Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Система жанров актуальной российской журналистики (печать, РВ, ТВ).




Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. "Genre" - вид). Жанр - тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности.

Для каждого жанра характерны свои признаки, однако жанровые признаки общего хар-ра явл. объединяющим компонентом для каждого из них. К основным жанровым признакам относятся:

4. Тема произведения. Данный жанровый признак определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение.

5. Композиционная организация материала. Определяет, каким образом сочетаются элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат в основе отбора материала.

6. Мера типизации. Определяет, насколько обобщенно воплощается произведение в деятельность, насколько широкий круг явлений и событий оно охватывает, насколько общим или частным является изложение.

7. Изобразительные и выразительные средства. Это средства, позволяющие найти адекватную форму действительности (цвет, свет, ритм, темп, стиль, звук).

Факторы, определяющие выбора жанра

1. Характер отображаемого объекта. Журнал-ка сталкивается с огромным разнообразием фактов, событий и объектов из многообразных областей деят-ти. Совершенно очевидно, что выбор того или иного жанра связан с характером этого явления или объекта с его особыми хар-иками.

2. Позиция автора. Определяется его мировоззрением, знаниями, системой нравственных оценок, особ-тей личности, пристрастий и антипатий (к-ые формально для журнал-ки не д. оказывать существенного влияния на рез-т, но тем не менее включены в творческий процесс). Позиция автора определяет такие факторы как острота материала, степень его детализации, аналитичности, художественности и т.п.

3. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ. Она обусловливает не только выбор жанра, но и определяет его направленность и очень часто мало зависит от воли автора, к-ому приходится учитывать многие вещи - формат издания, традиции, редакционная политика, место произведения в структуре общего выпуска и т.д.

Российские особенности

Постсоветская журналистика существенно отличается от своей предшественницы:

· на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю.

· современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой и-и – он все явственнее становится ее интерпретатором. Т.зр. конкретного лица интересна сегодня сама по себе. Интервью, беседы, колонки, комментарии, письма в редакцию свидетельствуют об активной роли субъекта высказывания на газетной полосе.

· она работает в режиме диалога с аудиторией. Диалог предполагает отклик на предложенный текст, интерес к нему. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его т.зр., внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ.

отображают действит-ть, приближаясь к ее реальной фабуле, максимально точно и полно отображают реально произошедшее. И-я не приемлет домыслов, интерпретаций. Жанры и-и обладают свойством всеобщности, они направлены на всю аудиторию целиком.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

2. Заметка. Содержит сам факт и нек-ые подробности. Состоит из 10–30 строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. В расширенной заметки возможны: историч. справка, сравнение, хар-ика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

3. Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает в-сы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. В печатных СМИ необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общ-ое положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.). Виды:

· Инф-ое: нацелено на то, чтобы собрать мат-л для новостей.

· Оперативное - разновидность инф-ого, только в еще более сжатом вар-те. Ставит перед собой цель сбора разных мнений по конкретному, узкому вопросу. Это блиц-опрос или опрос на улице. Особенность - одинаковая, фиксированная постановка в-сов. Задаются они как можно большему кол-ву людей.

· Интервью-портрет (персональное интервью) сфокусирован на одном герое. Им может стать любой ч-к, к-ый проявил себя в общ-ой жизни и поэтому привлекает взгляды широкой публики.

· Беседа (диалог) – когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству.

4. Отчет - по заданию редакции журн-т рассказывает о том, что видел и слышал. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных в-са, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание своей точки зрения.

5. Зарисовка - обобщение фактов, описание обстановки. Короткий и образный рассказ о своих впечатлениях.

6. Обозрение - важнейшие события города, завода, школы и т.п. за опред. период (сводки, итоги).

7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Это мат-л с места событий. Специфика - оперативность. Также характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр явл. очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Репортаж сочетает в себе эл-ты всех инф-ых жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, хар-ика персонажей, историч. отступление и т.д.). В печатных СМИ репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.

