КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 1. Политико-правовые учения Древней ИндииСтр 1 из 42Следующая ⇒ Ведийская эпоха (от 1-ой половины II тысячелетия до н.э. (в Индию приходят арийские племена) до VI в. до н.э.); родоплеменная стадия развития; нет стабильных крупных объединений; борьба арийских племен м коренным населением; утрачивается социальное единство; растет имущественное неравенство. Формирование сословно-кастового строя (4 сословия (варны) - брахманы (священнослужители); кшатрии (правители и воины); вайшьи (земледельцы, торговцы); шудры (лица физического труда, слуги)) (позднее в рамках варн возникли касты (джати) - более 600). Управление делами (возвышение вождя над племенем; превращение его в царя; расширение царской власти). Источники политической мысли (священные Веды - «Ригведа» (собрание гимнов); Атхарваведа» (сборник заговоров и заклинаний); также упанишады (религиозно-философские трактаты). Впоследствии происходит формирование крупных государств (изживание родоплеменной аристократии и идеологии; ассимиляция арийских племен, их поглощение местным населением; взаимопроникновение культур; возникновение буддизма). Происхождение государства. Брахманизм - политеистическая религия, но один бог верховный (Индра, пуруша (первочеловек). Божественное создание мира и общественного строя (Рита - установленный высшей силой изначально на небесах и земле порядок, требующий от человека определенного поведения; Дхарама (постепенно вытесняет риту) - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека). История общества (сначала была счастливая жизнь в довольстве и согласии, все соблюдали дхарму; вторая стадия - внутренняя борьба, каждый думает только о себе, сильные торжествуют над слабыми; наступление анархии делает необходимым установление политической власти (цель - защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы)). Положение о божественном устройстве сословно-кастового строя (наследственность и иерархия варн, их деление на высшие и низшие; господствующие первые две варны (брахманы и кшатрии); брахманы называются богами). Веды и комментарии к ним (2 решения проблемы происхождения кшатры (светской, царской власти) - создание правителя богами (или учреждение) его власти по воле богов) и избрание правителя людьми) (боги всегда санкционируют результат народного выбора). Основа долга правителя - его дхарма, а не договор с людьми. Буддизм. Сидхартха Гаутама (Шакья Муни) (563 - 483 гг. до н.э.) (отверг ритуальность брахманизма; учение сконцентрировано на личности; главная цель - избавить человека от страданий путем освобождения от желаний и страданий - самоуглубление, позволяющее сделать внутреннюю духовную жизнь неподвластной воздействию среды и познать подлинные связи человека с Вселенной). Древнейший источник буддизма (палийский канон - отвергается священный характер Вед; им противопоставляются попытки рационалистического объяснения общества и природы; десакрализация политического сознания (отвергается теория божественного происхождения варн и царской власти)). История общества (люди жили сначала счастливо, потом еды стало не хватать; пытали разделить; кто-то пожадничал - сначала пригрозили и осудили, а затем убили - появились 4 зла (кража, осуждение, ложь, насилие); решили избрать правителя (без всякого божественного вмешательства)). Возникновение сословно-кастового строя также связано с общественными неурядицами (первый правитель положил начало касте кшатриев; брахманы - потомки тех, кто увидев нарушения дхармы, решил искать уединения и предаваться благочестивым размышлениям; к кастовому строю привела дифференциация общества; принадлежность к варне определяется родом деятельности человека (нет божественного установления)). Буддизм проповедовал равенство между людьми в религиозной сфере (не в социальной) (вне этих пределов равенства нет; не был оппозицией к власти - власть предохраняет моральные устои; потребность в формировании крупных государств). Индуизм (упадок брахманизма, который не боролся с соперничающими течениями, часто ассимилировал их; индуизм - обновленный брахманизм). Стирание различий (буддизм постепенно поглощен индуизмом). Формы государства (идеальное государство). «Артхашастра» (Каутилья (министр основателя империи Маурьев Чандрагупты); наука о приобретении и сохранении власти (наставление по искусству правления); поддерживает верность Ведам, но опирается на обобщение и осмысление исторических данных). Цель общества - благо всех живых (понималось как сохранение созданного божественным провидением порядка, достигаемого исполнением каждым человеком его дхармы). Царь - наместник богов (заставляет подчиненных подчиняться дхарме с помощью наказания (данды); хороший царь - отец народа). Система управления (противоречива; существуют общие недоверие, подозрительность, интриги - система шпионажа, слежки и контроля). Власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами. Законы Ману (наставления Ману в дхарме) (содержат все сведения о дхарме - долге людей разных варн; правовой материал более систематизирован и компактен, чем в ведийской литературе; по замыслу - всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии; регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения и отсылает его к Ведам). Законы Ману - свидетельство о победе брахманизма над ересями (превозносится могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, их причастность к сверхъестественным силам; социальный консерватизм (презрительное отношение к шудрам и жестокость наказаний); традиционные положения о царской власти, делается шаг к ее обожествлению (первому правителю приписывается божественное происхождение); идеи совершенства изначально созданного Брахмой порядка). Понятие права (отличие от закона; виды права). Отсутствие специальных категорий права и закона (дхарма - право, закон, распоряжение и в то же время образ жизни в зависимости от возраста и варны) (дхарма - кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением). Отсутствие понятия прав личности (дхарма - прежде всего обязанность; личность пользуется правами не по праву, а в награду за нравственное поведение; жизнь человека определяется его поведением; награда праведнику может ждать человека в будущих рождениях (переселение душ); примирение с действительностью в ожидании последующей награды). Насильственные средства воздействия на общественную жизнь и поведение людей (данда - наказания; люди следуют дхарме из страха наказания).
|