КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ПОНЯТИЯ«Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины заблуждений» - этой мысли много веков, но она все так же актуальна. Уже само определение предмета исследования теории государства и права предопределяет приоритетность рассмотрения вопроса о понятии «государство». Особая роль государства в обществе издавна сделала его объектом пристального внимания. Попытки определить, что же такое есть государство, предпринимались с древнейших времен. Однако, по верному наблюдению Л.А. Тихомирова, ««несмотря на тысячелетние наблюдения различных проявлений государственности, несмотря на то, что определения ее делались иногда умами чрезвычайной проницательности и точности, содержание государственности оставляет и до сих пор место для различных толкований и споров». Единое, общепринятое понятие государства отсутствует: «сколько существовало обществоведов и философов, - отмечал Л. Гумплович, - столько существовало и определений государства». Причины этого лежат в совокупном действии целого ряда факторов. Объективными среди них являются: · эволюция самого государства, представляющего собой сложную развивающуюся систему, к тому же имеющую множество конкретных, существенно отличающихся друг от друга вариаций; будучи продуктом общественных противоречий, государство неизбежно само становилось противоречивым, меняя многие свои черты на разных этапах истории; · развитие процесса познания человечеством окружающей его реальности, накопление конкретного эмпирического материала для последующих теоретических обобщений. Серьезные проблемы субъективного характера кроются, в особенностях самой терминологии общественных наук. Эти науки, в отличие от естественных, значительно активнее используют для формирования своего понятийного аппарата не специально сконструированные термины, а слова, заимствованные из обыденного языка (отметим, что на самом деле это заимствование - взаимно): «таково уж свойство юридического языка, указывает А.Б. Венгеров, - он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам». Но зачастую, это заимствование не устраняет изначальной многозначности понятий. Показательна эволюция самого слова «государство». По меткому замечанию В.С. Соловьева, «ни один великий исторический народ не подчеркнул бы в понятии государства такой стороны или такого признака, который вовсе не имеет существенного значения». «Полис» (polis) древних греков был не просто городом-государством, но самостоятельной общиной полноправных граждан, а производное от него «полития» трактовалось как совершенное общение в противоположность общению «варварскому» - деспотии. Римляне, определяя государство как общее дело (res publica), акцентировали его задачу объединять людей, реализуя их солидарность. Специальный обобщающий термин «государство» (от итал.- stato), применимый к любой его конкретной форме, и вошедший в современные европейские языки, ввел Н.Макиавелли. Имея основой латинское status (состояние), его часто трактовали как относительное состояние, результат взаимодействия различных социальных сил, их «равнодействующую», как публично-правовое понятие статуса - упорядоченности. Византийская же трактовка термина «государство» признавала в нем сверхправовое начало, которое, не будучи произведением данных правовых отношений, призвано самостоятельно изменять их согласно требованиям «высшей правды». Эту линию продолжает и русское слово «государство», имевшее удельно-вотчинное происхождение и, согласно В.О.Ключевскому, обнаруживавшее смешение частного и публичного права. На наш взгляд, эти семантические нюансы важны для уяснения национальных особенностей понимания государства. Неоднозначность восприятия, а, следовательно, и многозначность подходов к определению понятия государства, по мнению Г. Кельзена, связана с тем, что данным термином «обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления». В современном русском языке термин «государство» в зависимости от контекста также употребляют в разных значениях. В широком смысле, характерном для публицистики и обиходной речи, под ним часто подразумевают страну, «общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые высшим органом власти». Такое понимание государства встречается и в политико-правовых документах, например, когда идет речь о «государствах – членах ООН». В более узком, собственном значении государство понимается как организация политической власти, совокупность ее институтов. Именно этот аспект приоритетно интересует теорию государства и права, но, читая литературу, необходимо четко видеть разницу контекстов, в которых пишут авторы. Серьезная проблема субъективного характера вытекает из тенденциозности подходов самих ученых. Их работы часто далеки от «чистой» науки и отражают интересы определенных социально-политических сил, составляя их идейно-теоретическое обеспечение. Они, - писал Л. Гумплович, - «изображают не то, что представляло и представляет собой в действительности государство, но то, чем оно должно быть по субъективному взгляду», который превращается в девиз партии, стремившейся к тому, «чтобы согласно с ними было преобразовано данное государство». Следует заметить, что поиск единого универсального определения государства вряд ли перспективен: подобные проблемы в силу своей природы не имеют окончательного решения. Они каждый раз по-новому и в особом содержательном контексте вставали, встают и, с неизбежностью, будут вставать перед каждым новым поколением исследователей, пытающихся понять суть познаваемой ими государственно-правовой материи. Плюрализм подходов – явление неизбежное. Многочисленные определения государства можно с некоторой условностью попытаться сгруппировать по определенным направлениям. В оценочном плане развитие представлений о государстве шло по двум линиям: этатистской и антиэтатистской. Первую отличает позитивное, и даже апологетическое отношение к государству, вторую – его рассмотрение как социального и нравственного зла. В субстанциональном плане выделим: следующие подходы. Первый кладет во главу угла внешние и внутренние факторы духовного порядка. Так, Г.Ф.-В. Гегель определял государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия, как «действительность нравственной идеи, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает». А, по мнению Л.И. Петражицкого, государство - «лишь особое, отвлеченное, никем не виданное существо, которое люди выдумали и назвали Государство и которому они требуют подчинения, тогда как оно в действительности - простое психическое переживание». Близка к этому направлению и трактовка И.А. Ильина: «Государство есть организованное единение духовно солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотической любовью и поддерживающих ее самоотверженной волею». В наиболее законченном виде подобные трактовки сводятся к теологическим подходам, теряющим реальную связь с научностью, ибо они в принципе недоказуемы. Второй, нормативный, или легистскийподход, трактуя государство как юридическое явление, отождествляет его с содержанием законов о публичной власти. Так, Г. Кельзен рассматривал государство как «относительно централизованный правопорядок». Г. Еллинек определял государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Признавая важность взаимосвязи права и государства, следует отметить ограниченность таких дефиниций. «Трудно согласиться с крайностями отвлеченного юридического нормативизма, - замечал Н.В. Устрялов, - о них справедливо говорят, что они грешат «денатурализацией» государственного явления, утратой чувства реальности государства. Они сознательно затушевывают сложную историческую природу государства, далеко не умещающуюся в рамки чистого права». Биологический подход исходил из трактовки государства как формы социальной биологии, проводя параллели с живым организмом (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер) Очень популярны разные вариации социологического подхода. Его сторонники при всем многообразии взглядов чаще всего трактуют государство как «особым образом организованное общество» или как «определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом». Еще Аристотель писал, что государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся». Н.А. Трубецкой указывал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Р. Моль считал, что это «организация совместной народной жизни на определенной территории и под определенной властью». Достаточно ярким выражением этого подхода является марксистская трактовка государства, определявшая его, исходя из классовой природы. Акцент делался на социально-экономических факторах. Рассматривая государство как продукт классового общества, вызванный к жизни его расколом на непримиримые классы, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «оно по общему правилу является государством… экономически господствующего класса», который при его помощи «становится также политически господствующим классом». Эти идеи были подхвачены Лениным, давшим максимально упрощенную трактовку: «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Ленин стремился продемонстрировать неизменность этого ключевого аспекта на всех этапах развития государственности: «и самодержавие, и конституционная монархия, и республика суть лишь разные формы классовой борьбы, причем диалектика истории такова, что, с одной стороны, каждая из этих форм проходит через различные этапы ее классового содержания, а с другой стороны, переход от одной формы к другой нисколько не устраняет (сам по себе) господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке» Впоследствии, раскрытие классового характера государства и его роли «машины для принуждения» стали ключевыми для трактовок государства, предлагаемыхв советском государствоведении. Но постепенно начала вскрываться ограниченность такой односторонности, заметная уже при анализе практики строительства советского государства. Надежды классиков марксизма на быстрый переход к коммунизму, скорое отмирание классового государства и описанную еще А. де Сен-Симоном замену его общественным самоуправлением оказались несбыточными в конкретных условиях ХХ в. Неожиданное для Ленина и его сторонников затягивание сроков «социалистического и строительства», потребовало новых теоретических разработок. Трактовка государства трудящихся как «машины классовой диктатуры» была неприемлема после декларированной ликвидации эксплуататорских классов, формирования концепции «социалистического общенародного государства». Начался постепенный отход от прежних жестких дефиниций государства: · 1940 г. - «особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть – диктатуру»; · 1970 г. – «исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»; · 1985 г. – «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны». Кризис в отечественном обществознании на рубеже XX–XXI вв. вызвал попытки пересмотра трактовок государства. В дискуссиях высказываются обвинения в адрес марксистской трактовки как односторонней, не учитывающей общесоциального назначения государства, выражения им общих интересов. Делаются попытки создания соответствующих дефиниций типа: государство - это «публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк). Рост внимания к государству как выразителю общенародного интереса, бесспорно, правилен. Но не надо забывать, что на это указывал и Маркс, писавший, что деятельность государства «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами». Учтем и историческое развитие государственности. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Существование таких государств связано не столько с классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Все это не означает, что современное государство полностью утратило классовость - она просто перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Но Маркс, Энгельс, Ленин писали свои труды в совершенно иных условиях и весомая часть их (особенно, ленинских) работ носит не столько научный, сколько полемико-публицистический характер. Лекция Ленина «О государстве», цитаты из которой приводились выше, вообще прочитана в сложнейшей конкретно-исторической обстановке 1919 г., когда акцент на силовой, принудительной стороне был вполне понятен. Но впоследствии произошла абсолютизация относительных формулировок, которая ныне иногда получает «новое дыхание». Меняется лишь полярность оценок, а реального пересмотра содержания не происходит. Новая абсолютизация лишь одной из сторон неизбежно обедняет понимание государства, делает его оторванным от реальности. Ряд современных авторов, «борясь» против одних догматических штампов, выдвинутых своими предшественниками, порождает другие, столь же нежизнеспособные. Понимание причин подобных крайностей, на наш взгляд, лежит в уже отмеченной выше особой роли общественных наук в обосновании конкретных политических программ, подмены науки идеологией. Кстати, Маркс и Энгельс не называли свое учение идеологией, относясь к данному термину критически: Энгельс обращал внимание на опасность вытекающего из идеологий метода подхода к действительности, состоящего в конструировании мнимой реальности, которая выдается за действительность. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием. Научное сознание, в противоположность идеологическим формам, остается «на почве действительной истории». Наука, для того, чтобы сохранить свой эвристический потенциал, да и просто, чтобы не потерять свой статус науки как таковой, ни при каких обстоятельствах не должна становиться служанкой идеологии.Вместе с тем, в практической деятельности ни родоначальники, ни, особенно, последующие «толкователи» марксизма так и не смогли удержаться отэтого. Попыткой несколько более взвешенного подхода представляются формулировки той группы авторов, которую В.В Лазарев определил как политико-юридическое понимание государства»: «это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Н.И. Матузов, А.В. Малько); это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию» (В.В. Лазарев), это «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом» (В.Н. Хропанюк) и др. Характерные особенности данных формулировок: акцент на роль публичных органов и попытка оформить определения через перечислениерядаключевых признаков государства. Такой подход вполне допустим, ибо«понятие» можно определять как отражение предметов или явлений в их существенных признаках. Определив признаки государства («каркас» государственной организации общества) можно выявить отличия государственной организации от негосударственной. Анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как особой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Кстати, именно по этому пути шло возникновение в XIX в. общей теории государства, иногда именуемой «теория трех элементов»: государство существует там, где есть 1) народ (население), 2) территория и 3) государственная власть. Современная теория государства несколько трансформирует и расширяет совокупность данных признаков Территория государства (суша, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.)- это пространственная основа государства, естественное условие его существования и функционирования, обусловленное объективными экономическими законами. Территориальный признак влияет на формирование и характер деятельности органов государства, их структуру; определение государственных и административных границ и т.д. Но это необходимый, но не достаточный признак: без территории государство не может существовать, но наличие территории – не есть критерий, отделяющий государство от догосударственных форм организации общества, также ограниченных территориально. Поэтому территорию дополняют признаком населения, т.е. человеческого сообщества, проживающего на территории государства. Отметим, что понятия «население» и «народ» (нация) - не тождественны. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Межнациональные отношения в рамках одного населения могут быть конфликтными и даже вызывать дестабилизацию государства. Для смягчения конфликтов используются разные средства, например, федерализация или автономизация. Но и население также присутствовало при родоплеменной организации общества. Поэтому ключевой признак формируется комплексно: территориальная организация населения.В государственно-организованном обществе догосударственный кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение и заменен принципом его территориальной организации, распределением населения по административно-территориальным единицам. Государство имеет строго локализованную территорию в пределах своих территориальных границ и выступает на ней как единственный официальный представитель всего населения, превращенного в подданных или граждан этого государства. В пространственных пределах государства появляется новый правовой институт - подданствоили гражданство,т.е. принадлежность лица к тому или иному государству. Принципы гражданства фиксируются как внутренним законодательством каждого государства, так и нормами международного права. Отсутствие гражданства (апатридизм), трактуется Гаагской конвенцией 1933 г. и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. как аномальное явление, ведущее к правовой незащищенности личности: апатриды обязаны подчиняться законам страны проживания, и не имеют права претендовать на защиту со стороны других государств. Публичная (государственная) власть.Термин «власть» - это способность одной стороны (властвующего субъекта) навязывать свою волю другой (подвластному объекту), независимо от ее желания. Со времен родового общества известны разные виды личной и социальной власти (власть главы семьи, господина над рабом и др.), представляющие собой индивидуальную, либо групповую власть. Они существуют в силу личной зависимости подвластных, не распространяются на всех членов общества, не осуществляются именем народа, не претендуют на всеобщность. Публичныйхарактер государственная власть приобретает, становясь всеобщей и обезличенной, ей подчиняютсяпрактически все, находящиеся на «подвластной» территории, независимо от других связывающих их уз. Государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление иной власти на своей территории. Устойчивый характер государственной власти во многом связан с ее легитимностью, т.е. с поддержкой власти народом, с его готовностью исполнять требования власти. Термин «легитимность» буквально означает «законность». Но с точки зрения теории юридической науки легитимность и законность (легальность) власти - разные явления: легальность - это юридическое свойство государственной власти, а легитимность - ее фактическое свойство. Легальность (формальная легитимность) означает, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами, с международно-правовой точки зрения - имеет международное признание. Но власть может быть легальной, но не легитимной, и наоборот. Легитимность власти может меняться, и даже утрачиваться. Поэтому для всего общества чрезвычайно важно создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления легитимной государственной власти. Государственная власть больше не совпадает непосредственно со всем населением. Она осуществляется объединенным в единую систему специальнымгосударственным аппаратом.Это совокупность органов, наделенных государственно-властными полномочиями, связанными с обязательным юридическим закреплением их формирования и деятельности и основанной на этом способностью принимать обязательные для исполнения решения и при необходимости прибегать для их реализации к принуждению. Монополию на применение государственного принуждения реализуют особые группы органов, специально призванных стоять на страже законности и правопорядка, обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые профессионально занимаются управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда. Для содержания данной группы необходимо взимание налогов, сборов (обязательных и безвозмездных платежей, взыскиваемых в заранее установленных размерах и в определенные сроки), также являющееся прерогативой именно государственной власти. Сначала целевой характер таких платежей преимущественно состоял в обеспечении деятельности государственного аппарата. Позже, с ростом общественного самосознания, все больший объем поступлений от сборов направляется на реализацию общесоциальных целей (достижение определенного материального, образовательного, культурного уровня членов общества). Налоги, в основном, взимаются принудительно, но развитые формы государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. Присущая государственной власти монополия на издание общеобязательных веленийнекоторыми авторами расширяется до такого признака как неразрывная связь государства и права: а) право юридически оформляет государство и его власть, вводит их функционирование в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, делает их законными; б) государство осуществляет свои функции в правовых формах. При такой подчиненности государства праву, по мнению сторонников этого подхода, и формируется демократическое правовое государство. Проблема соотношения государства и права будет подробнее рассмотрена в главе Х.