КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Официально в искусстве первой половины XIX в. все еще господствовал классицизм, постепенно перерождающийся в догматический академизм, но передовую роль играл романтизм, свободный от академических догм. Ампир.На протяжении трех первых десятилетий XIX в. в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве стран Европы сложился стиль ампир (от фр. empire – империя)[18]. Он возник и развился во Франции в эпоху империи Наполеона Бонапарта (1804 – 1815), а затем распространился в других странах. Ампир был искусственно насаждаемым властью стилем – холодным, помпезным и напыщенным. Основными источниками творческого переосмысления и вдохновения для художников этого стиля стали культура архаической Греции и императорского Рима, а также культура Древнего Египта (в связи с египетским походом Бонапарта). От этих древних культур ампир перенял, с одной стороны, монументальный лаконизм, а с другой – идею утверждения верховной власти правителя с помощью многочисленных атрибутов и символов. Для людей XIX в. жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить. В Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство – большинство столиц обрели новый архитектурный облик. Отличительные черты стиля ампир – торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Широкое распространение получили массивные портики дорического и тосканского ордеров. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.). Художники, тяготеющие к стилю ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они в отличие от классицистов ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Мастера ампира украшали свои произведения также древнеегипетскими орнаментами и символами, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Пластические открытия древнеегипетского искусства узнаются в больших нерасчлененных поверхностях стен, геометрической правильности цельных объемов зданий, применении массивных пилонов и опор. Парадные дворцовые интерьеры богато декорировались рельефами, напоминающими древнеегипетские образцы, живописными панно, навеянными помпейскими росписями, вазами, похожими на греческие, бронзой и мебелью. Темное дерево мебели эффектно сочеталось с накладным золоченым бронзовым декором в духе египетских и римских древних украшений. Орнамент был перегружен причудливыми стилизованными растительными формами (арабесками, пальметтами и др.), фантастическими мотивами из этрусского искусства. В следовании этому стилю придворные художники доходили до абсурда. Так, спальня Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в римские туники женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах. Для ампира характерны яркие цвета: красный, синий, белый с золотом. Композиция строится, как правило, на контрасте чистого поля поверхности стен, мебели, ваз и узких орнаментальных полос в строго определенных местах, подчеркивающих конструкцию форм. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских загородных резиденций (Фонтенбло). Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры в первой половине XIX в. стала реконструкция Парижа по строгому плану, включающему систему проспектов, триумфальных арок, колонн, площадей и архитектурных ансамблей. Романтизм.В европейской культуре конца XVIII – первой половине XIX в. угасает интерес к античным традициям. «Мы не греки и не римляне – нам другие песни надобны» – в этих словах выразилось мироощущение людей того времени. В литературе, музыке, изобразительном искусстве постепенно сформировался новый стиль – романтизм. Он рождался в активной полемике сторонников романтизма с приверженцами классицизма. Родиной романтизма стала Германия. Романтики обратили внимание на Средневековье – эпоху не только отвергаемую, но и презираемую Просвещением и классицизмом. Христианское искусство средневековой Европы в исследованиях романтиков получило сугубо национальные черты (французская готика отличается от немецкой готики, испанская – от итальянской и т.д.). Романтики подняли вопрос о так называемом «национальном духе». Романтизм обострил противопоставление мечты и действительности. Героизация личности, вступающей в битву с враждебной силой, страдание и гибель героя в борьбе за свободу и справедливость – центральная тема прогрессивного романтизма. Романтиков объединяли ненависть к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее, мечтательность, яркий индивидуализм и хрупкость внутреннего мира. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм – это «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй». Новым культурным веянием было то, что романтики стремились открыть неповторимую индивидуальную сущность отдельного человека, занятого устройством своего личного счастья. Ведущим видом искусства романтизма была музыка, именно тогда появилось определение архитектуры как застывшей музыки. Только мелодия могла снять столкновение индивидуального и общего – социального. Возросла роль фантазии и интуиции в творчестве. Художник-романтик считался толкователем языка природы, посредником между миром духа и людьми. Архитектура романтизма первоначально была представлена только отдельными постройками Ле Амо в версальском парке, имитирующий английскую деревенскую архитектуру, неоготическое Царицыно (Москва) и др. В русских дворянских усадьбах специально строили бесчисленные «руины» и «гроты». Интерес к готической архитектуре в XIX в. в связи с ее конструктивной основой был непродолжительным. Подлинное, научное внимание к архитектуре разных веков и народов начинается только в эпоху эклектики. Многие романтики разрабатывали научную основу колористического видения и анализа цвета. Романтизм подготовил приход импрессионистов с их интересом к цвету, к личному переживанию, по-особому окрашивающему натуру, природу.
|