браун и др.). Художник-романтик Уильям Блейк (1757 – 1827) материализовал в своих работах фантастический мир снов. Он писал стихи, иллюстрировал свои и чужие книги. Наиболее известными его произведениями считаются иллюстрации к библейской «Книге Иова», «Божественной комедии» Данте, «Потерянному раю» Мильтона. Блейк населял свои композиции титаническими фигурами героев. Демоническая, мятежная гордость сочеталась у него с особого рода гармонией, создаваемой из диссонансов. От подобных работ отличаются пейзажные гравюры к «Пасторалям» римского поэта Вергилия – они более идиллически романтичны, чем все предшествующие произведения художника. Романтизм Блейка пробует найти некую художественную формулу существования мира. Он мыслит символами, стремится объять и выразить мир в целостном единстве. Джозеф Мэлорд Уильям Тернер (1775 – 1851) – яркий представитель романтического пейзажа. Он был прекрасным акварелистом, добивался легкости и прозрачности красок, потрясающих световых эффектов. Художник часто обращался к мотивам К. Лоррена, трактуя их в романтическом духе, любил писать морские пейзажи, картины на исторические и мифологические темы. Его полотна отличались динамикой, чистыми, яркими красками. Особенно интересовала художника возможность передачи на полотне мерцающих эффектов, дымки, растворяющей контуры предметов. Художника восхищала не только природа, но и достижения технического прогресса. Так, на картине «Дождь, пар и скорость» У. Тернер передал бешеный темп движения самого быстрого поезда того времени. Из ослепительного блеска возникают еле различимые очертания длинного поезда, который намечен широкими черными мазками. На втором плане слева едва виден город. В этом фантастическом пейзаже единственной узнаваемой деталью оказывается контур моста через Темзу. Полотно хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Д.М.У. Тернер. Дождь, пар и скорость В картинах Тернера позднего периода усилилось фантастическое начало, появились отвлеченные символы. Он предпочитал светлые краски, белила и различные оттенки желтого в сочетании с коричневым. Тернер внес значительный вклад в разработку теории цветоведения и перспективы, посвятив этому несколько научных трудов. Колористические искания художника предвосхитили творчество импрессионистов. Он писал потоки дождя, морские бури, стихийные бедствия. Откликаясь на современные события, художник создал полотно «Пожар лондонского парламента» и картину «Невольничье судно». Глубоко эмоциональное искусство Тернера не было понято современниками. Он опередил свое время. Крупнейшим представителем английской пейзажной живописи был Джон Констебл (1776 – 1837). Он заложил основы свето-воздушного изображения природы XIX в. и первым в истории искусства вышел писать свои картины полностью на пленэре. Смелыми мазками Констебл изображал хорошо знакомые с детства места, этюд был так же важен для него, как и законченная картина. Его картины отличают простота тем, естественность композиции, ощущение гармонического единства природы («Мельница в Флэтфоре», «Дедхемская долина» и др.). В таких картинах, как «Мельничный поток», «Плотина и мельница в Дедхеме», Констебл использует густые мазки краски, чистые зеленые цвета, отказывается от тщательно выписанных деталей и эффектного освещения. Все это свидетельствует о зрелом мастерстве. Такие произведения, как «Белая лошадь», «Телега для сена» и др., были созданы в мастерской на основе этюдов с натуры. В дальнейшем это стало творческим методом художника. Творчество Констебла не получило признания на родине. Его картины впервые были оценены во Франции и оказали значительное влияние на развитие французского реалистического пейзажа. Вопросыи задания 1) Как возник стиль ампир? Кому принадлежала ведущая роль в его формировании? 2) Какие основные черты присущи стилю ампир? 3) Какие культуры были источником вдохновения для мастеров ампира? 4) Расскажите об архитектуре стиля ампир. 5) Какие цвета характерны для интерьеров стиля ампир? 6) Назовите основные черты романтизма. 7) В чем проявились сильные и слабые стороны романтического мироощущения? 8) Что характерно для живописи О. Рунге? 9) Каково было творческое кредо Г.Д.Фридриха? Проследите на примерах, как оно выразилось в живописи художника. 10) Найдите черты классицизма в творчестве Ж.О.Д. Энгра. 11. Что нового привнес в живопись Т. Жерико? 12. Расскажите о творчестве Э. Делакруа. 13) В чем, на ваш взгляд, проявилась гениальность Ф. Гойи? 14) Какие романтические темы воплотились в творчестве У. Блейка? 15) Расскажите о романтических картинах У. Тернера. 16) В чем состоят особенности пейзажей Д. Констебла?
|