Здесь же отметим, что есть и подход, называющий этот признак неразрывной связью государстваи позитивного права. Такая связь сторонникам этого подхода видится двоякой: а) государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации; б) право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности; нормы, установленные государственными законодательными органами, обязательны для исполнения и самим государством. Признаком государства часть авторов считает государственный суверенитет. Это понятие впервые появилось в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами. На этом основании В.М. Сырых не считает суверенитет всеобщим признаком государства. Под термином государственный суверенитет принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Таким образом, обычно считается, что государственный суверенитет имеет две стороны. · внутреннюю: государство - единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится · внешнюю - независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов России торжественно провозгласил государственный суверенитет на всей территории Российской Федерации, принял Декларацию о государственном суверенитете России. Ст.4 Конституции России 1993 г. закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации предусмотрены гарантиигосударственного суверенитета. Политической гарантией является народовластие. Многонациональный народ России выступает носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Российской Федерации. Экономической гарантией суверенитета выступает исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России. К правовым гарантиям относятся: верховенство Конституции и законов РФ; невозможность изменения территории России без волеизъявления народа, выраженного путем референдума; полномочное представительство РФ в зарубежных странах; право приема в гражданство России Вместе с тем, проблема суверенитета остается сложной, является объектом серьезных дискуссий. Абсолютизация суверенитета (немецкая предвоенная традиция неразделенного суверенитета) проблематична. Государственный суверенитет не следует отождествлять с: · суверенитетом народа -верховенством и самостоятельностью народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т.д.). · суверенитетом нации- полновластием нации, ее способностью определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Вместе с тем, в демократических государствах, в которых нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и суверенитетом нации (в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет не может быть суверенитетом одной лишь нации). Говоря о внутренней стороне суверенитета, ряд авторов отмечает, что государственная власть должна быть несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно функционировать в одном и там же государстве. «Двоевластие» в некоторые периоды истории, связанные со своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточение в своих руках государственной власти – есть исключения. В то же время суверенитет не может быть основой для произвола, антиправовых действий. Верховенство государственной власти не исключает и ее взаимодействия с гражданами и их негосударственными организациями при решении разных вопросов государственной и общественной жизни. Споры вызывает и проблема суверенитета в федеративных государствах. Здесь суверенитет признается за союзными государством, но, по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России по федеративному договору суверенными считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России (Татарстан). Все более проблемным становится и соотношение суверенитета государства с международным правом, правом прав человека, действиями международного сообщества. Во взаимоотношениях государств на международной арене присутствует и сочетание формального суверенитета с реальной зависимостью от других государств. С термином «понятие государства» тесно взаимосвязана и такая его дефиниция как «сущность». В учебной и научной литературе можно часто встретить словосочетание «понятие и сущность». Но вопрос о сущности государства не тождественен вопросу о понятии. «Сущность» как философская категория характеризует главное в предмете или явлении. Это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета или явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. По верному замечанию В.В. Лазарева, «проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики». Вопрос о сущности государства тоже относится к числу дискуссионных. Л.А. Морозова говорит о наличии двух подходов к сущности государства: общесоциального и классового. С точки зрения классового подхода, представленного догматическим направлением марксизма, сущность государства, как уже отмечалось выше, - в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Не повторяя вышеизложенные сентенции, все же отметим, что, несмотря на явную односторонность, даже такое толкование позволяло относительно верно характеризовать сущность ряда исторических типов государства. Другую крайность представляет общесоциальный подход, трактующий современное государство как средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Задача государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними. Внимательное изучение трудов «представителей» обоих «подходов» свидетельствует о некоторой схематичности такого выделения. Скорее, можно говорить о выделении двух тенденций (определявших, по их мнению, сущность государства): к «классовости» и к «общесоциальности». Различие составляла разная трактовка рубежа смены этих тенденций. · Для марксистов «советского» типа – это слом старого капиталистического строя, соответствующего ему государства и последовавшая после ликвидации эксплуататорских классов замена диктатуры пролетариата социалистическим общенародным государством. · Для представителей немарксистских парадигм «общесоциальной» концепции (технократическая теория - Т. Веблен, Д. Бернхейм, Г. Саймон, Д. Белл, теория «плюралистической демократии» - Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Аллен, Р. Даль и др.) – это эволюционный переход к посткапиталистической (постиндустриальной, технотронной и т.д.) стадии развития общества, стиравшей классовые различия и выводившей на повестку дня решение приоритетных общесоциальных задач. Кстати, простое сопоставление временных рамок усиления тенденции к «общесоциальности» ведущих западных государств (демократизация политических режимов, изменения в конституционном и других отраслях права, социально-экономические и иные меры, направленные на становление демократических социальных государств) с зарождением социалистических стран позволяет сделать небезынтересный вывод об явно вынужденном приспособлении «западного мира» для выживания в условиях возникновения опаснейшей для капитализма ХХ в. альтернативы. Нам представляется, что двойственный характер сущности государства (защита интересов экономически господствующего слоя и решение общезначимых задач) присущ ему практически на каждом из этапов развития, но масштабы проявления каждой из сторон данной сущности были неодинаковы и определялись сложной совокупностью конкретно-исторических факторов. Так, попытки демонстрировать себя как «надсословное явление» предпринимал, например, и европейский абсолютизм XVIII в., а нарастание кризисных тенденций в современном мире, к сожалению, вновь, да еще и на качественно новом уровне усиливает ту сторону сущности государства, которую грубо определяют как «машина для принуждения». Аналогично обстоит дело и с социальным назначением государства, которое, по нашему мнению, в рамках данного общества объективно состоит в обеспечении минимальной степени конфликтности, нарастание которой влечет за собой и рост угрозы существованию как экономически доминирующих слоев, так и общества в целом. Связь между государством и контролирующими его общностями проявляется в разной степени и далеко не всегда очевидна. Сейчас уже понятно, что роль государства шире, нежели осуществление и поддержание исключительно классового господства. Бесспорно и то, что экономически господствующие социальные группы, создавая организации, выражающие их интересы, стремятся получить максимум возможностей для влияния на выработку и осуществление государственной политики. Но государство в условиях многополярности интересов обычно ищет их баланс, служа наиболее существенным интересам господствующих групп, но учитывая в некоторой степени и потребности всего общества. При этом оно может играть роль своеобразного «посредника», умеряя столкновения разных социально-политических сил и обеспечивать общественную стабильность, выражая тем самым общий интерес. Тем самым оно приобретает «относительную самостоятельность». Историческая практика показывает, что в периоды кризисов, ослабления безраздельного господства определенных социальных слоев и групп, а также усиления политической конфронтации деятельность государства сдвигается в сторону обеспечения порядка и целостности общества, стремясь умерять конфликты отдельных слоев населения, особенно, если это представляет угрозу для его собственного существования. На развитии государства довольно ощутимо отражается действие объективных организационных законов внутри составляющих его органов госуправления. По верному замечанию М. Вебера, госаппарат, как и любая, однажды созданная организация, начинает жить собственной жизнью, подчас отдаляясь от поставленных перед ним целей, и превращается в самостоятельный субъект социально-политических отношений со своими специфическими интересами и потребностями. Главная из них - сохранение стабильности самой организации и положения людей, связанных с ней совместной деятельностью. Но при этом чиновники стремятся скорее «переделать» внешние условия, чем самих себя и свою организацию. Социальное назначение государства и его роль в общественной жизни наиболее четко проявляются в его функциях. Функции государства (от лат. functio - исполнение, совершение) - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме. Важность вопроса о функциях государства на любом этапе развития обусловлена, во-первых, тем, что познание функций - предпосылка познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является очень важным. Точная дефиниция функций государства в юридической литературе – объект дискуссий, причем за терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Так, Н.