- это широкое полотно фактов, к-ые трактуются, обобщаются, служат мат-лом для постановки опред. проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитич. жанрам относятся:

1. Корреспонденция – жанр, предметом к-ого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение к-ого дается журналистом детализировано. Журналист необязательно дб непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или док-там.

2 группы корреспонденций – инф-ые и аналитические. Однако даже в инф-ой допускают присутствие «эл-тов оценки, предписания, прогноза», т.е. операций, присущих аналитике.

В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:

· отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

· выявление закономерностей развития текущей действит-ти на основе анализа конкретной ситуации;

· факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;

· авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

· явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.

2. Колонка. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем.

В жанровом плане может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – содержать лишь одну т.зр., характеризоваться своим «голосом» и стилем»); фельетона (критический, ироничный тон колонки). Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.

Образ автора в колонке мб интересен публике благодаря авторитету (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам), либо благодаря избранной им «маске».

3. Рецензия: имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения). Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Выделяют такие виды рецензий:

· рецензия-статья (традиционная форма);

· рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

· рецензия-фельетон (остро критическая);

· рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

· рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его. Главная особенность рецензии - объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия явл. информацией об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи.

4. Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают след. типы:

· Общетеоретическая посвящается глобальным в-сам общ-ого развития.

· Практико-аналитическая предназначена для разбора конкретных ситуаций и проц-ов, к-ые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

· Научно-популярная в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

· Полемическая статья представляет собой дискуссию, к-ую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным.

5. Обозрение. В перечне журналистских профессий на ТВ вслед за репортером, комментатором следует обозреватель. Обозрение – один из традиц., устойчивых жанров аналитической публицистики. Особ-ти:

· оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью;

· обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;

· обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;

· материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире»).

Предмет жанра – общ-ые события, цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

6. Обзор СМИ - изучение особ-тей публикаций, литературной, творч. деят-ти издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. Виды обзора:

· Обзор-презентация. Цель - проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие теле- и радиопрограммы.

· Тематический обзор - освещения определенной темы.

· Безадресный обзор - рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Характерная черта – отсутствие ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы.

7. Беседа. Опирается на использование «полилогического» м-да получения и-и. Беседу отождествляется с интервью. Общие черты: двусоставность текста. Разница: роль журналиста. В интервью ж. может ставить только в-сы. В беседе он явл. равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа м. оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ и РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.

1 жанр) Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.

Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик. Отличается выраженной персонификацией подачи материала (авторством). Наиболее распространенная разновидность очерка – портретный. Другая разновидность, также исходящая из литературной традиции – путевой очерк.

Портретный очерк. При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк.

Путевой очеркиспользует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества.

2 жанр) Зарисовка— это жанр, уходящий от информационности к образности, хотя и не обладающий композиционной завершенностью, глубиной, логичностью, свойственными очерку.Идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки используются ассоциативно–тематически, т.е. транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя.

3 жанр) Эссе(от фр. essai — опыт, набросок) — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, так как специфика жанра не столько даже допускает, сколько требует прямого контакта с личностью, с автором; эссе в журналистике жанр глубоко персонифицированный.

Однако надо сказать, что в телевидении на пути жанра стоит довольно существенное препятствие: телевизионные эссе могут привлечь внимание аудитории лишь тогда, когда их авторы — по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей.

4 жанр) Сатирические жанры: фельетон и памфлет.Особое место в экраннойпублицистике занимает сатирический раздел программы. Своеобразие сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же – это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства».

Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования. Обязательные элементы преувеличения обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров, преобладание ассоциативного монтажа. Специфична и текстовая часть экранного фельетона. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, одного конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике системы взглядов. Таким образом, памфлет обличает саму природу социального зла, против которого он направлен.

5 жанр) Документальный телефильм – фильм, созданный для телевидения, рассчитан на неоднократный показ в ряду других передач, но также с учетом всего контекста телевизионной программы, ситуации и условий ее восприятия. Формулируя своеобразие телефильма, заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты