КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория коммуникации Ю. Хабермаса.Занимался социальной проблематикой. Представитель Франкфуртской школы. Первые представители этой школы – Адорно и Хоркхаймер («Диалектика Просвещения»). Они критиковали современную им социальную систему (капиталистическую), которая, по их мнению, реализовывала один из принципов просветительской функции – принцип рациональности, который в современном обществе становится самодовлеющим, полицейским принципом, критерием, противостоящим сложному духовному содержанию человеческого сознания. Следующее поколение этой школы – Беньямин, Маркузе. Последний выделяет особую роль СМИ в укоренении бесчеловечности капиталистической системы, критикует современное общество как общество потребления (книга «Одномерный человек»). Третье поколение – Хабермас. Проблемам социальной коммуникации Ю.Хабермас посвятил сочинения «Коммуникация и эволюция общества», «Теория коммуникативных действий» и «Знание и интересы». Это поколение попыталось более отчетливо сформулировать суть кризиса. Хабермас сохраняет критическое отношение к существующей социальной системе, задача его функции – проанализировав недостатки системы, оптимизировать ее. Неравномерное развитие экономики; политический кризис (связан прежде всего с системой организации власти, с тем, насколько работают существующие законы); социальный кризис – дифференциация, расслоение общества; самый главный кризис – кризис легитимации. Его суть: в традиционном обществе иерархические отношения власти и индивида воспринимались индивидом как обоснованные, легитимные. Эта узаконенность была связана с тем, как мыслилась власть, что, в свою очередь, связано с теорией общественного договора: делегирование властных полномочий считается правильным и справедливым. В современном обществе мы уже не можем единообразно обосновать существование власти и то, каким образом она реализуется. Хабермас предложил выход из кризиса: концепция, основанная на непрерывном социальном взаимодействии (социальной интеракции), развитии коммуникационного обмена суждениями. Теория коммуникативного действия. Коммуникативными действиями называются такие социальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными социальными субъектами, а не в ориентированности на успех видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов социального действия. Необходимо принять законы, которые бы гарантировали непрерывный обмен суждениями о власти. Главным вопросом оказывается сама процедура обсуждения, в том, как организовать это обсуждение так, чтобы оно имело влияние. Речь идет о логической процедуре, которая является идеальным коммуникативным действием. Важно сформулировать тезис так, чтобы он не вызвал дополнительных вопросов по своему существу, и тогда обсуждение будет коммуникативным действием. Обсуждение должно быть демократичным, что предполагает возможность высказать любое мнение и то, что мнение меньшинства так же будет вовлечено в обсуждение и учтено. Коммуникационный консенсус, который вырабатывается в процессе обсуждения, это некое общее понимание. Сутью коммуникации является взаимопонимание, которое помимо установки на согласие говорящих и взаимного отказа от субъективизма, включает еще и общность жизненного мира. Жизненный мир (Lebenswelt) – это организованный и передаваемый от поколения к поколению посредством культурных традиций запас знания, сосредоточенного в культуре и, прежде всего, в языке. Этот запас знания составляет основание жизненного опыта индивида. Хабермас следующим образом характеризует жизненный мир: во-первых, жизненный мир несомненно наличествует у говорящего; во-вторых жизненный мир – общий. Он непосредственен и существует в качестве постоянного фона. Общность жизненного мира предшествует любому разногласию. В отличие от знания она не может быть отвергнута опытом, в крайнем случае – шоковым образом разрушена. В-третьих, жизненный мир образует среду, контекст, за который невозможно выйти. Жизненный мир в целом сводится к культуре. В процессе коммуникации (коммуникативного действия) производится и воспроизводится культура (знания), коммуникация способствует социальной интеграции и образованию личностной идентичности. Язык, по Хабермасу, занимает центральное место, поскольку в качестве средства коммуникации он позволяет проверить правильность утверждений в ходе аргументации, поиска истины и достичь на этой основе понимания. Язык всегда является инструментом понимания между субъектами, однако реальное взаимодействие людей в обществе протекает нередко по-иному, чем оно описывается в идеальной языковой ситуации. Реальность социума неразрывно связана с фактором власти и с политической ситуацией, в которой процесс интеракции осуществляется в виде «безнасильственного насилия». Хабермас называет это «разрушенной коммуникацией», которая есть по существу отказ от достижения коммуникационного согласия. Этот идеал, такое общество Хабермас назвал обществом дискурсивной демократии. Дискурс – практика размышлений, рассуждение, по Декарту. Дискурсивная демократия, по Хабермасу, предполагает учет участия народа в высказывании мнений по поводу существующей власти. Другой демократии, как считает Хабермас, быть не может.
|