В. Черноголовкин указывает: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном - в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства» Наиболее адекватным представляется следующее определение: Функции государства – это определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. То есть функции государства – это, во-первых, какие-то направления его деятельности. Государство как организация, управляющая обществом, осуществляет это управление в форме какой-либо деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства. С развитием государства, усложнением его задач и ростом объема забот расширялись и углублялись функции. Их содержание, объем и проявление обусловлены типом общества, его структурой, волей господствующего слоя. Практика показала, что чрезмерное стремление государства регулировать все процессы в обществе отрицательно сказывается на самостоятельности, инициативе, ответственности регионов, местных структур управления, порождает иждивенчество, потребительскую психологию. Поэтому за последние годы наметилась тенденция некоторого ослабления воздействия государства на отдельные общественные дела и процессы. Вопрос о критериях (основаниях) классификации функций государства также не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания для классификации. По объективной значимости функции государства делят на основные и неосновные. Конечно, такое деление условно, т.к. критерий разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой. Основные функции, по мнению некоторых ученых, носят системный характер, представляя собой качественно новую совокупность неосновных функций. По времени действия их делят на постоянные, которые государство реализует на всех этапах своего существования, и временные, чье появление вызывается специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По характеру-на общесоциальные и сословно-классовые. По сферам общественной жизнивыделяютэкономические, политические, социальные и идеологическиефункции. К числу критериев иногда относят принцип разделения властей, подразделяя функции на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Специфика этой классификации - в отражении ею процесса реализации государственной власти. Это формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но часто используемая в научных и практических целях. Но эта классификация признается не всеми учеными: многие считают, что происходит смешение функций государства и государственной власти (правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д.) Чаще всего в теории государства встречается членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению а) к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и б) по отношению к другим государственно-организованным обществам (внешняя функция). Внутренние функции государства классифицируются по сферам деятельности государства: каждое из них, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд базовых экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. · Экономическая - выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики. · Социальная - обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. · Культурно-воспитательная, в рамках которой особое место занимают образование, и воспитание граждан, в т.ч. правовое воспитание. · Финансового контроля - выделение и учет государством доходов производителей. · Охраны правопорядка - деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. · Экологическая - защита природной среды существования обшества . Внешние функции - основные направления его деятельности на международной арене, призванные решать следующие внешние задачи государства: а) интеграцию в мировое сообщество, установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и б) обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. · Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, интеграция в мировое сообщество - деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств, активное участие в работе международных организаций. · Межгосударственное экономическое сотрудничество. · Политическое сотрудничество. · Культурное и научно-техническое сотрудничество. · Борьба с международной преступностью, международным терроризмом · Участие в охране окружающей среды. · Защита от нападения извне, оборона страны Деление функций на внутренние и внешние тоже имеет недостатки. Оно – традиция предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода, жестко привязывавшего функции к сущности государства: внутренние – к классовой, внешние – больше к общесоциальной: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя часто все это имело демагогический характер. Сейчас членение функций на внутренние и внешние в известной степени утратило свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Иногда предлагают выделять глобальные функции государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
* * * Итак, мы видим, что государство есть сложный феномен, изучение которого продолжает носить неоднозначный, остродискуссионный характер.
|